Файл: Реферат Оздоровительный и рекреационный туризм в системе физического воспитания Выполнила студентка 3 курса группы бжт20.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 219
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По данным Ю. Е. Рыжкина (2001), различные авторы выделяют многочисленные признаки, составляющие основное содержание физической рекреации, под которой понимаются любые формы двигательной активности, направленные на восстановление сил, затраченных в процессе профессионального труда. Перечислим эти признаки физической рекреации:
-
основывается на двигательной активности; -
в качестве главных средств использует физические упражнения; -
осуществляется в свободное или специально выделенное время; -
включает культурно-целостные аспекты; -
содержит интеллектуальные, эмоциональные и физические компоненты; -
осуществляется на добровольных, самодеятельных началах; -
оказывает оптимизирующее влияние на организм человека; -
включает образовательно-воспитательные компоненты; -
носит преимущественно развлекательный (гедонистический) характер; -
характеризуется наличием определенных рекреационных услуг; -
осуществляется преимущественно в природных условиях; -
имеет определенную научно-методическую базу.
Все эти признаки являются необходимыми, но недостаточными для характеристики рекреационного туризма как вида физической рекреации.
В отличие от других видов физической культуры в физической рекреации наиболее значимыми являются не общепринятые компоненты физической нагрузки, а субъективные ощущения, связанные с выполнением тех или иных действий, которые в большей степени доставляют удовольствие, а не изнуряют. Именно принцип удовольствия является одним из основных отличительных принципов физической рекреации. Многим видам физической рекреации сопутствует большое удовольствие от двигательной деятельности (А. М. Выдрин, 1999).
Рекреационный туризм, как один из видов физической рекреации, в этом случае не является исключением. Однако для характеристики рекреационного туризма, этих общих утверждений недостаточно.
3. МЕСТО ТУРИЗМА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Туризм – понятие комплексное, имеющее прямое отношение к воспитанию, образованию, оздоровлению населения и экономике. Несмотря на многолетнюю историю, туризм как массовое явление сложился в нашей стране за последние десятилетия и имеет тенденцию к дальнейшему развитию. Увлечение туризмом молодежи, рост числа технически сложных походов обязывает инструкторов, преподавателей по туризму повысить организационный уровень туристской работы, обобщить передовой опыт в целях обеспечения безопасности походов и путешествий.
Туризм является эффективным средством физического оздоровления, нравственного развития и самосовершенствования человека, воспитания бережного отношения к природе и памятникам культуры.
Туризм является важной составляющей внеклассной спортивной работы. С каждым годом активный туризм в России становится все более популярным. Являясь приемником самодеятельного туризма — уникального явления, получившего развитие в Советском Союзе, он вобрал в себя результаты многолетней практики и теоретические исследования десятков тысяч туристов-спортсменов. Активный туризм является малозатратной и высокоэффективной технологией формирования в человеке высоких духовных и физических начал. Его популярность среди слоев населения объясняется огромным рекреативным потенциалом природных ресурсов страны, высокой оздоровительной способностью и потребностью определенной части населения в некотором риске.
Участие в туристических походах способствует развитию таких качеств, как личная инициатива и взаимная выручка, настойчивость, сила воли и высокая дисциплинированность. Наибольшую пользу здоровью приносят такие виды туризма, в которых используются активные средства передвижения. Пешие и лыжные походы и путешествия способствуют улучшению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению сопротивляемости организма к заболеваниям, укреплению мускулатуры. Пребывание на свежем воздухе ,воздействие солнца и дозированных физических нагрузок, разнообразие впечатлений во время путешествий нормализуют деятельность центральной нервной системы, восстановление работоспособности.
Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на изучение физических упражнений, развитие (или поддержание) морфологических, функциональных, психических и других свойств личности, формирование связанных с ними знаний, способов и мотивов деятельности.
Направленное использование физической культуры в воспитании детей и молодежи школьного возраста предусматривает решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, потому что они позволяют формировать жизненно важные умения и навыки, развивать физические способности, повышать адаптивные свойства организма, восстанавливать ранее утраченные его функции. В практике физического воспитания широко используются физические упражнения из следующих разделов школьной программы: гимнастика, легкая атлетика, спортивные и подвижные игры, плавание, ходьба на лыжах.
Занятия туризмом в системе физического воспитания выделены в особую группу, так как позволяют в наибольшей степени, по сравнению с другими видами, овладевать знаниями, умениями и навыками, нужными в жизни каждому человеку. Таким образом, туризм как средство физического воспитания характеризуется естественной прикладностью. Он включает разнообразные по форме и содержанию двигательные действия по рациональному преодолению значительных расстояний в малонаселенной местности, выполняемые в естественных условиях коллективными усилиями. Их цель - формирование у человека умений и навыков, необходимых ему в производственной, военной и бытовой деятельности, с одновременным решением воспитательных, образовательных, оздоровительных и спортивных задач.
Таким образом в настоящее время усиливается роль туризма в учебно-воспитательной работе в средней школе. Особенно большими возможностями в реализации туристической работы располагает учебный предмет физическая культура. Основным формам и методам туристической работы в школе можно отнести: туристические кружки и секции, школьный самодеятельный лагерь, слет-соревнование, туристические вечера и др.
Как добиться массовости в туристской работе? В первую очередь надо создать туристский актив, ученический и учительский.
Организация туристских кружков, походов, путешествий не возможно без хорошо налаженной пропаганды туризма. В каждой школе необходимо оформить туристский уголок, где ребята могут увидеть фотомонтажи с рассказом о проведенных в школе походах, получить советы по организации экскурсий и путешествий, узнать об очередных туристских мероприятиях.
Важнейшее средство активизации туристской и всей общественной жизни школы - школьный самодеятельный лагерь. При умелом педагогическом руководстве он должен подготовить актив, способный решать важнейшие дела ученического коллектива. Школами организуются туристские, спортивные лагеря, лагеря труда и отдыха. В зависимости от назначения они выдвигают на первый план туризм, спорт или общественно полезный труд, но задачи их одни и те же: укрепление здоровья учащихся, их физическое развитие, воспитание трудовых навыков и нравственных качеств.
Слет-соревнование служит стимулом в познании азбуки путешествий, в совершенствовании туристских навыков.
Туристский совет школы выбирает место и время проведения слета, виды соревнований, распорядок дня, награждение победителей. Приказом по школе о проведении слета-соревнования директор назначает его начальника, руководителей походных групп, утверждает положение и состав судейских бригад. Положение должно быть согласовано с туристским организатором городской администрации. Разрешение на проведение слета-соревнования дает отдел народного образования. Слет-соревнование лучше всего проводить в два дня.
Практически перед каждым педагогом школы стоит задача сплочения коллектива. Поход, на наш взгляд, лучшее решение. Путешествие с детьми, будь то однодневный или многодневный поход, - благородное и нужное, но вместе с тем очень ответственное дело. Туризм - уникальное средство развития личности ребенка, позволяющее в комплексе решать воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи.Основой воспитательной работы в походе является деятельность детей как в период подготовки, так и во время самого путешествия. По видам эта деятельность очень разнообразна. Например: готовясь к сплаву по рекам Чаньве – Яйве, я предложила найти материал ребятам в интернете об истории этих рек. Устроили в классе конкурс среди участников сплава: кто больше найдет описаний пещер, расположенных на реке Чаньве. Походный труд имеет и свои особенности, которые необходимо учитывать для достижения педагогических целей. Во-первых, поход объективно ставит каждого человека перед необходимостью трудиться. Здесь как нигде подходит выражение: «Кто не работает, тот не ест». Во-вторых, труд в походе носит общественный характер, работа одного необходима для всех. В-третьих, в процессе труда учащиеся приобретают жизненно необходимые навыки (приготовление пищи в полевых условиях, разведение костра в любую погоду, обустройство походного быта).
И, наконец, самодеятельный поход воспитывает организаторские способности, развивает инициативу, деловитость, активность. В походе почти все его участники получают определенную должность (командир, казначей, завхоз и т.п.) и каждый несет ответственность перед коллективом за выполнение своей работы. Как направление воспитательной работы туризм - это постоянная, напряженная деятельность по воспитанию и обучению ребят.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По мнению многих авторов понятие туризм многообразно по своему значению Туризм является эффективным средством физического оздоровления, нравственного развития и самосовершенствования человека, воспитания бережного отношения к природе и памятникам культуры
Туризм оказывает многогранное воздействие на организм школьника-подростка, вызывая в нем целый ряд изменений, носящих приспособительный характер. Эти изменения проявляются, с одной стороны, в росте функциональных возможностей, в частности — физической подготовленности, и с другой стороны — в устойчивости различных функций (психических процессов) под влиянием внешней среды. Уровень физической и умственной работоспособности у занимающихся туризмом школьников в течение учебного года выше, чем у не занимающихся. Более высокий уровень физической подготовленности обеспечивает высокую умственную работоспособность школьников
Без поддержания физической подготовки на высоком уровне постоянно, невозможно добиться успехов в усвоении и совершенствовании техники различных видов туризма.
Физическая подготовка туриста должна обеспечивать:
а) общую физическую подготовленность;
б) специальную физическую подготовленность в зависимости от способа передвижения;
в) закаливание организма - его сопротивляемость заболеваниям при охлаждении, перегревании повышенной влажности или сухости воздуха, недостатке кислорода и т.п
Физическая подготовка должна быть непрерывной и круглогодичной.
Поэтому планирование занятий по туризму и проведение туристских мероприятий в годичном цикле необходимо согласовывать с особенностями детского организма и с динамикой работоспособности подростков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Андрианов В.Д. ЗОЖ и активное долголетие философские записки. М., 2012. – 318 с. -
Галкин Ю.П. Физическая культура, работоспособность и здоровье трудящихся: проблемы и перспективы: моногр. – Смоленск, 2008. – 282 с. -
Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: учеб. пособие / под ред. Э.М. Казина. – Кемерово, 2009. – 348 с. -
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / под ред. С.А. Цабыбича. – Волгоград, 2009. – 172 с. -
Ильинич В.И. Физичекая культура студента и жизнь М.,2005 -
Кашин А. ПФизичекая культура студента и жизнь 1996 -
Малоземов О.Ю. Физическая культура как интегрирующий фактор здоровьесбережение учащихся: моногр. – Омск, Екатеринбург, 2007. – 121 с. -
Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособ. – М., 2008. – 192 с. -
Туризм и рекреация на пути устойчивого развития: отечественные и зарубежные исследования: монография / под ред.: В. И. Кружалина, А. Ю. Александровой. – М., 2008. – 432 -
Ходаков Н.М. Участнику туристского похода. М. «Медицина», 1964. с.96 -
Штюрмер Ю.А. Карманный справочник туриста: учеб.пособ. М. «Проф. издат»., 1970. – с. 112.