Файл: Песочная терапия как средство снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детство» ЦРР г. Калуги НСП «Улыбка»
ПРОЕКТ
по дисциплине «Психологическое консультирование и психокоррекция»
«Организация психологической работы в дошкольной образовательной организации по направлению психологическая коррекция»
Тема: «Песочная терапия как средство снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста»
Составила педагог-психолог
Мкртумян Заруи Хачиковна
2023 год
Содержание
1. | Паспорт проекта | 3 |
2. | Актуальность проекта | 5 |
3. | Цели и задачи проекта | 6 |
4. | Этапы реализации проекта | 6 |
5. | Ожидаемый (предполагаемый) результат | 8 |
6. | Список литературы | 9 |
-
Паспорт проекта
Тема | Песочная терапия как средство снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста |
Автор проекта | Мкртумян Заруи Хачиковна, педагог-психолог МБДОУ Детство ЦРР г. Калуги НСП Улыбка |
Участники проекта | Педагог-психолог, дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители (законные представители) |
Цель проекта | Создание психолого-педагогических условий для снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста. |
Задачи проекта |
|
Тип проекта |
|
Средства реализации | • Информирование родителей о задачах и содержании проекта (беседы, консультации, лекции); • Вовлечение родителей в совместную работу над проектом; • Подготовка оборудования, материалов (приобретение песочницы), коллекцию мелких игрушек (человеческие персонажи, здания, дома, замки, животные: домашние, дикие, морские, машины, сказочные герои: злые и добрые, символические предметы: источники для загадывания желаний, камушки, «драгоценности», растения – деревья, кусты, цветы, овощи, фрукты, естественные предметы из окружения и др. |
План реализации проекта | 1 этап – подготовительный (организационно-диагностический) 2 этап – основной (информационно-практический) 3 этап – обобщающий (итоговый) |
-
Актуальность проекта
На сегодняшний день в современном мире специалистами отмечается рост количества детей с тревожностью. Причиной этого являются как возрастные и индивидуальные особенности детей, так и неопределенность современной жизни, переживание беспокойства у значительной части населения, возросшее количество стрессов, отсутствие безопасности и уверенности в завтрашнем дне. Эти и другие негативные последствия эмоциональных нарушений, несмотря на достаточную изученность, дают нам право говорить об актуальности проблемы тревожности.
Тревожные дети нуждаются в особом подходе и психологической помощи. Особенно важным является изучение тревожности в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё возможно предпринять своевременные корригирующие меры. В связи с этим нас заинтересовало изучение проблемы тревожности и целесообразностью использования песочной терапии в работе с детьми.
Песочная терапия – научно обоснованный метод креативной терапии, проверенный многолетней практикой квалифицированных специалистов в области психологии. В бессознательном состоянии руки человека становятся языком его внутреннего мира, с помощью которого он строит образы и сюжеты. Анализ песочного творчества приводит к раскрытию внутреннего потенциала, выявлению различных психологических травм, нахождению путей избавления от них. Посредством терапии можно решить многие проблемы и найти выход из любой жизненной ситуации, оценить уровень агрессии, и избежать стрессов. Погрузившись в творческий процесс, человек начинает лучше понимать себя, контролировать собственное поведение и поведение других.
Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снижает уровень тревожности, агрессивности, нормализацию его социального поведения, коррекцию детско-родительских отношений, создание ребёнку обстановки внешней безопасности, внутренней защищённости, оказание ему максимальной поддержки. В условиях работы ДОУ были разработаны и внедрены формы естественной деятельности ребёнка – различных игр с песком. Организованная образовательная деятельность предполагает индивидуальную деятельность с ребёнком или совместную деятельность в паре «ребёнок – родитель». Песочная терапия является частью совместной комплексной работы специалистов с детьми, имеющими высокую тревожность.
Песочная терапия – одна из психотерапевтических, психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем, а именно – снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста через творчество и игру.
-
Цели и задачи проекта
Цель проекта:
Создание психолого-педагогических условий для снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
-
Организовать приобретение песочницы и игрового материала; -
Разработать и апробировать на практике содержание воспитательно-образовательной работы по психофизическому оздоровлению детей; -
Научить ребёнка снижать ощущение тревоги, справляться с трудностями, чтобы чувствовать себя более успешным; -
Повышение компетентности родителей при использовании в домашних условиях форм естественной деятельности ребёнка – различных игр с песком.
4. Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап (организационно-диагностический):
-
Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата. -
Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. -
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы, подбор необходимого диагностического инструментария.
II. Основной этап (информационно-практический):
1. Содержание деятельности родителей:
-
Привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком. -
Участие в анкетировании, тестировании, на родительских собраниях, «Родительских клубах», индивидуальных и групповых консультациях. -
Активное участие в совместной деятельности с ребёнком в играх и упражнениях с песком.
2. Содержание деятельности педагога:
-
Просветительская работа с родителями, организация совместных конкурсов родителей и детей поделок из песка («Песочное угощение», «Песочный город». -
Фотовыставка «Игры детей на песке». -
Разработка серии конспектов организованной образовательной деятельности с детьми на песке. -
Индивидуальная и групповая консультативная работа. -
Практическая помощь родителям. -
Направление и контроль осуществления проекта. -
Подготовка презентации проекта.
3. Содержание деятельности детей:
-
Активное участие в играх и упражнениях на песке. -
Посильное участие в изготовлении фигурок – образов. -
Конструирование из песка. -
Рисование песком на песке. -
Экспериментирование. -
Составление узоров на песке. -
Создание песочных композиций и «секретов».
III. Обобщающий (итоговый):
-
Разработка презентации проекта. -
Презентация проекта на родительских собраниях, на педагогическом совете. -
Участие в конкурсах, конференциях. -
Проведение совместной и индивидуальной организованной образовательной деятельности с детьми на песке.
-
Ожидаемый (предполагаемый) результат в реализации проекта.
В результате реализации проекта педагоги ДОУ приобрели опыт самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса. Введение в практику работы ДОУ элементов песочной терапии способствует психофизическому и личностному развитию детей. Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей, что положительно повлияло на эмоциональное самочувствие детей. Наблюдается снижение тревожности, агрессивности, возможность выражения позитивных эмоций у детей в играх на песке. У детей появилась потребность на установление контакта и доверия в общении с другими людьми. Наблюдается улучшение в развитии тактильно-кинестетической чувствительности, благодаря упражнениям на песке. Возросла речевая активность детей. Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.
Список литературы:
-
Баринова, Н. Песок – вода – ладошки. / Н. Баринова [Текст]. // Ребёнок в детском саду. – 2010. – №2 – с. 2. -
Бережная, Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально – волевой и социальных сфер детей дошкольного возраста. / Н.Ф. Бережная [Текст]//Дошкольная педагогика. – 2007. – №1. – с. 50. -
Большебратская, Э.Э. Песочная терапия [Текст]/Э.Э. Большебратская. – Петропавловск, 2010. – 74 с. -
Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. [Текст]. // Детский сад со всех сторон. – М.: 2001. – 38 (44). -
Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст]/И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр "Академия", 1998. – 160 с. -
Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006. - №4. -
Новиковская, О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. [Текст]/ О.А. Новиковская. – СПб., 2005. -
Панфилова Н. К логопеду или в песочницу? //Обруч. – 2005. - №5. -
Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей. //Дошкольная педагогика. – 2006. - №4. -
Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст]/А.М. Прихожан. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000. – 304 с. (Серия "Библиотека педагога-практика"). -
Ромицина, Е.Е. Методика "Многомерная оценка детской тревожности" [Текст]/ Е.Е. Ромицина. – СПб.: Речь, 2006. – 112 с. -
Семенака, С.И. Уроки добра / коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет [Текст]. – М.: АРКТИ. 2005. – 80 с.