ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.08.2021
Просмотров: 298
Скачиваний: 1
1.Предмет,цели и задачи истории Казахстана.
История наука,находящаяся в постоянном развитии.Это открытие мира,егопрошлого.История дает возможность осмыслить масштаб того,что происходило в настоящее время ,в ней заложены ростки будущего.
История решает следующие задачи:гносеологическую- дает знания о прошлом Отечества; Аксеологическая-формирует чувство сопричастия к истории;Праксиологическая – выработывает способность самостоятельного анализа и оценки сложных и разнообразных исторических явлений,позволяет определять обьективные критерии ;Прогностическая история –это прошлое ,устремленное в будущее .
Цель истории казахстана- донести до каждого мысль о том,что история Отечества – это результат деятельности людей всех предшествующих поколений,живших на территории Казахстана,включая наших дедов и отцов.
2.Периодизация истории казахстана.
-
Дренейший период( 2,5- 3 млн до н.э начало 1 тыс.до н.э)от начала каменного до конца бронзового.
-
Древний период (начало 1 тыс.до н.э –середина 1тыс н.э) период сакскихплемен,сарматы,уйсуни,гунны.
-
Среднековый период( 6 век до 18 века)
А) раннее средневековье (середина 6- 10 век) тюркскии,огузы,карлуки.
Б)Развитое средневековье (до монгольского нашествия караханиды,кыпчаки;послемонг.нашествия золотая орда,акорда,ногайская орда итд.
В) Позднее средневековье (15-18 век) образование казахского ханства.
4)Период новое время(18 век по 20)Казахстан в составе Российской империи.
5)Новейшее время(начало 20 века до наших дней
А)Казахстан в Советскую эпоху (1917-1991)
Б)с 1991 года до наших дней эпоха независимости.
3.Источники по истории Казахстана.Виды источников.
-
Вещественые–это вещи ,предметы к которым можно прикоснуться,аименно:орудиятруда,остатки древних городов,стоянки далеких предков,петроглифы(наскальные рисунки).
-
Писменные источники: историчкескиехроники,запискипутешественников,летописи,письма,работы ученых и иисториков.
-
Устные источники: Те которые передаются из уст в уста,легенды,сказки,былины,эпосы,песни(Елимай),шереже- родословная.
-
Этнографические-это предметы утвари,одежда,орнамент,посуда,музыкальные инструменты.
4.Палеолит на территориитКазахст.Хозяйство и кулбтура древнейшего человечества.Самый древний период каменный век(Палеолит)
-
2,5- 3 млн лет- 20-10 тыс до н.э
-
Мезолит(20-10 -5 тысдо.н.э)
-
Неолит(5-3 тысдо.н.э)
Палелит делится:
-
Нижний(2,5-140 тыс лет)
-
Средний (140-40 тыс лет)
-
Верхний(40-10 тыс лет до.н.э)
Главнын отличия: Каменные орудия труда,характерен низким уровнем развития производительных сил,отношениястороились на равенствах,,организация людей первобытное стадо.Обьединение для охоты,защитынападения.В нижнем палеолите зарожд.первобытнаяобщина.Гомониды на терр.каз на жили на побережьн Каспия и плато Устюрт.Орудия из SI,древние отщепы найдены в предгорьях Алатау.Длярасскалывания камня используют другой камень,такую технику называют Галечной культурой.Стоянки найдены в Центр.Казахст.В это время Человек расселился по всем климатическим зонам землм,начали формироваться рассы.Женщина занимала главенствующее положение в общине..культохотничей магии.
5.Мезолит.Хронорлогические рамки.
Мезолит(20-10 -5 тысдо.н.э).Важнейшие открытия: Лук и стрелы.Древния занятия человечества:собирательство и охота.Использование бумеранга(австралийские аборигенные народы.Потеплениеклимата.Обьект охоты лошади,зайцы,сурки,туры.Стоянкираспологались на берегах рек и озер.Стоянка на мангыстау (КЫЗЫЛСУ).
6.Укажите,в какой период времени существовала Андронновская культура и каковы ее ххарактеристики.Андроновская культура- одна из самых крупных культур эпохи бронзы в Европе и Азии. Ее памятники распространены на обширной территории от Енисея на востоке до Урала на западе охватывая обширные пространства Южной Сибири Казахстана Урала Среднюю Азию до Южного Таджикистана Афганистана Северного Пакистана. В 1914 году экспедиция Б.Г. Андрианова раскопала первый памятник Андроновской культуры у села Андронова под г. Ачинска в Южной Сибири поэтому культура получила название Андроновской. В 1927 году экспедицией М.П. Грязнова были обнаружены первые захоронения Андроновской культуры в Западном Казахстане. Центральный Казахстан основной район расселения племен в эпоху бронзы обнаружено свыше 30 поселений и 150 могильников. Важную роль в андроновцев играла скотоводство. В основном разводили коров овец коз лошадей двугорбых верблюдов - бактриан. Андроновцы вели оседлый образ жизни до 1тыс.до н.э. Их хоз-во было смешанным скотоводческо-земледельческим. Земли рыхлили и обрабатывали при помощи каменных мотыг поэтому земледелие называлось мотыжным. В поймах рек где почва плодородная увлажненная находились поля и огороды. В основном сеяли ячмень просо и пшеницу. Важную роль в жизни племен того времени играла металлургия. Основным сырьем изготовления орудия труда и оружия была бронза – сплав меди и олова. Основные преимущества бронзы сравнению с медью: 1) низкая температура плавления. 2)крепче тверже. 3)красивый золотистый цвет. Территория Казахстана богата полезными ископаемыми. Месторождения меди и олова свица золото и серебра имеются в основном в Центральном и Восточном Казахстане. Основным жилищем андроновцев были землянки и полуземлянки прямоугольной и овальной формы. Человек в эпоху бронзы поклонялся силам природы солнцу огню культу предков.
7.Племенные союзы и ранние государства эпохи:саков,сарматы(территория расселения,хоззяйство и культура)
1 тысдо.н.э в степях казахстана по сведениям персидских ученых проживали кочевые племена сакие «могучие мужи» .Греки называли их скифы.3 группы сакскихх племен:
-
Тиграхауда (Остроконечные шапки)Жили по Сырдарье и на Тяньшане.
-
Парадарая (за морем)Жили вокруг Аральского моря
-
Хаомаварга (напиток хаома)В районах реки Мурган.
Датируется 7-4 век.ЯзыкИндоиранский.Поантропологическуму типу европиоиды..Главная отрасль: коневодство,высокого уровня достигло ювелирное дело.Главный памятник «ИССЫК» 50 км от Восточной Алматы.(5-4 век).Мастера изготовляли конские упряжки,зеркала,котлы.Общество делилось: Воины- Жрецы-Общинники.
Искусство. С 8 в. до н.э. на территории Казахстана, Сибири и Поволжья возникает так называемый «звериный стиль». Главная тема-изображ зверей и мифологич чудовищ. Ими украшали украшения, одежду, котлы, жертвенники. Во 2 в. до н.э. постепенно стал.
Религия. Главная форма религиозных верований - культ предков. Также был культ вождя и царя. Саки поклонялись силам природы - солнцу, ветру, грозе, грому. В святилищах имелись алтари и жертвенники.
Сарматы.
Племенной союз сарматов занимал районы Западного Казахстана. Термин /сармат/ употребляется в античных источниках с 3 в. До н.э. в основном сведения греческих и римских авторов – Геродота Диодора Плиний Полибий. Важную роль в жизни сарматов играло кочевое скотоводство. Они преимущественно разводили коней и овец. В долинах Волги и Урала у побережья Черного моря у сарматов имелись постоянные поселения жители которых занимались земледелием. Сарматы также занимались охотой. Сарматские мастера искусно изготовляли лук и стрелы. Общество сарматов носил характер /военной демократии/. Господствующим положении в обществе находилось военное сословие. Равноправие всех членов общества. Женщины могли войти в состав военного ополчения. Культура сарматов хронологически делится на три этапа: 1)раннее сарматская (прохоровский период) – 4-2в до н.э. 2) среднее сарматская (период суслово) – 2в до н.э. – 1 в н.э. 3) позднее сарматская – 2-4 в н.э. на развитие сарматской культуры огромное влияние оказала культура Греции. Антропологический тип сарматов – европиоидный. Язык индо – иранский. С переселением хунну в среду сарматов проникают тюркские языки и монголоидные черты.
8. ГосударсвоУсуней и кангюев.В 3 в. до н.э. сформировалось государство кангюев. Территория - от Сырдарьи до Каратау. Столица-Битянь. I сведения о кангюях встречаются в китайских источниках- 2 в. до н.э. По источникам- 600 тыс. чел. Титул правителя- хан. Власть передавалась по наследству. Войны были средством обогащения. Пленных обращали в рабов.
Кангюи были связаны политическими, экономическими, культурными связями с Китаем, Парфией, Римом. Кангюи вели войны с соседними племенами: гуннами, усунями. Завоевали Бухару, Хорезм, некоторые области Средней Азии. Кангюикотролировали некоторые участки Великого Шелкового Пути.
Уйсуни.Во 2 веке до..э на земли саков Тиграхауда в Семиречье пришли племена Уйсуней,которые ассимилировали саков.Обществоуйсуней достигло государственности тер.ияСемиречья.Столица – Чигу.Во главе – правитель.Занимались кочевым скотоводством и землиделием.Уйсуни воевали с гуннами ,на западе граничили с кангюями.Владениеуйсунь существовало несколько веков.Было регулярное войско.
9. Гунны и их роль в этногенезе казахского народа.
в 93 г н.э. хунны проникли на Сырдарью в Приаралье Центральный и Западный Казахстан. Хозяйство. Основное занятие – кочевое скотоводство. Скот круглый год содержался на подножном корме. Заготовки на зиму не делались. Хунну также занимались земледелием охотой. Высоко го развития достигло военное дело.Основа войска подвижная конница. Оружие – лук и стрелы щитыбыли круглой и овальной формы в виде деревянной рамы. Культура. В 3-5 ву степных племен развивается искусство так называемого «полихромного стиля». Основной материал – золото. Для полихромного стиля характерным является разнообразие технических приемов украшения предметов: 1)инкрустация – вставки из цветных камней. 2) зернь- запаивание золотых шариков на основу. 3)скань – запаивание витой проволочки. Полихромный стиль сменил скифо-сакский звериный стиль. Истоки полихромного стиля относятся к началу 1тыс. до н.э. уже 7-5 в до н.э. в Казахстане было известно два технического приема-инкрустация и зернь обнаружено на изделиях курганов Верхнего Иртыша Центральный и Западного Казахстана а также в погребениях Алакульской впадины. С появлением племен хунну в Казахстане связано: проникновение большой группы тюркоязычных племен; проникновение монголоидных черт европеоидном облике местных жителей; проникновение «полихромного стиля» в искусстве.
10.Тюркский каганат – первое государство средневековья на территории Казахстана.Хозяйство и верования древних тюрков.
6 век время начала тюркской империи.В середине 1 тыс.н.э (542) появляются первые упоминания этноним тюрк.(китайские источники).Тюркский каганат 552- 603 Основатель Бумынь и Истеминкаган.За считанные годы тюрки достигли господства Евразии.Период наибольшей экспансии территория от Тихого океана до Черного моря.В 587году тюрки овладели Шелковым путем и стали хозяевами.Является первым связующим звеном между востоком и западом.Были воинственным народом совершали набеги на соседние государства с целью захвата рабов.Вели кочевой образ жизни.ддревние тюрки создали своеобразный очаг цивилизации,появиласьоседлость,строительствогородов,урбанизациянаселенияВысшим божеством у тюрков было небо Тенгри Хан.Поклонялись божеству Земли –Воды-ЖЕРСУ,Женскому божеству Умай.
В 6 веке подчинили аваров,кирнгизов,киданей.В 6 веке в нуутри государства начались распри внутри династии «ашинов»,а также давление со стороны Китая привели к распаду Тюркского каганата.Разделился на 2 самостоятельных государства Восточный и Западный.
11) Государства в 6-10 веках на территории Казахстана.
Тюркский каганат(552-703). В 80х годах 19в датский ученый Томсен впервые расшифровал древнетюркскую письменность и мир узнал о существовании древнетюркской цивилизации. В 542 году появляется первое упоминание этнонима тюрк в китайских источниках. Основатель-Бумынь и Истеми. Территория: в период их наибольшей экспансии от Тихого океана до Черного моря. Культура: поклонялись божеству Земли-Воды-Жер-Су, женскому божеству плодородия – Умай, появились коммуникативные средства – оседлость и урбанизация, строительство городов. Религии: буддизм, христианство, позже ислам. Вершина культуры – тюрская письменность.
Западно-тюркский каганат(603-704) Терр.: земли усуней от гор Каратау до Джунгарии, также Вост Туркестана и Ср Азии. Столица:Суяб. Во главе гос стоял каган. Простое население – кара будун. Население состояло из союза 10 племен.(он окбудун)Хозяйство: земледелие, скотоводство, ремесло, торговля. В 704 году распад из-за межплеменных войн, смены правителей и экспансии Танской империи.
Тюргешский каганат(704-756).Терр.:Жетысу.Столица:Суяб.Усилилось при Сулу кагане.Население делилось на сары и кара тюргешей.В 8 веке начинается натиск арабов, Атлахское сражение – 751г.Хозяйство:кочевое скотоводство.Культура:рапространение согдийского письма,буддизма,культовогозодчества,искусства, производство монет.
Племена карлуков(756-940)От Джунгарского Алатау до Сырдарьи, от Балхаша до Иссык-Куля.Столица-Суяб.Хоз.-кочевое скотоводство.Титул правителя-джабгу.В 893г был взят Тараз, население обращено в ислам.Культура:более 20 городов,развитие ремесла и торговли.
Кыпчаки. (конец 8-го—начало11)тер: от Алтая до Волги. Правитель: хан. В русских летописях их называли: половцы. Основное занятие- скотоводство.
12) Государства 10-13вв.
Гос-во Караханидов(942-1210)ВостТуркестан,Жетысу до Амударьи и Кашгара. Столица-г. Баласагун. Гос-во состояло из 2 уделов: Восточный с центром в баласагуне, Западный – в Бухаре. Основатель: СатукБограхан.Хозяйство: коневодство. Культура: гос религия-ислам, развитая налоговая система.
Каракитаи(1125-1212)Терр: от Тихого Океана до Алтая. Основатель: ЕлюйДаши.Столица-Баласагун.Культура: денежная единица-динар.Женщины и мужчины равны перед правом наследия власти.
Огузы (9-11) Тер: от Сырдарьи до низовьев Волги. Правитель-джабгу. Столица: Янгикент, Нородное собрание- совет знати.Хозяйство: скотоводство.
Кимаки (конец 9- начало11) Северо-вост и Центр Казахстана. Правитель-каган. Столица-Имакия. Титул переходил по наследству. Значительное место занимал культ ТЕНГРИ и распространена религия ислам.
13) ВШП. (2 в до н.э.- 14 век н.э.) Он шел из Китая в Среднюю, Переднюю Азию. Начинался путь в центральных районах Китая. Его функции:
-
Торгово (экон)
-
Дипломатическая ( политическая)
-
Культурная (языки, религии)
-
информационная
Все средневековые города располагались вдоль ВШП. Главными воротами ВШП пути для выхода на запад был Южный Казахстан( города- Тараз и Испиджаб)
14) В 8 веке на террКаз-на началось нашествие арабов. Арабская экспансия принесла на земли тюрков исламскую религию, элементы арабской культуры (литературный язык), который стал языком религии.
15) положительные последствия: свод законов Ясса был использован правителями как пример управления государством, почтовая, указ о запрете грабежа, сохранение религии, так было создано централизованное государство с управлением, администрацией, обеспечивалась безопасность торговли караванных путей, объединение культур врстока и запада.
Отрицательные последствия: нашествие монгол разрушило и разорило многие тюркские города, земли Казахстана опустели, многие народы бежали со своей тер, замедлился процесс этногенеза на 150 лет. На 20% усилился монголоидный облик, пострадало хозяйство, связи между государствами, приостановлено на 300 образование Казахского ханства.
16) Завершающий этап этногенеза происходил во 2-ой половине 15 века, когда с возникновением 60-х годах 15 века казахского ханства завершается консолидация всех тюркских родов и племен в единую народность. К началу 16-го века термин «казахи» обретает политический смысл, т.е. становится названием единого народа. Таким образом, казахский народ формируется из местной европейской общности и пришедшей монгольской. Казахский автор Артыкбаевсчитал что консолидация в единую народность и появление самосознания завершилась позже в 18 веке, в годы борьбы с Джунгарами.