Файл: Занятие по каждому упражнению изучить или повторить упражнения, включенные в очередное занятие (по учебнику или практически) повторить команды по отрабатываемым упражнениям, по наставлению пожарностроевой подготовки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Инструкторско-методическля подготовка
Пожарно-строевую подготовку личного состава в пожарных частях организуют начальники частей, привлекая к проведению занятий начальников караулов и командиров отделений.
Руководитель занятий по пожарно-строевой подготовке обязан:
уметь организовать и методически правильно провести занятия в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям боевой работы;
хорошо знать и уметь применять правила и приемы работы с пожарно-техническим вооружением;
быть для бойцов примером аккуратности, внешней и внутренней подтянутости, отличного знания требований уставов и безупречного их выполнения;
воспитывать у личного состава дисциплину и строевую подготовку;
решать на каждом занятии как образовательные, так и воспитательные задачи;
подавать команды на выполнение упражнений в строгом соответствии с требованиями • наставления по пожарно-строевой подготовке;
знать и строго соблюдать на занятиях правила труда;
применять приемы помощи и страховки.
Командир отделения при подготовке к проведению практического занятия с отделением должен:
уяснить содержание и цель занятие по каждому упражнению изучить или повторить упражнения, включенные в очередное занятие (по учебнику или практически);
повторить команды по отрабатываемым упражнениям, по наставлению пожарно-строевой подготовки;
определить место проведения занятия; место построения отделения, ход занятии и расчет времени;
повторить правила техники безопасности по каждому упражнению;
составить план-конспект занятия;
присутствовать на инструктаже у начальника караула и представить план-конспект на утверждение,
Инструктаж командира отделения проводится перед каждым занятием.
Для организации зачета по упражнению следует:
проверить соответствие места занятий требованиям, предъявляемым нормативами для сдачи зачета;
соблюдением правил техники безопасности;
на занятиях, особенно при работе на высоте, необходимо провести инструктаж страховщиков и поставить их в наиболее опасные места, проверить страхующее устройство, крепление лестниц в окнах, на крышах.
Командир отделения должен четко объявить название упражнения, кратко пояснить, для чего необходимо его разучивать, и поставить перед пожарными цель, которую они должны достичь во время отработки этого упражнения, рассчитать время на отработку упражнения и на повторение правил техники безопасности выполнения упражнения, на выполнение разминки.
Инструкторско-методические занятия проводят с целью научить, тренировать и принять зачет.
Если цель занятия - обучить пожарных, командиру отделения следует придерживаться следующей методики: лично или с помощью показчиков выполнить упражнения полностью в быстром темпе, чтобы пожарные ясно представляли конечную цель, т. е, то, что от них требуется, а затем в медленном темпе показать те приемы, которые должны быть изучены на данном занятии. Показ правил выполнения упражнения (приема) в медленном темпе сопровождается кратким рассказом. После этого командир. отделения назначает пожарных для самостоятельного выполнения упражнения под его руководством, т. е. переходит к разучиванию упражнения, добиваясь правильного его выполнения.
На первом этапе обучения пожарные допускают большое количество ошибок.
Причинами ошибок могут быть: неправильное понимание обучаемыми основ техники; недостаточное развитие у пожарных физических качеств (скоростно-силовой выносливости, силы и скорости); несоответствие нагрузки физическому развитию пожарных; нарушение правил техники безопасности и дисциплины.
Добиться исправления их при разучивании упражнения невозможно, вначале следует исправить лишь основные (главные) ошибки, которые влияют на технику выполнения упражнения, а затем исправлять остальные.
В процессе практической отработки упражнения командир отделения должен: постоянно объяснять; ясно показывать; замечать ошибки; указывать на ошибки, терпеливо, и настойчиво исправлять их; быть примером аккуратности, внешней и внутренней, подтянутости, а также добиваться, чтобы все пожарные правильно и четко выполняли строевые приемы, как для одиночного пожарного, так и в составе отделения.
Если цель занятия - тренировать пожарных, то целесообразно до выполнения упражнения путем опроса проверить знания пожарных по правилам выполнения этого упражнения и техники безопасности.
Тренировка проводится с постепенным увеличением физической и психологической нагрузки и доводится до той степени, которая имеет- место в действительных условиях при работе на пожарах.
Физическая и психологическая нагрузка на занятиях должна даваться с учетом особенностей возраста; Физической и психологической степени подготовленности: условий выполнения упражнения (погода, время суток, характер объекта).
Физическая нагрузка регулируется: плотностью занятий (количеством повторений во время тренировки, тщательной подготовкой места занятия, рациональным использованием мест занятий, максимальном использованием количества пожарно-технического вооружения, краткостью и ясностью объяснений); паузой отдыха (сокращением времени на перестроения и передвижения, на перерывы между отдельными упражнениями); характером отдыха (активным, пассивным), а также интенсивностью занятия (скоростью выполнения упражнений).
Если цель занятий- принять зачет у отделения, командир отделения проводит разминку, в которую входят специальные (подводящие, имитационные) упражнения, сходные по своей структуре и содержанию основному упражнению. При необходимости следует дать повторить упражнение в целом или отдельные элементы, приемы.
Затем необходимо объяснить условия выполнения упражнения и объявить нормативы (время для выполнения упражнения в целом на "отлично", на "хорошо" и на "удовлетворительно"), а также порядок принятия зачета.
Командир отделения должен иметь список отделения, карандаш и секундомер.
Каждому пожарному (отделению, если упражнение выполнялось в составе всего отделения) следует объявить время, за которое он .выполнил упражнение.
Методика отработки нормативов по ПСП.
Командир отделения должен наблюдать, как отделение выполняет его команду; как воспринимает показ и как слушает объяснение изучаемых движений; должен проверять понимание показанного и пройденного; определять, насколько правильно и точно выполняет приемы, здесь же указывать на ошибки и предлагать исправить их, добиваясь от занимающихся совершенного овладения упражнением.
По окончании каждого занятия командир отделения обязан:
проанализировать прошедшее занятие, проверить успешность освоения пожарными намеченного для изучения материала, наметить пути дальнейшей организации учебного процесса.
По окончании обучения рекомендуется оценивать успеваемость каждого пожарного в отделении, карауле.
Практические нормативы устанавливаются в зависимости от состава пожарных и требований, предъявляемых программой.
Оценка осуществляется по четырехбалльной системе:
отлично, хорошо, удовлетворительно и неудовлетворительно. -
"Отлично"- все упражнение проделано слитно, точно, сильно, в правильном ритме, с акцентом на главной фазе.
"Хорошо"- упражнение в общем проделано слитно и точно, но не хватает ритма с акцентом на главную фазу.
"Удовлетворительно" - упражнение сделано по общей схеме правильно, но медленно и с отдельными ошибками.
"Неудовлетворительно" - неумелое выполнение упражнения в целом или наличие в нем грубых ошибок.
Командир отделения должен сопровождать свою оценку объяснением положительных, сторон .и недостатков в выполнении пожарными данного упражнения и указаниями путей исправления замеченных недостатков.
Оценка должна быть вполне объективной и справедливой и тем самым помогать личному составу отделения, караула правильно осознать успешность обучения. Правильная оценка имеет большое воспитательное значение в обучении: она всегда стимулирует к лучшей работе.
Для учета занятий по пожарно-строевой подготовке в каждом карауле должен быть журнал. В журнале отмечаются посещаемость занятий каждым пожарным, его успеваемость, сдача нормативов по пожарно-строевой подготовке, выполнение спортивных нормативов по пожарно-прикладному спорту и результаты участия в соревнованиях. На других страницах записываются содержание занятий и замечания командира отделения, начальника караула, задание.
Организация проведения занятий с личным составом газодымозащитной службы.
При обучении и тренировке газодымозащитников в программу желательно включить отработку следующих тем и упражнений: охрану труда при работе в СИЗОД, надевание, снимание и укладку СИЗОД
; выполнение проверок № 1, 2 и команд "Противогазы надеть", "Противогазы проверь", "В противогазы включись", "Из противогазов выключись", "Противогазы снять".
При работе на свежем воздухе; повороты на месте, ходьба медленная, ускоренная, бег; выполнение вольных гимнастических упражнений, ходьба по бревну; переноска пожарно-технического вооружения и пострадавших на различные расстояния; преодоление двухметрового забора и домика с применением лестницы-палки; подъем по штурмовой, выдвижной, внутренней, стационарной лестницам и автолестнице; боевое развертывание от мотопомп, пожарных автомобилей и работа с действующими стволами; вскрытие и разборка строительных конструкций с помощью механизированного и немеханизированного инструмента; спасание пострадавших из окна второго этажа с помощью спасательной веревки.
При работе в дымокамере: ориентировка в задымленном и затемненном помещениях, прием и передача приказаний в КИП; отыскивание предметов и пострадавших, вынос их на свежий воздух; выпуск дыма, и удаление горящих веществ и материалов; эвакуация имущества из задымленного помещения; расчет кислорода;. вскрытие и разборка строительных конструкций; боевое развертывание от автоцистерны с подачей стволов через оконные проемы (лазы) с использованием ручных пожарных лестниц; организация и работа контрольно-пропускного пункта и поста безопасности и др.
В процессе тренировки руководитель занятий периодически проверяет самочувствие учащихся, давление в баллонах. Для проверки самочувствия учащихся руководитель задает вопрос "Кто себя хорошо чувствует, поднять руку (правую, левую)".
На занятиях командир ставит задачу: ориентирование в дымокамере и нахождение мебели, оборудования, второго выхода (лаза), заставляет проводить различные работы по переноске тяжестей, отысканию различных предметов, вскрытию и разборке строительных конструкций механизированным и немеханизированным инструментом, отысканию "пострадавших", выносу их на свежий воздух, проведению полного развертывания с подачей ствола от автоцистерны по выдвижной лестнице, тушению ЛВЖ и ГЖ 'стволом-распылителем, расчету кислорода, необходимого для выхода на чистый воздух;
При обнаружении неисправности противогаза или появлении плохого самочувствия у учащихся руководитель занятий должен немедленно дать команду командиру звена о выходе звена на свежий воздух.