Файл: Литература по теме военная тема в творчестве м. А. Шолохова специальность 23. 02. 07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области
«ВОРОНЕЖСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
(ГБПОУ ВО «ВПТ»)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
по учебному предмету Литература
по теме:
ВОЕННАЯ ТЕМА
В ТВОРЧЕСТВЕ М. А. ШОЛОХОВА
Специальность: 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей,
систем и агрегатов автомобилей
Группа ТО-214
Выполнил: Перегудов М. Г.
Руководитель: Попова Т. В.
Воронеж, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................................................................3
1 Военная тема в творчестве М. А. Шолохова…………………………………4
-
Биография М. А. Шолохова....................................................................4
1.2 Основные черты творчества......................................................................5
1.3 Рассказ «Судьба человека»........................................................................6
1.4 Роман «Они сражались за Родину»...........................................................8
Заключение……………………………………………………………………….10
Список использованных источников…………………………………………...11
Введение
Актуальность проекта обусловлена тем, что мир не должен забыть ужасов войны, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве наших соотечественников, извлекать для себя уроки.
Объект исследования: творчество М. А. Шолохова
Предмет исследования: военная тема в творчестве М. А. Шолохова
Цель работы: рассмотреть особенности отражения военной действительности в произведениях М. Шолохова
Задачи исследования:
-
изучить и кратко осветить творческий путь М. Шолохова. -
рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказа «Судьба человека» и романа « Они сражались за Родину».
Война! На нашей планете войны шли всегда. Сердца людей, которые встретились лицом к лицу с войной, переполняла боль утраты. И по сей день отовсюду, где идет война, слышны стоны матерей, плач детей, оглушительные взрывы, они разрывают наши сердца. К несчастью, сегодня мы знаем о войне не только из художественных фильмов и литературных произведений…События на Украине никого не оставляют равнодушными… Весь мир следит за обстановкой в Сирии…
1 Военная тема в творчестве М. А. Шолохова
1.1 Биография М. А. Шолохова
Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на Дону, на хуторе Кружилине, в трудовой семье. Учился он сначала в церковноприходской школе, а затем—до 1918 года—в гимназии. В годы гражданской войны Шолохов служил в продовольственном отряде, участвовал в борьбе с бандами белых. В 1920 году он создал комсомольскую ячейку в одной из станиц. По окончании войны Шолохов работал каменщиком, чернорабочим, счетоводом. Литературная деятельность писателя началась в 1923 году. Шолохов принадлежит к тому поколению советских писателей, которых сформировала революция, гражданская война, социалистическое строительство.
После выхода в свет первых рассказов Шолохов возвратился на Дон, в родную станицу. «Хотелось написать о народе, среди которого я родился и который я знал», — вспоминал он.
В 1926 году Шолохов начал работать над «Тихим Доном». Первая книга романа вышла в 1928 году, вторая—в 1929 году, третья—в 1933 году, четвертая — в 1940 году.
В 1932 году Шолохов опубликовал первую книгу нового романа «Поднятая целина». Для того чтобы написать новое произведение по горячим следам коллективизации, писатель прервал на время работу над «Тихим Доном».
В годы Великой Отечественной войны Шолохов — деятельный участник борьбы советского народа против фашистских захватчиков. Он написал ряд очерков и рассказ «Наука ненависти» (1942). В то же время Шолохов приступил к работе над романом о Великой Отечественной войне «Они сражались за Родину». В нем изображены тяжелые героические бои, которые вела Советская Армия летом 1942 года на дальних подступах к Сталинграду.
Значительным художественным достижением писателя явился рассказ «Судьба человека», напечатанный на страницах «Правды» в 1957 году. Рассказ быстро стал известен всему миру. В 1959 году Шолохов закончил вторую книгу «Поднятой целины», завершив тем самым весь роман в целом.
За первую и вторую книги «Поднятой целины» писатель был удостоен в 1960 году Ленинской премии. В 1965 году Шолохову была присуждена международная Нобелевская премия.
1.2 Основные черты творчества
Вся жизнь и литературная деятельность Шолохова связана с Доном. Писатель горячо любит свои родные места; в жизни донского казачества он черпает темы, образы, материал для своих художественных произведений. Замечательное по яркости и силе художественное изображение жизни донского казачества — важная особенность творческой деятельности Шолохова. Это отнюдь не значит, что Шолохов — писатель какой-то чисто местной темы. Напротив, на материале жизни и быта донского казачества он сумел раскрыть глубокие процессы широкого исторического значения. И здесь следует отметить вторую важнейшую особенность его творчества — стремление художественно запечатлеть поворотные, этапные периоды жизни нашей страны, когда борьба нового, социалистического
мира против старого, буржуазного выступает в наиболее острой ожесточенной и драматической форме. Гражданская война, коллективизация и Великая Отечественная война — вот три периода в жизни нашего народа, на которых сосредоточено внимание художника.
С этим связана третья черта шолоховского дарования — эпическая широта, склонность к монументальным художественным полотнам, к глубоким социальным обобщениям, к постановке больших вопросов об исторических судьбах народа. Герои произведений Шолохова — простые трудящиеся люди. Их думы, печали и радости, их стремление к счастью и справедливости, их борьба за новую жизнь неизменно интересуют художника. Он неуклонно следует суровой правде жизни, воплощает действительность во всех ее противоречиях, во всей ее сложности и многогранности, во всех ее контрастах, нисколько не сглаживая напряжённейшую остроту конфликтов, возникающих в трудном и сложном процессе рождения нового, коммунистического мира.
1.3 Рассказ «Судьба человека»
Как уже говорилось, в послевоенные годы Шолохов, кроме второй книги «Поднятой целины», написал рассказ «Судьба человека». Рассказ этот явился весьма значительным художественным достижением писателя.
В основу рассказа лег реальный факт. В 1946 году Шолохов на охоте повстречал у степной речушки одного шофера с его маленьким приемным сынишкой. И тот поведал писателю печальную повесть о своей жизни. Рассказ случайного знакомого сильно захватил художника. Биографы свидетельствуют: «Возвратился тогда писатель с охоты необычно взволнованным и все еще находился под впечатлением от встречи с неизвестным шофером и мальчиком. «Напишу рассказ об этом, обязательно напишу»,
Однако к исповеди своего случайного знакомого писатель вернулся только через десять лет. За это время материал жизни, видимо, откристаллизовался и приобрел более обобщенный характер, и, таким образом, перед нами не просто талантливая запись житейского случая, а художественное произведение, созданное по всем законам типизации. На это указывает и программное заглавие: судьба человека. Для того чтобы история случайного встречного могла претендовать на такое широкое обобщение, она должна была содержать в себе нечто очень типическое и значительное.
«Судьба человека» опровергает домыслы наших недругов утверждающих, будто советская литература обходит темные стороны жизни, сторонится всего, что несет в себе страдания и горе. Судьба Соколова, рассказанная писателем,—одно из красноречивых опровержений таких взглядов. Вот как, по свидетельству биографов, созрело у Шолохова стремление написать рассказ через десять лет после встречи с бывшим фронтовиком: «...однажды, находясь в Москве, читая и перечитывая рассказы зарубежных мастеров—Хемингуэя, Ремарка и других, рисующих человека обреченным и бессильным, писатель вновь вернулся к прежней теме. Перед глазами снова воскресла, ожила картина незабываемой встречи с шофером у речной переправы. Тем мыслям и образам, которые у него зрели, вынашивались, был дан новый толчок и придана конкретная форма и направленность. Не отрываясь от письменного стола, напряженно работал писатель семь дней. А на восьмой—из-под его волшебного пера вышел замечательный рассказ «Судьба человека»...»
Шолохов берет в «Судьбе человека» как бы известные западным мастерам ситуации: безмерные страдания, выпавшие на долю человека из-за войны, плен, гибель родных, разрушенный домашний очаг. Но Соколов выходит из страшного водоворота войны неопустошенным, неотчаявшимся. Он сохраняет в душе подлинную человечность и отзывчивость. В романах Ремарка, Хемингуэя единственным, в сущности, проявлением человечности в обстановке озверения и одичания становилась любовь к женщине. Вот единственная сфера, где личность еще сохранила теплоту человеческого сердца. У Соколова эта сердечная теплота выражается по-иному: маленький приемыш, заброшенный войной, которого он усыновил, становится как бы символом неувядающей человечности, которую война не смогла сокрушить. Рассказ именно поэтому, в отличие от «литературы потерянного поколения», окрашен в оптимистические тона.
Пейзажные сцены рассказа—картины ранней весны — трудное еще, неуютное, хмурое время, которое, однако, предвещает тепло, солнце, расцвет. В этих пейзажных зарисовках как бы звучат первые послевоенные дни с их сложными задачами, нелегким и неустроенным бытом и лишениями и с их надеждами и ожиданиями.
В «Судьбе человека» — два рассказчика. Соколов просто и непритязательно повествует о своей судьбе, и перед читателем возникает образ рядового советского человека—мужественного, сердечного, стойкого, которого не сломили страшные тяготы войны. Но тут же слышится и голос второго рассказчика — самого писателя, который выслушивает исповедь своего героя. В этом голосе звучит безграничная любовь художника к нашим людям, сострадание ко всему тому, что довелось им пережить на войне, неугасаемая вера в нравственные силы народа.
Проникновенное и гуманное повествование Шолохова о трагической судьбе Соколова, о страданиях и муках, которые принесла ему и миллионам других советских людей война, о его мужестве и неиссякаемой духовной стойкости приобрело широчайшую известность и у нас, и во всем мире.
1.4 Роман «Они сражались за родину»
Роман «Они сражались за родину» посвящен всем героям, военным, принимавшим участие в боевых действиях. В нем рассказывается о нескольких мужчинах, защищавших гарнизоны на возвышенности. Их точное описание внешности не даётся, но понять характер мы можем по действиям, поведению, по взаимоотношениям. Одним из главных и ярких героев является Пётр Лопахин. Он прошёл весь бой, не боялся и не переживал за свою жизнь, бежал сражаться первым. При этом он на фоне всех этих жестоких событий не потерял чувство юмора, часто шутками подбадривал бойцов, поддерживал их дух, дабы не нагонять страшные и ужасные мысли о их предстоящих боях. Именно Петр воплощает героического человека, со своими великими чертами характера. События, описанные в романе, происходят жарким летом. Кругом зной, пыль, с неба лучами накаляет воздух и землю солнце. Тут же автор проводит тонкую грань между природой и человеком. Усердие бойцов в работе, даже несмотря на такую погоду, говорит о их крепости духа и мечте, стремлении победить врага. В общении военных не было ссор, ругательств. Они, сплоченные общим делом, старательно выполняли свою работу. Общая работа, общая цель, общие чувства и общий страх перед надвигающимися танками и началом боя. Их мысли, думаю, были об одном: «А что будет через год? Останемся ли мы живы или падём под тяжестью натиска врага?» Да что там через год! О таком бойцы и подумать не могли! Судьба могла повернуться в такую сторону, что вовсе никто не выживет. Стараясь не загадывать, они беспокоились только о завтрашнем дне. Михаил Шолохов написал прекрасный роман. Многие моменты из его «военной жизни» послужили шаблонами к «Они сражались за родину». Своих товарищей, воевавших вместе с ним, он поместил в этот роман, тем самым показывая свое к ним уважение, и пытался сказать то, что их подвиги будут жить вечно. Такие романы востребованы до сих пор, по ним люди и последующие поколения воспитывают свой патриотизм.
Заключение