Файл: 1. Модель связи психологии с другими науками.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 275

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание
1. Постройте модель связи психологии с другими науками (модель может быть как графически представленная, так и описательная, например представленная в таблице).

2. Укажите отрасли и направления психологии, которые возникли в результате интеграции знаний различных наук.

3. Выберите несколько из наиболее интересных, на ваш взгляд, примеров и опишите более подробно данное направление.
1.Модель связи психологии с другими науками



2. Отрасли и направления психологии, которые возникли в результате интеграции знаний различных наук

  • социология +психология = социальная психология;

  • философия +психология = общая психология;

  • педагогика +психология = педагогическая психология;

  • технические науки+психология = инженерная психология;

  • физиология +психология = психофизиология;

  • медицина +психология = медицинская психология;

  • биология+психология = зоопсихология;

  • математика+психология = психометрия;

  • лингвистика+психология= психолингвистика.


3. Выберите несколько из наиболее интересных, на ваш взгляд, примеров и опишите более подробно данное направление.

Медицинская психология — отрасль психологической науки, направленная на решениетеоретических и практических задач, связанных с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, а также на решение вопросов, связанныхс психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления, решение различныхэкспертных вопросов, социальной и трудовой реабилитацией больных людей.

Предметом изучения медицинской психологии является: личность человека,страдающего различными заболеваниями, личность медицинского работника, а такжевзаимоотношения между ними в различных условиях — при посещении на дому, вамбулатории и клинике.

Психология рассматривает взаимоотношения медицинских работников каждого звена и всехзвеньев между собой в процессе профессиональной деятельности и в быту, приспециализации и усовершенствовании, в общественной жизни.
Медицинская психология изучает:

  • роль психики в укреплении здоровья и предупреждении заболеваний;

  • место и роль психических процессов в возникновении и течении различных болезней;

  • состояние психики в процессе лечения заболевания и, в частности, реакции на различныемедикаменты;

  • психические нарушения, возникающие при различных заболеваниях, и методы ихкупирования.


Важными вопросами медицинской психологии являются:

  • психопрофилактика;

  • психотерапия;

  • психогигиена.

Основные методы медико-психологического исследования:

  • беседа;

  • наблюдение;

  • эксперимент.

Методы исследований психических особенностей соматических больных медицинскаяпсихология заимствует у психодиагностики и общей психологии, а оценку адекватности или девиантности поведения человека у психиатрии, психологии развития и возрастнойпсихологии. Психосоматический раздел клинической психологии зиждется на научныхпредставлениях из таких областей, как психотерапия, вегетология, валеология.

Помимо основных методов, беседы с больным и наблюдения за его поведением, вмедицинской психологии используется тестирование.

Для психодиагностических целей широко применяются тесты, позволяющие выделить двеглавные группы свойств психики: свойства интеллекта и свойства характера личности.

Психологические методы (тесты) не являются основными при оценке индивидуальныхпсихологических особенностей испытуемого, а лишь дополняют данные клиническогообследования пациента, такие как тщательный сбор анамнеза, беседа, наблюдение, данныеклинико-лабораторных исследований.

Для эффективного и бесконфликтного взаимодействия с пациентами необходимо наличиетакого психологического параметра, как коммуникативная компетентность – способностиустанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, которая подразумеваетдостижение взаимопонимания между партнерами по общению, осознание ситуации ипредмета общения.

Коммуникативная компетентность рассматривается также как системавнутренних ресурсов, направленных на построение эффективной коммуникации в ситуациимежличностного взаимодействия. Некомпетентность в общении способна нарушитьдиагностический и лечебный процесс.

Психолингвистика - дисциплина, которая находится на стыке психологии и лингвистики. Изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания. Возникла в 1950-х гг.

У психолингвистики три основных теоретических источника.

Первый — психологическое направление в языкознании.

Языковеды прошлых веков писали о том, что язык — это деятельность духа и отражает культуру народа. П

ри этом они отмечали, что язык содержит в себе не только физический, но и психический компонент и тем самым принадлежит индивидууму.



Являясь условием общения и регулируя деятельность человека, язык ограничивает познание мира и делает невозможным полное понимание другого человека.

Второй источник психолингвистики — работы американских дескриптивистов, которые полагали, что владение языком основано на способности производить правильные предложения.

Третьим источником психолингвистики являются работы психологов, занимавшихся вопросами языка и речи. В работах Л. С. Выготского организация процесса производства речи трактуется как последовательность фаз деятельности (мотивация — мысль — внутреннее слово — реализация).

В концепции Л. В. Щербы постулируется наличие языкового материала (текстов), языковой системы (словарей и грамматики) и языковой деятельности (как говорения и понимания речи).

Отечественная психолингвистика сформировалась прежде всего как теория речевой деятельности.

Психолингвистика занимаетсяописанием речевых сообщений на основе изучения механизмов порождения и восприятия речи,изучением функций речевой деятельности в обществе,исследованием связи между речевыми сообщениями и свойствами участников коммуникации (превращение намерений говорящего в сообщения, интерпретация их слушающим),анализом языкового развития в связи с развитием личности.

Зоопсихология— (от греч. zoon — животное, psyche — душа, logos — учение) — наука о проявлениях, закономерностях и волюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории человеческого сознания.

Задачи зоопсихологии:

  • теоретические решение задач о соотношении бытия и сознания животного;

  • исследование факторов, оказывающих влияние на психическую деятельность животного;

  • исследование психической деятельности животного в окружающим мире и в неволе;

  • адекватная разработка методов исследования психической деятельности животных;

  • изучение закономерных психологических методов развития животных;

  • изучение и познание психики животного, начиная от зачаточного времени до высших форм развития;

  • изучение психических процессов и функций на низших уровнях эволюционного развития животных;

  • прикладное использование знаний о психике животных в хозяйственной и бытовой деятельности человека;

  • использование знаний о психике животных в развивающих и психотерапевтических целях.


Зоопсихология старается ответить на ряд вопросов:


  • В чем заключается сущность и характерные особенности восприятия и представления у животных?


  • Думают ли животные или это всего лишь инстинкты?


  • Какие отличительные признаки элементарного мышления животных?

Объект зоопсихологии – поведение, практическая деятельность животных.

Предмет зоопсихологии: зоопсихология –наука о психике животных, о проявлениях и закономерностях психического отражения на этом уровне, изучает формирование психических процессов у животных в онтогенезе, происхождение психики и ее развитие в процессе эволюции, биологические предпосылки и предысторию зарождения человеческого сознания.

Психофизиология — научный раздел и дисциплина специализированных высших учебных и научно-исследовательских заведений, лабораторий в вопросах изучения психологии человека и животных на базе физиологических основ психологических реакций живого организма и изучающая нейрофизиологические механизмы внутренних и внешних процессов, состояний и/или общего поведения.

В сфере психофизиологии разрешаются проблемы:

  • Соотношений и взаимодействия физиологического процесса и психического состояния рассматриваемого субъекта;

  • Изучаются, разбираются, сравниваются, анализируются роли биологических факторов включая свойства нервной системы в реализации психической деятельности, например, релаксации.

В зависимости от научно-исследовательской области изучения предмета, выделяют — психофизиологию ощущений и восприятий, речи и мышления, эмоций, внимания, произвольных и автоматических действий, а также — дифференциальную психофизиологию.

Сама психофизиология имеет направления:

  • психофизиология речи и мышления,

  • психофизиология эмоций,

  • психофизиология движений,

  • психофизиология активности личности,

  • психофизиология произвольных действий,

  • психофизиология памяти и научения,

  • психофизиология сна, психофизиология стресса,

  • психофизиология функциональных состояний.

Психофизилогия как область психологии включает:


  • Нейропсихологию — междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.

  • Нейрофизиологию — отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

  • Психодиагностику — отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Психодиагностика складывалась в конце XIX — начале XX столетий.

  • Психогенетику – раздел психологии, изучающий методы определения психологических особенностей человека с целью наиболее полного раскрытия его внутреннего потенциала во всех сферах жизни.

  • Безусловные рефлексы — постоянные врожденные реакции организма на определенные воздействия внешнего мира, осуществляемые при посредстве нервной системы и не требующие специальных условий для своего возникновения.

  • Психофизику — узкая область физиологии, изучающая взаимодействие между объективно измеримыми физическими процессами и субъективными ощущениями.

  • Психосоматику — направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.

  • Клиническую психологию — раздел психологии (на стыке с психиатрией), изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями.

  • Возрастную психологию — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.

  • Патопсихологию — практическая отрасль клинической психологии, «изучающая расстройства психических процессов (например, при психических болезнях)» и состояний психологическими методами, осуществляя анализ патологических изменений «на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме».