Файл: Лекция 1 Введение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.08.2021

Просмотров: 168

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовую, в том числе профессионально-правовую, культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как категорию содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние право­вой жизни общества на каждом данном этапе его развития. Это позволит охватить и оценить правовую жизнь в целом и основные ее сферы в отдельности. Типичным и наиболее полным примени­тельно к этому подходу принято считать определенные понятия правовой культуры общества как качественного состояния право­вой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совер­шенства правовых актов, правовой и правоприменительной дея­тельности, правосознания и правового развития личности, а так­же в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

Применительно к личности каждого гражданина в рассматри­ваемом аспекте правовая культура - это знание и понимание пра­ва, осознанное исполнение его предписаний.

Профессионально-правовая культура - это глубокие, объем­ные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соот­ветствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т.е. высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности. Соответственно для каждого юриста - это степень овладения профессией, уровень специальной подготовки.

Содержательный анализ правовой культуры предполагает по­нимание ее как системы осуществленных и идеальных элементовЛ, относящихся к сфере действия права и отражению в сознании и поведении людей. Структура правовой культуры в конкретно-соци­ологическом аспекте соответственно включает следующие наиболее крупные элементы, которые у юристов-профессионалов имеют свое определенное содержание и качественный уровень:

- право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю;

- правоотношения как систему общественных отношений, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями;

- правосознание как систему духовного отражения всей пра­вовой действительности;

- правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права;

- правовое поведение, деятельность.

Правовая культура функционирует во взаимодействии с дру­гими областями (или сферами) культуры: политической, нравственной (этической), эстетической, религиозной и т.д. При этом в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господствую­щей культуре данного общества, так и отдельным ее областям. Обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами правовой культуры - магистральная линия укрепления в обществе законности и правопорядка.


В связи с этим особо значимым является взаимодействие, взаимообслуживание элементов правовой и нравственной культуры и областей культуры в целом. Обеспечить социально адекватное, законопослушное поведение личности в условиях демократического государства можно лишь через нравственное и правовое сознание одновременно.

Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры служит непосредственным внутренним (личностным) меха­низмом определения правовой позиции (выбора правомерного или противоправного варианта поведения). Поэтому основными состав­ляющими профессионально-юридической культуры следует считать профессионально-правовую и профессионально-нравственную куль­туры.

Связь права и культуры не так явна, как соотношение пра­ва и политики, права и морали. Но она существует, поскольку право является весомой частью общечеловеческой культуры. Серьезное, ответственное, сознательное отношение к правовому регулированию общественной и частной жизни, стремление совер­шенствовать социальную действительность посредством правовых механизмов есть яркое проявление цивилизованности общества.

Правовая культура – это одновременно:

- определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности;

- состояние процессов правотворчества и реализации права;

- специфические способы правовой деятельности;

- результаты правовой деятельности в виде духовных и ма­териализованных благ, созданных людьми.

Каждый из названных срезов правовой культуры может рассматриваться на личностном уровне, когда акценты смещаются в сторону личностных свойств и качеств, и на уровне универса­листких обобщений, когда обращается внимание на функционирова­ние социального организма в его целостности. И в том, и в дру­гом случае принимается во внимание деятельное творческое нача­ло, обеспечивающее движение по пути прогресса и цивилизован­ности. Такое понимание отвечает широкому взгляду на культуру вообще как на категорию, объединяющую все ценности, созданные человечеством в процессе его духовной и практической деятель­ности.

Основополагающей культурной ценностью являются само право и правовые законы. Закон как инструмент организации обществен­ных отношений и как основной источник права является пока неп­ревзойденным и всеобъемлющим среди всех средств социального регулирования и контроля. Конструирование правовых законов - важнейшее завоевание цивилизации. Рано или поздно, но в идеале зрелая культура неизбежно порождает законодательство. Оно, в свою очередь, как дитя культуры, в идеале проявляет заботу о своей матери, упрочивая и приумножая культурные завоевания. И здесь следует особо подчеркнуть : законы способны, если они совершенные, формировать в том числе и право как одно из про­явлений культуры. Одновременно упрочиваются и другие (обуслов­ленные правом) юридические ценности.


В качестве примера ценностных завоеваний культуры в средствах (способах) и формах правовой деятельности можно ука­зать на законность и правосудие. Без них трудно было бы ожи­дать надлежащего правопорядка.

Законом создаются исходные ценности процедурно-про­цессуального порядка. Об уровне правовой культуры свидетельст­вуют, например, такие процессы, как парламентские процедуры по принятию законов, порядок разрешения конфликтов между властя­ми, отправление правосудия по уголовным или гражданским делам и т.д.

Относительная самостоятельность закона в том и проявля­ется, что он способен активно воздействовать на все проявления правовой культуры. Во-первых, будучи отражением правовой идео­логии, закон способен питать правовые идеи, способствовать по­явлению новых, более прогрессивных подходов к решению проблем правового регулирования. Во-вторых, на основе закона издаются подзаконные нормативные акты, формируются правовые институты, свидетельствующие об уровне правовой культуры. В-третьих, че­рез посредство закона и основанных на нем подзаконных актов утверждается система поступков и отношений, отвечающих мини­мальным стандартам культуры. В-четвертых, законом создаются или оформляются те учреждения (органы, которые способны нести юридическую культуру в широкие массы. Таким образом, любое состояние правовой культуры - интериорное (отражающее психи­ческие процессы), нормативное (фиксирующее совокупность норм права), поведенческое (указывающее на характер действий), объ­ективизированное (закрепляющее результаты правовой деятель­ности) - подвластно в той или иной степени закону и испытывает с его стороны прямое или косвенное воздействие.

Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Отсюда представляется возможным говорить о роли закона в формировании высокой культуры при ориентации его на средний уровень и преодоление уровня низкого.

Разумеется, оценки будут относительны. Разные люди, раз­ные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере. Как с субъективной, так и с объективной стороны существуют серьезные препятствия в дости­жении единства интерпретации правовых явлений в качестве куль­турных завоеваний. Тем не менее эти препятствия преодолимы. История выработала уже некоторые общецивилизованные критерии в определении уровня культуры, и на этой основе создается воз­можность для определения основных направлений повышения право­вой культуры, в том числе с помощью закона. К их числу следует отнести:

- формирование чувства права и законности;

- освоение достижений логико-правового мышления;

- совершенствование законодательства;


- увеличение объема и качественное совершенствование пра­вопослушного поведения;

- совершенствование юрисдикционной и иной правопримени­тельной деятельности;

- разделение власти законодательных, исполнительных и су­дебных учреждений;

- изучение памятников права и правоприменительной практи­ки как основы юридического образования.

Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами, а с другой - надлежащее кадровое оснащение юридических учреждений, законодательных, исполни­тельных и правоохранительных органов.

Определяя роль закона в формировании правовой культуры, нельзя забывать о культуре тех, кто занимает какие-либо долж­ности в государстве. Формирование подлинно государственного правосознания должностных лиц связано с преодолением узкове­домственных, национальных и региональных интересов. В центр всей политики ставится гражданин как духовно свободная, твор­ческая личность, которая нуждается в помощи и защите со сторо­ны государства. Но в фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем общегосударственные интересы вопреки интересам индивидуальным, групповым, классовым, партийным, если они стремятся к собственной выгоде, игнорируются при этом и если при этом игнорируется право и порядок.

Выделяется также профессиональный уровень правовой куль­туры. Это культура юристов, практикующих в той или другой об­ласти. Данной культуре присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений. Повышение профессиональной культу­ры связано с глубиной юридического образования, формированием высокого уровня прогрессивного правосознания, степенью разви­тия юридических наук, приобретение практических юридических навыков, степенью правовой активности профессионалов.

Вместе с тем область культуры, человеческие отношения в этой сфере столь специфичны, что их регулирование с помощью законов является делом не менее тонким, чем регулирование дру­гих отношений. Есть большая доля истины в том, что право не может быть выше, чем культурное развитие общества. Поэтому из­даваемые государством законы если и должны в качестве опреде­ленной модели вести за собой (формировать) соответствующие от­ношения, то не настолько, чтобы отрываться от них и превра­щаться в законы неправовые.

Можно также утверждать, что для большого числа людей нор­мативом поведения служит не закон, а сама культура (общая и юридическая), поскольку они не знают конкретных норматив­но-правовых предписаний, никогда не знакомились с правовыми актами. Однако здесь легко впасть и в другую крайность, а именно - недооценить роль законодательства в формировании культуры. Причем не обязательно напрямую. Чаще всего косвенно

- через правоприменительную практику (решение юридических дел в судах и управленческих учреждениях), через общение с друзь­ями и коллегами.


Следует всегда иметь в виду двустороннюю связь закона и культуры, не упуская из виду "производительную" роль культуры в процессе законодательной деятельности. В ходе правопримене­ния общая и правовая культура выполняет роль дополнительного (наряду с законом и вместе с ним) фактора оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела. Но при реализации права гражданами их культуре и правосудию доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения от нормы закона в силу личной заинтересованности, неразвитости юридической культуры, пробельности ее или отсталости, сориентированности на социаль­ные ценности. Роль законодательства в сфере культуры, взаимо­действие и взаимопроникновение этих феноменов социального бы­тия можно выяснять не только на уровне конкретных актов реали­зации права (микроуровень) или на уровне законодательной дея­тельности (средний уровень), но и на самом высоком (макроуро­вень) срезе - государство и общество. Высокий уровень культуры неизбежно открывает путь правовому развитию общества, правово­му закону и правовому государству. Неразвитость культуры, нап­ротив, обусловливает правовой нигилизм, деспотические формы и методы властвования. Таким образом, эффективность регулирующей роли законодательства в области культуры прямо пропорциональна уровню развития культуры, т.е. объекту регулирования.

Взаимодействие права и культуры в практическом плане мыслится только в рамках определенной страны (государства) и ее общей, политической, религиозной, нравственной, правовой культуре.














































Иллюстрационный материал: ( схема, таблица, видеосюжет)

Литература:

1.Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» от 7 октября 1998 г., от 21 мая 2007 г.).

2.Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2002 года «О классификации отраслей законодательства Республики Казахстан».

3. Конституционный Закон Республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 г. // «Индустриальная Караганда» от 19.12.91 г.

4.Конституционный Закон Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» от 16 октября 1995 г. // «Вести Казахстана» от 18.12.95 г. С изм. и доп. от 06.05.99 г.

5.Конституционный Закон Республики Казахстан «О Президенте Республики Казахстан» от 26 декабря 1995 г. // «Вести Казахстана» от 04.01.96 г. С изм. и доп. от 06.05.99 г.

6.Конституционный Закон Республики Казахстан «О Правительстве Республики Казахстан » от 18 декабря 1995 г. // «Вести Казахстана» от 23.12.95 г. С изм. и доп. от 06.05.99 г.

7.Конституционный Закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 г. // «Казахстанская правда» от 30.12.00 г.