Файл: Лекция 1 Введение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.08.2021

Просмотров: 156

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Ф КГМА 1-8-21/02

МУ «Организация

методической работы в

соответствии с ГОСО 2006

года» от 04.07.2007 г.



КАРАГАНДИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра истории Казахстана и социально-политических дисциплин





ЛЕКЦИЯ




Тема : «Введение. Предмет, система курса «Основы права»



Дисциплина: «Основы права»

Специальность 051301«Общая медицина».

Курс: 1

Время (продолжительность): 50 минут.





























Караганда 2008



Утверждена на методическом совещании кафедры:

Протокол № 10

от «19» июня 2008г.


Зав. кафедрой: Никитина О.К.












































Тема: В условиях современного переходного периода человеку необходимо иметь представление о науке, без знания основ которой существование человека на современном этапе становиться невозможно. Для этого и вводиться данная тема как ознакомление с наукой и дисциплиной изучающей данную дисциплину. С переходом к рыночной экономике появилась необходимость создания новой юридической базы. Появились новые юридические термины, понятия и законы, которые относятся к демократическому обществу.


Цель лекции: ознакомить студентов с основными юридическими понятиями, основными законами которые были приняты за годы суверенитета. Рассмотреть основные этапы становления науки о правовых отношений.

.

План лекции:

1. Возникновение и развитие права.

2. Система курса «Основы права»

3. Взаимодействие права и культуры. Роль закона в формировании правовой культуры



1. В родовой общине или в племени действовали правила пове­дения или так называемые социальные нормы. Это были нормы обы­чаев, нормы обычного права, которые регулировали труд, охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт и семейные отношения. Мно­гие из обычаев являлись одновременно и нормами морали, рели­гии, которые регулировали обрядовые отношения.

Особенностью норм поведения в родовой общине было то, что нормы поведения выражали интересы всех членов рода. У членов рода не было четкого разграничения прав и обязанностей. Испол­нение норм поведения обеспечивалось привычкой, естественной потребностью соблюдать укоренившиеся правила, а также при не­обходимости обеспечивалось общественным мнением родовой общины или племени.

В процессе перехода от первобытности к государственной организации общества возникает право. Источниками права явля­ются: 1) санкционированные государством первобытные обычаи, превращенные в нормы права и охраняемые государством от нару­шений; 2) юридический прецедент, которому государство придает юридически обязательную силу для аналогичных дел; 3. издание государством нормативных актов, содержащих нормы права.

Как было сказано выше, право, как и государство, является продуктом общественного развития. Оно возникло в государствен­но организованном обществе как основной регулятор общественных отношений.

Есть различные точки зрения о том, что такое право, но все они имеют ряд общих положений:

- право – это социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

- право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а также учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;

- право частной собственности является основой всех прав человека.

Право – это система норм и правил поведения, которые исходят от государства, сформулированы в специальных госу­дарственно-нормативных актах, охраняются от нарушений силой государственного принуждения и выражают волю и интересы либо большинства общества, либо определенных его слоев.

Признаками права являются:

- общеобязательная нормативность;

- выражение норм в законах или в других нормативно-право­вых актах, признаваемых государством;

- право действует через дозволения, через субъективное право;

- государственная обеспеченность.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2002 года «О Классификации отраслей законодательства Республики Казахстан», в целях систематизации действующего законодательства Правительство Республики Казахстан отрасли законодательства Республики Казахстан: классифицируются следующим образом:

  • Конституция Республики Казахстан

  • Законодательство о государственном и общественном устройстве

  • Права, свободы и обязанности человека и гражданина

  • Государственные символы Республики Казахстан. Столица

  • Государственный язык в Республике Казахстан

  • Административно-территориальное устройство

  • Референдум. Выборы. Избирательная система

  • Государственные органы непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики Казахстан

  • Иные центральные исполнительные органы

  • Местное государственное управление

  • Местное самоуправление

  • Вопросы государственного управления

  • Государственная служба

  • Административно-правовые режимы

  • Гражданское законодательство

  • Субъекты гражданских прав

  • Право собственности и иные вещные права

  • Обязательственное право

  • Право интеллектуальной собственности

  • Наследственное право

  • Гражданско-процессуальное законодательство

  • Законодательство об исполнительном производстве

  • Трудовое законодательство

  • Брачно-семейное законодательство

  • Законодательство о социальном обеспечении

  • Финансовое законодательство

  • Бюджетная система и процесс

  • Налоговое законодательство

  • Таможенное законодательство

  • Законодательство о государственном регулировании хозяйственной деятельности

  • Антимонопольное законодательство

  • Законодательство об охране окружающей среды и использовании природных ресурсов

  • Социально-культурное законодательство

  • Законодательство об обороне, безопасности и правопорядке

  • Законодательство об административных правонарушениях

  • Уголовное законодательство

  • Уголовно-процессуальное законодательство

  • Уголовно-исполнительное законодательство

  • Международное право и международные отношения

  • Жилищные правоотношения

  • Законодательство в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.



2.

Дисциплина «Основы права» преподается практически во всех высших учебных заведениях Республики. Это связано с тем, что с развитием социально-экономических отношений возникает необходимость повышения правосознания и правовой культуры граждан. Курс «Основы права» включает в себя следующие разделы:

  1. Основные понятия о государстве, праве и государственно-правовых явлениях.

  2. Основные понятия конституционные права Республики Казахстан.

  3. Конституционные основы положения человека и гражданина в Республике Казахстан.

  4. Основы конституционного строя Республики Казахстан.

  5. Избирательная система Республики Казахстан.

  6. Основы организации и деятельности правоохранительных органов Республики Казахстан.

  7. Суд и правосудие в Республике Казахстан.

  8. Основы государственного управления

  9. Система, организация и формы государственного управления.

  10. Основы административного права Республики Казахстан.

  11. Государственные служащие.

  12. Общие положения гражданского права.

  13. Права собственности и иные вещные права.

  14. Основные положения семейного права Республики Казахстан.

  15. Основы финансового права Республики Казахстан.

  16. Бюджетное право Республики Казахстан.

  17. Основы трудового права.

  18. Основы права социального обеспечения.

  19. Основы экологического права.

  20. Основы земельного права.

  21. Уголовное право Республики Казахстан.

  22. Борьба с коррупцией в Казахстане.

  23. Процессуальное право Республики Казахстан.

Каждая из тем содержит основные положения каждой из отраслей права, ключевые категории и принципы.

3. Важнейшим признаком правового государства, обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранителей и других должностных лиц.

Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, от­носящихся к правовой действительности. При этом правовая куль­тура включает лишь то, что есть в правовых явлениях относи­тельно прогрессивного, социально полезного и ценного. Она - не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нор­мы и стандарты поведения.

Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуаль­ную правовую культуру (личности). Высший уровень правовой культуры индивида - это правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, во-вторых, в законосообразности (или законности) поведения (деятельности), в основе чего лежит убеждение в необходимости служения закону как высшей цен­ности. Особую разновидность групповой и индивидуальной право­вой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.


Правовую активность следует отличать от правомерного по­ведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осу­ществлением такой активности. Критериями разграничения здесь служат цель, средства ее достижения и общественно значимый ре­зультат деятельности в правовой сфере. Не следует относить к ней и просто инициативное исполнение своих обязанностей долж­ностным лицом. Такая инициатива является прямым служебным дол­гом, в частности профессиональным долгом, юриста и заключается в обязанности безупречно служить закону.

Если рассмотреть правовую активность как интеллектуальную активность личности, то согласно концепции Д.Г.Богоявленской, можно выделить три уровня:

1) если субъект права при самой добросовестности и энер­гичной работе остается в рамках заданного или первоначально найденного способа действия, его интеллектуальная активность относится к пассивному уровню, что подчеркивает не отсутствие умственной деятельности вообще, а то, что эта деятельность каждый раз определяется действием какого-то внешнего стимула;

2) если субъект права, имея достаточно надежный способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, струк­туру своей деятельности, сопоставляет между собой цели и зада­чи, что приводит его к открытию новых, внешне более остроумных способов решения к формулированию закономерности, то такой уровень интеллектуальной активности называется эвристическим. Этот уровень наиболее характерен для следователей и представи­телей других сходных профессий;

3) самый высокий уровень интеллектуальной активности носит звание творческого. Здесь обнаруженная закономерность становится не эвристической - формальным приемом (способом) действия, а самостоятельной проблемой. Не стимулированная изв­не, самостоятельная постановка проблемы - качественная, осо­бенность личностей, обладающих этим уровнем интеллектуальной активности. Интеллектуальная активность, в том числе в право­вой сфере, является интегративной характеристикой личности, объединяющей ее мыслительную и мотивационную сферы.

Правовая культура характеризуется состоянием правосудия, законности и правопорядка. В нее входят ценностные ориентации общества, социальных групп и слоев населения, а также индиви­дов, имеющие юридическое значение. Они концентрируются в пра­восознании. Наивысшими среди них являются ориентации на обще­человеческие ценности, а их ядром - человеческая личность с ее естественными правами. Не все, что относится к области права и правовой действительности, можно считать ценностью в конкрет­ных исторических условиях. И сама правовая культура представ­ляет собой ценность в той мере, в какой позволяет людям поль­зоваться благами свободы и справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует в достижении достойного и достаточного уровня жизни.