Файл: Занятие Обучающийся Салиндер Екатерина Константиновна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина: Родной язык

Практическое занятие 2.


Выполнил:

Обучающийся Салиндер Екатерина Константиновна

Преподаватель:

Черненко Наталья Михайловна

Задание 1. (максимальное количество баллов – 4 балла)

Спишите слова, расставьте в них ударение.

ЗнАмение, зимОвщик, зАсветло, заИндеветь, вероисповЕдание, кладовАя, дОнизу, ненадОлго, обнял, христианИн, Иконопись, вЕчеря.

Произведите фонетический и морфемный разборы слов знамение, кладовая, донизу.

Знамение

З (з) - согласный, звонкий парный, твёрдый.

Н (н) - согласный, звонкий непарный, твёрдый (парный)

А (а) - гласный, ударный

М (м’) - согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)

Е (и) - гласный, безударный

Н (н’) - согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)

И (и) - гласный, безударный

Е (й’) - согласный, звонкий непарный, мягкий (непарный, всегда произносится мягко)

(э) - гласный, безударный

В слове 8 букв и 9 звуков.

Морфемный разбор:

Знамени - корень

Е - окончание

Знамени - основа слова.

Кладовая

К (к) - согласный, глухой парный, твёрдый (парный)

Л (л) - согласный, звонкий непарный, твёрдый (парный)

А (а) - гласный, безударный

Д (д) - согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)

О (а) - гласный, безударный

В (в) - согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)

А (а) - гласный, ударный

Я (й’) - согласный, звонкий непарный, мягкий (непарный, всегда произносится мягко)

(а) гласный, безударный

В слове 8 букв и 9 звуков.

Морфемный разбор:

Части слова: клад/ов/ая

Клад - корень

Ов - суффикс

Ая - окончание

Донизу

Д (д) - согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)

О (о) - гласный, ударный

Н (н’) - согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)

И (и) - гласный, безударный

З (з) - согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)

У (у) - гласный, безударный

В слове 6 букв и 6 звуков.

Морфемный разбор:

Части слова: до/низ/у

До - приставка

Низ - корень

У – суффикс

Объединены общим лексическим значением: вероисповЕдание, христианин, Иконопись.

Текст: зимовщик по вероисповеданию был христианином. Всегда верил в знамение, поэтому в тот вечер в кладовой писал иконопись «Тайная вечеря». Закончил он писать уже засветло. Донизу заиндевевши зимовщик ненадолго обнял иконопись и отправился спать.


Задание 2. (максимальное количество баллов – 4 балла)

Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонки, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Укажите возможные варианты.

1. Античная мифология, классический язык, врождённый талант, прирождённый ум, гостеприимный хозяин, радушный человек, хлебосольный приём, губительное действие, пагубное влияние, единый миг, один момент, длинный путь, длительное воздействие, долгие сборы, долговременный кредит, продолжительный период.

2.Выдвинуть гипотезу, высказать догадку, исправить ошибки, устранить недостатки, найти опору, обрести поддержку, обнаружить закономерность, открыть закон, доказать теорему, обосновать теорию, предвещать поражение, предсказать успех, расширить возможности, увеличить потенциал, повысить уровень.
Задание 3. (максимальное количество баллов – 4 балла)

Составьте предложения или словосочетания с паронимами. За справками обращайтесь к словарям трудностей русского языка.

Добрый-добротный,

дружеский-дружественный

дефектный-дефективный,

конструкторский-конструктивный

эффектный -эффективный

блудить-блуждать

отражать-отображать

проводить-производить

представить-предоставить

опробовать-апробировать

укрывать-скрывать

осудить-обсудить

новшество-новинка

урожай-урожайность

существо-сущность.

Ответ:

Добрый мальчик – добротный дом, дружеская компания – дружественные страны, дефектный скол – дефективный ребенок, конструкторский набор – конструктивное решение, эффектное появление – эффективный эксперимент; блудить украдкой – блуждать по парку, отражать действительность – отображать свой мир, проводить совещание – производить товары, представить сотрудника – предоставить слово, опробовать новое лекарство – апробировать новый метод; укрывать преступника – скрывать правду, осудить поступок – обсудить планы на будущее; техническое новшество - музыкальная новинка, собирать урожай – урожайность моркови, существо вопроса - передать вкратце сущность разговора.
Задание 4. (максимальное количество баллов – 4 балла)



Прочитайте тексты. Расскажите, какую информацию вы получили из содержания данных текстов.

А. Большинство (приблизительно 75%) слов русского литературного языка может употребляться в любом стиле речи. Такие слова, как я, ходить, лес, и многие другие мы употребляем и тогда, когда говорим, и тогда, когда пишем, независимо от цели и обстоятельств, при которых мы говорим и пишем (Из учебника «Русский язык. Теория».)

Данный текст несёт информацию о том, что большинство слов русского литературного языка могут употребляться в любом стиле речи.

Б. Прилагательное синий в момент своего рождения значило «блестящий, сияющий». Это общеславянское слово образовано было с помощью суффикса –н- от той же основы си-, что и глагол сиять. (Н. Шанский. «В мире слов».)

Из второго текста я узнала о происхождении прилагательного «синий».

В. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками. (Из словаря.)

Из третьего текста я узнала, почему птицу называют снегирь.

Г. Слово «витамин» - международный научный термин, образованный от латинского «вита» (жизнь) и обозначающий вещество, необходимое для жизни. (Л. Успенский.)

Из этого текста я узнала, что такое витамин.

К какому стилю речи относятся данные тексты? Обоснуйте свой ответ.

Данные тексты относятся к научному стилю речи, так как они сообщают научные знания и точно передают научную информацию.

Вспомните, что такое термины. Выпишите из второго текста слова-термины.

Термин — это слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия любой сферы деятельности. Прилагательное, суффикс, основа, глагол.

Понаблюдайте, в каком значении (прямом или переносном) употребляются слова в текстах, какая лексика преобладает? Сделайте вывод.

Слова в текстах употребляются в прямом значении. Преобладает терминологическая лексика.

Понаблюдайте, какие предложения характерны для научного стиля (простые или сложные). Сделайте вывод.

Для научного стиля речи характерны сложные предложения.

Подберите отрывки из родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа (сказки, пословицы, поговорки, афоризмы, рассказы и других выдающихся произведений культуры своего народа), в которых говорится о явлениях, представленных в отрывках упражнения.

Земля народом сильна.


Гром и народ не заставишь умолкнуть.
Задание 5. (максимальное количество баллов – 4 балла)

Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения. За справками обращайтесь к словарям.

Вульгарное арго, рискованное антраша, звучащий банджо, выдержанный бри, опасный динго, красивое драпри, яркий индиго, юный кабальеро, большой гну, забавный гризли, крошечная колибри, бескрылая киви-киви, остроумный конферансье, маленький кули, прохладное мацони, уважаемый кюре, сочное манго, молодой марабу, седой маэстро, прекрасная пери, старый рантье, заброшенное ранчо, матовое габбро, справедливый рефери, маленькая цеце, увлекательное шоу, установленное эмбарго.
Задание 6. (максимальное количество баллов – 5 баллов)

Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Определите стиль текста и тип текста, докажите свою точку зрения.

Про то, что в Мертвом море можно читать газету, написано во всех справочниках, всех путеводителях, всех брошюрах всех стран мира на всех мыслимых языках. Для наглядности часто печатают и фотографию: некто толстый, в очках, улыбаясь, покачиваясь на воде, как если бы он сидел дома в кресле, действительно читает. Мертвая вода самое действенное в мире средство от кожных болезней и едва ли не половина страдальцев навсегда вылечивается после месячного курса на здешних курортах. Курорты недешевы, но каменистые берега обширны, пустынны и бесплатны для всех, а езды сюда от Иерусалима – сорок минут.

С детства помню вопрос из «Занимательной географии» - «В каком море нельзя утонуть?» Утонуть в Мертвом море, правда, так же затруднительно, как нырнуть с надувным кругом: вода в десять раз солонее средиземноморской, выталкивает наверх. Зато если капля ее попадет в глаз, человек потом годы рассказывает об этом приятелям наглядно изображая перенесенные им ужасы и муки. На вкус она горька и солона, так что этого тоже не забудешь. Купальщики не брызгаются, а торжественно и странно плавают в сидячем положении, как если бы под ними были невидимые стулья. На берегу – карусели с пресной водой, после моря и душа ощущение полного перерождения: как будто вам дали новое, легкое, неношеное тело с шелковой кожей. И невозможно не вспомнить, не задумается о темном смысле сказки о вороне, который должен был куда-то слетать и
принести мертвой воды и живой воды, чтобы воскресить убитого. И невозможно не думать о всех исцелениях, воскрешениях, преображениях, которыми полна история этой земли. (По Т.Толстой)

Я считаю, что стиль этого текста – художественный. Тип текста – повествование. В этом тексте присутствуют сравнения, описания, эмоциональная окраска, что характерно для художественного стиля текста. Так же, в тексте повествуется о событиях, действиях, что говорит о его типе – повествование.