Файл: Лекция Структура общения (в рамках отечественной психологии) Видеоурок 10. Средства общения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дисциплина: Психология общения
Лебедева Юлия Владимировна
кандидат психологических наук, доцент, специалист в области эмпатии и психологии образования
Лекция 2. Структура общения (в рамках отечественной
психологии)
Видеоурок 10. Средства общения

Значение средств общения
Аллан Пиз
7%
38%
55%
Передача информации
Слова
Звуковые средства
Невербальные средства

Вербальные средства общения
Логика и смысл
Информация «в чистом виде»
Средства: лексические и синтаксические:
Речь – это деятельность общения – выражения,
воздействия, сообщения – посредством языка; речь – это язык в действии.
Сергей Леонидович
Рубинштейн
1889-1960
Номинативный
компонент
(обозначение темы)
Предикативный
компонент
(новая информация)

Виды вербальных средств общения
Восприятие речи
Продуцирование речи
Внешняя речь
Устная
Письменная
Внутренняя речь
Чтение
Слушанье

Внутренняя речь
Основное средство мышления. Речь без звукового сопровождения.
Речь протекает в мыслительном
(внутреннем) плане
Функции:
• планирование деятельности
• обработки информации
• самоконтроль
Характеристики:
• фрагментарность
• отрывочность
• ситуативность
Номинативный
компонент
(обозначение темы)
Предикативный
компонент
(новая информация)

Развитие внутренней речи
Лев Семенович
Выготский
1896-1934
Возраст
Речь
Особенности и функция
0-3 года
Внешняя
(социальная)
Инициатор – взрослый человек
Выражение простых мыслей и эмоций
Управление действиями других людей
3-7 лет
Эгоцентрическая
Интериоризация. Промежуточный этап между внешней и внутренней речью
Проговаривание вслух
Возможность управлять собственным поведением и эмоциями старше
7 лет
Внутренняя
Нет проговаривания вслух
Возможность управлять собственным мышлением
Внутренняя речь встраивается во все психические процессы


Устная речь
Письменная речь
Простые синтаксические конструкции, предложения короче
Сложные синтаксические конструкции, предложения длиннее
Воспринимается на слух
Воспринимается зрительно в процессе чтения
Воспринимается разово
Возможно вернуться к прочитанному
Возможность выразить эмоции и отношение невербально
Вербальное выражение эмоций и отношений
Спонтанность
Возможность обработки и редактирования

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
УСПЕХОВ В ОБУЧЕНИИ!
Лебедева Юлия Владимировна
эл. почта: ljulia1@rambler.ru