Файл: Содержание Введение 2 Телевидение главный проводник в манипуляции 3 Манипулятивный пресс прессы 9 Заключение 15 Список литературы 17 Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание


Введение 2

1. Телевидение – главный проводник в манипуляции 3

2. Манипулятивный пресс прессы 9

Заключение 15

Список литературы 17



Введение
В настоящее время, в век правления информационных технологий и средств массовой коммуникации, СМИ играют все большую роль в жизни людей. Существует большое количество всевозможных СМИ – телевидение, радио, печатные и интернет-издания. Причем к последним сейчас обращаются все чаще и чаще. При обсуждении и анализе какого-либо события каждый источник информации преподносит свой взгляд на него. Это связано с тем, что за каждым СМИ стоят определенные люди, которым выгодно донести информацию тем или иным способом. Поэтому и создается многообразие различных точек зрения.

Именно так и начинается процесс медиа-манипулирования - та реальность, которую предлагают СМИ, безусловно опосредствована и обработана чьим-то мнением, она упрощена и не предполагает размышления, анализа, умственной проработки. Во многих случаях эта информация может быть опасна, так как человек принимает её готовой, не задумываясь над правдивостью содержания, и ему можно внушить многое из того, что изменит его мировоззрение.

На сегодняшний день СМИ – средство манипулирования сознанием людей, которые не преподносят информацию как незаинтересованный источник, а непосредственно создают ее. Проблема состоит в том, что большая часть населения не имеет представления о сути и способах манипулирования общественным мнением, вследствие чего легко поддается воздействию.

Цель работы - изучение СМИ, как манипулятора сознания.

Задачи:

- изучить телевидение, как главного проводника в манипуляции;

- рассмотреть манипулятивный пресс прессы.

1. Телевидение – главный проводник в манипуляции
Манипулятивное управление сознанием народа осуществляется всеми средствами массовой информации (СМИ): телевидением, радио, газетами, журналами, Интернетом. Поскольку в последние годы люди, особенно молодые, читают все меньше, первом месте по степени влияния находится телевидение.

В современном обществе телевидение во многом обусловливает знания, которые человек получает о мире. По данным независимого социологического агентства, в настоящее время примерно 84% населения черпает различную информацию из телепередач [4].


Отражением нынешнего влияния телевидения на населения являются зарплаты телеведущих. Если в советское время ведущий на телевидении получал приличную среднюю зарплату, (но меньше профессорской), то сегодня — в 50—100 раз больше профессора.

Из всех средств массовой информации телевидение пользуется наибольшей популярностью у населения, и, к сожалению, наибольшее число нареканий относится именно к телевидению.

Телевидение — это инструмент, который можно использовать как снотворное для одурачивания и манипуляции сознанием масс или же как орган их просвещения, подобно тому, как расщепление атома может быть использовано как для создания атомной бомбы, для истребления человечества, так и для получения дешевой энергии для нужд людей. Телевизор стал необходимым элементом не только домашнего, но и нашего духовного интерьера [4].

Являясь главным средством массовой коммуникации и оказывая огромное влияние на состояние общества, телевидение в настоящее время фактически контролирует всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры и навязывая свои приоритеты. То, что не попадает в каналы телевидения, в наше время почти не оказывает влияния на состояние общества.

Телевидение является инструментом жесткого манипулятивного воздействия на массовое, групповое и индивидуальное сознание, осуществляемое в интересах различных политических и финансовых групп. Небольшая профессиональная группа — творческие работники телевидения— превратилась в особую спецслужбу, ведущую войну против сознания и мышления всей массы соотечественников. Именно с позиций целенаправленного манипулирования ТВ мы будем рассматривать его и изучать.

Через зрение человек получает до 80 % информации об окружающем мире. Это наглядно объясняет действенность такого средства, как телевидение, пропагандистские возможно которого огромны. Ведь современный человек ежедневно проводит перед голубым экраном не один час, а дети сидят у телевизора от 15 до 25—30 часов в неделю [4].

Психологами установлено, что зрительные образы вызывают меньшее сопротивление у людей и потенциально более убедительны, чем словесные. Поскольку телевидение позволяет соединять визуальное и аудиальное воздействие, то, понятно, что и политтехнологи, и рекламодатели максимально используют этот вид вторжения в сознание людей.

Глядя на экран телевизора, зрители получают значительно больше информации, нежели черпают из газет или радио.



Согласно результатам исследований, 69 % получаемой с телеэкрана информации не дублируется словами. При этом наблюдается и различие в запоминании. Половина аудитории запоминает 16 % вербальной информации (т. е. воспринимаемой исключительно на слух) и 34 % визуальной. В пересказе первой из них 32 % опрошенных делают ошибки и только 15 % ошибаются, пересказывая визуальную информацию. Одновременно этот канал более эффективно использует информацию, донося до аудитории максимум возможных сведений [4].

Видеоряд — набор картинок, визуализирующих сюжет и придающий ему большую достоверность. Если видеоряд быстро меняется, то у зрителя не остается времени для раздумий. У него, слушающего и быстро просматривающего иллюстрации, за счет этого создается иллюзия достоверности сообщения.

Телевизионное восприятие — главным образом пассивное, ибо быстро меняющееся изображение и быстро совершающееся действие, происходящее независимо от желания зрителя (чего не скажешь, например, о чтении книги), не дает зрителю времени осмыслить, одуматься; и сообщение, и его значение проходят во многом через бессознательное, минуя рациональные механизмы.

На впечатление от увиденного сюжета влияют мимика, жесты и позы героев демонстрируемых сюжетов. Психологам известно воздействие на подсознание зрителя этих пантомимических проявлений, эмоциональное воздействие зависит от ракурса съемки, остальная съемка на уровне глаз персонажа вызывает апатию, создает впечатление его спокойствия, непринужденности. Показ его сверху (перспектива «птичьего полета») снизу (перспектива «лягушки») вызывает антипатию к персонажу.

Установлено, что политики чаще всего производят неблагоприятное впечатление, когда дают интервью журналистам противоположной политической ориентации, поскольку в этом случае на экране демонстрируются невербальные проявления (взгляды, избегающие собеседника, перекрещенные руки и (или) ноги, позы откинувшись, выставленные вперед локти). Когда политика хотят показать с негативной стороны, камера оператора акцентирует внимание зрителя на враждебных пантомимических его проявлениях.

Прежде всего необходимо подчеркнуть два элемента, присущих как телевидению, так и радио: эти средства предполагают использование изумительного инструмента, именуемого человеческим голосом, и оба позволяют прибегать к выразительным возможностям музыки. Сообща голос и музыка открывают перед творцом вещательной «символической упаковки» внушительный набор вариантов композиции.


Голос. Многим из нас гораздо легче запомнить что-то услышанное, нежели прочитанное. Отчасти это объясняется выразительностью живой речи, когда меняется тон голоса, его эмоциональная окраска, звучит смех.

Едва ли когда-нибудь в объявлениях, рекламе пели больше, чем в наши дни. Отчасти это связано с тем, что все мы выросли в окружении музыки.

Специалисты называют несколько причин использования музыки в теле- и радиосообщениях. Она:

— привлекает внимание;

— помогает запоминать услышанное;

— создает благоприятную атмосферу для восприятия информации;

— способствует созданию необходимых образов у аудитории;

— связывает ролики в единое целое — компанию. Кроме перечисленных факторов, сила телевизионного воздействия наиболее зримо проявляется в его внушающих возможностях (гипногенности) и в создании зависимости «от телевизора», подобной наркотической.

Гипнотическое воздействие телеэкрана Состояние расслабленности организма (релаксации). У человека, расположившегося в кресле, на диване подле телевизора, создает благоприятные условия для введения в транс — промежуточное состояние сознания между бодрствованием и сном, состоянии транса человек наиболее внушаем, хотя он этого и не осознает. Ему кажется, что он просто смотрит и слушает, но способность его критически воспринимать информацию при релаксации резко снижена, и та оседает в памяти, независимо от воли телезрителя.

Телевидение создает психологические установки, порождает «сознаваемое стремление к повторению однажды пережитых состояний».

Такого рода влечения Зигмунд Фрейд назвал «вынужденными повторениями» и побуждающую их силу ставил выше принципа удовольствия. Когда что-то делается легко и приятно, многих формируется потребность повторять это действие. Указанная закономерность лежит в основе популярности сериалов, расплодившихся на нашем телевидении. Даже единичное переживание сюжета формирует предрасположенность к повторному переживанию похожего состояния.

У зрителя, испытывающего чувство удовлетворенной справедливости за трудную победу героя, подсознательно возникает потребность к повторению испытанных эмоций. Он с радостью воспримет вторую серию показанной истории, а затем все с большим возбуждением — и все остальные.

Его затягивает телевизионное пристрастие, отличающееся от наркотического лишь меньшей интенсивностью получаемого кайфа. Со временем такого рода привыкание становится устойчивым и сопровождается выраженным гипнотическим трансом.


Чисто психологическая сторона телевизионного пристрастия анализируется в работе американского теоретика информационных систем Марии Винн. «Совсем не отличаясь от наркотиков или алкоголя, — отмечает автор, — телепереживание позволяет своему участнику вычеркнуть мир реальный и войти в приятное и пассивное состояние. С помощью поглощенности телепрограммой тревоги и заботы куда-то вдруг исчезают, так же, как и при выходе в «путешествие», вызванное наркотиками или алкоголем [4].

И точно так же, как алкоголики лишь смутив сознают свое пристрастие, чувствуя, будто контролируют свое состояние больше, чем на самом деле, телезритель подобным образом переоценивает свой контроль, свое владение ситуацией во время просмотра телепередачи. В конечном счете именно это вредное влияние телевидения на жизнь огромного числа людей определяет его как фактор серьезного пристрастия.

Привычка к телевизору нарушает чувство времени. Она лает другие восприятия смутными и странно нереальными, принимая за реальность какую-то более «значительную реальность». Эта привычка ослабляет отношения, сокращая, а иногда и устраняя нормальные возможности поговорить, пообщаться» [7, с. 24-25].

Телевидение не отражает реальности, а создает псевдореальность, т. е. его никак нельзя сравнивать с безобидным зеркалом, на которое «неча пенять». ТВ деформирует нас самих, как искажает кривое зеркало.

Пресса полна сообщений о прямом воздействии ТВ на реальные события, на «создание» человеческих трагедий.

На Западе ТВ стало оказывать всепроникающее влияние раньше, чем у нас, поэтому там раньше стали отслеживаться негативные результаты этого влияния, которые сейчас ощущаются и у нас.

При этом самый сильный удар «телевизионное насилие» наносит по детям. Более 70 исследований в США показали, что все большее число людей, особенно детей и подростков, неспособны различить видеокартинки и реальную жизнь.

Это эмоционально неустойчивые дети, продукт городского стресса и нездорового досуга. США 1,5 млн школьников — «пограничные» дети, которые не могут сосредоточиться на объяснении учителя. Так вот, эти дети отвечают на сигналы ТВ, как лунатики. ТВ прямо ведет к насилию, к которому они вовсе не предрасположены ни духовно, ни социально. Но и вполне нормальные дети и подростки не могут устоять против программирующего действия телевидения.