ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.08.2021

Просмотров: 276

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Негативные последствия вхождения Казахского Ханства в состав Российской Империи

Вот лишь часть той немалой платы, которую вынуждены были заплатить казахи за вступление в состав России:
- изменился быт казахских племен, издревле ведших кочевой образ жизни, часть из них перешла к несвойственному для казахов оседлому образу жизни. Была введена масса ограничений, изменяющих экономические основы казахского общества;
- постепенно Казахское Ханство интегрировалось в систему экономики Российской Империи, что способствовало разрушению натуральных форм хозяйства;
- обострился земельный вопрос, спровоцированный уже первыми шагами непродуманной политики новой администрации в аграрном вопросе. Изымались земельные наделы, на которых казахи традиционно пасли скот, под строительство крепостей;
- разразился кризис пастбищно-скотоводческого хозяйства, вызванный земельной теснотой;
произошло нарушение традиционной хозяйственной системы, в результате объединения были серьезно подорваны производительные силы. В результате началось обнищание рядовых казахских общинников;
- казахи теряли лучшие пастбища, этим объясняется стремление казахского населения к уничтожению
 
казачьих хуторов;
- произошло возникновение ряда запретных земель –
все это послужило поводом для начала широкого антиколониального движения казахов, принявшего в 70-х годах XVIII в. организованные формы;
- начались восстания и междоусобные конфликты несогласных с решением о присоединении к России;
- политическая разобщенность, стремление к усилению самостоятельности жузов со стороны отдельных ханов и султанов, отсутствие внутреннего рынка –
все это ослабляло ханство. Произошло усиление внутренних противоречий в Младшем жузе;
- в 1822 году введением
«Устава о сибирских киргизах» была ликвидирована ханская власть в Казахстане и образованы округа;
- Россия закрепила за собой право утверждать верховных правителей –
ханов.

Положительные стороны вхождения Казахского Ханства в состав Российской Империи

Несмотря на все сложности, возникшие после вступления Казахского Ханства в состав России, это исторически важное событие имело и ряд положительных моментов:
- торговые маршруты, проходившие через территорию Казахстана, стали приобретать все более важное международное значение, так как связывали страны Восточной и Западной Европы с Центральной Азией. Через казахские кочевья постепенно налаживался торговый и дипломатический обмен России с государствами Средней Азии;
- русское правительство проявляло неподдельный интерес к политической ситуации в казахских степях и взаимоотношениям Казахского Ханства с соседями. В свою очередь, казахи, подвергавшиеся разорительным набегам соседних феодальных государств, также были заинтересованы в связях с Россией как с сильным союзником. Обсуждение этих вопросов положило начало дипломатическим отношениям между Казахстаном и Россией;
- хозяйство казахов постепенно втягивалось в орбиту капиталистического развития. Усилился ввоз в Казахстан не только готовых товаров, но и капитала. В степи возникали города, постепенно становившиеся административно-экономическими центрами Казахского Ханства, строились дороги, заводы и фабрики, открывались банки;
- присоединение к Российской Империи способствовало активизации торгово-экономических контактов между двумя государствами. Начала восстанавливаться традиционная торговля. Соседи также занимались меновой торговлей;
- Российская Империя, желая защитить свои новые владения, приняла ряд мер по обеспечению безопасности присоединенных территорий. В
 XVIII в. русское правительство предприняло ряд военно-политических и дипломатических акций, благодаря которым стало возможным противостоять и агрессии Китая;
- массовое переселение в казахские степи русского крестьянства вело к установлению тесных связей между казахами и русскими. Сложившиеся на почве совместного проживания отношения значительно повлияли на традиционный быт как русских переселенцев, так и коренных казахов, взаимно дополняя друг друга;
- присоединение к России было единственным на тот момент выходом из сложившейся ситуации, поскольку риск потери государственности был очень велик. Вхождение Казахского Ханства в состав России явилось исторически оправданным шагом. Выбор этот был сделан в обстановке острой политической борьбы внутри казахского общества лишь после того, как исчезли последние надежды


26. Культура казахов в XVI-XVII веках Культура Казахского ханства в XWXVI1 веках представляла собой культуру сложившейся казахской народности, вобравшей в себя духовные ценности своих предков. В силу особенностей кочевого образа жизни было развито прикладное искусство, особенно ярко проявившееся в оформлении убранства юрты, одежды, оружия, посуды,войлока и ковров. Образ жизни казахов воплотился в одежде, в ней отразился этно
генез, преемственность культур предшествующих поколений.Являясь отличительной чертой этноса, казахский народный костюм ото
бражалособенностя его материальной культуры, он строго регламен
тировался.В изготовлении одежды казахи использовали мех,войлок,
хлопчатобумажную ткань, шелк, парчу, бархат. Казахи широко применяли овечью и верблюжью шерсть для изготовления тканых, нетканых, а также валяных изделий. Это кииз-гладкий белый или серый войлок для покрытия юрты. Пищу казахи готовили преимущественно животную из мяса и молока.Из молока готовили разнообразные кисломолочные напитки и продукты: айран, катык, каймак, сарымай, кхрт, ир1миик, сузбе, шалап, кеже (тары коже, бидаЙ коже, жугер! кеже и т. п.), из кобыльего молока - кымыз, из верблюжьего - шубат.Характерной для кочевого казахского быта была и посуда. Нншря-мер, саба - емкость конической формы из кожи, вмва&шваш д« 100 литров и используемая для приготовления и хранения кумыса, шу%-та. Для перевозки кумыса существовала другая кожаная шкэеть-суйретпе, а объемом до 3-4 литров - торсык,. Казахи пользовались своим традиционным календарем. Годы объединялись в 12-летние циклы, как у многих народов Азии, они имели названия определенных животных. В XV1-XVH веках казахи официально исповедовали ислам. Центрами его распространения были Туркестан, Хорезм, Бухара. Ислам сочетался с доисламскими верованиями, основанными на культе неба — Тенгри. В XVI-XVII веках в Казахстане развивались устное народное творчество и письменная литература. Устное творчество представлено поэтам и-и мп ров и заторами - акынами, сказителями - жырау. Казахи использовали арабский алфавит, образование носило религиозный характер. Письменная литература существовала в виде религиозных и исторических книг Создавались исторические генеалогии - шежире. Важным памятником является книга "Джамидат-та-варих" (сборник летописей), который поевящен истории казахов XV-XVI веков. Аиор книги - бийКадыргали из рода жалаир. В жизни кочевников большую роль играло вокальное и инструментальное музыкальное искусство. Они использовали струнные, смычковые, духовые, ударные, шумовые инструменты, среди которых особенно популярны были домбыра, кобыз, сыбызгы. В период позднего средневековья, в XVI-XVI1 веках, сложились и закрепились главные элементы-культуры казахов.