Файл: Курсовая работа по дисциплине Теория государства и права на тему Понятие и классификация функций государства.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
1.1. Предпосылки возникновения государства
1.2. Основные теории происхождения государства
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
ГЛАВА 3 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И МЕТОДЫ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
3.1 Понятие и виды функции государства
3.2 Формы осуществления функций государства
Методы осуществления функций государства – это способы и приёмы, посредством которых государственные органы реализуют функции государства.
Различают четыре метода: убеждение, принуждение, поощрение, рекомендование.
1. Убеждение– ориентирование субъектов права на определенную деятельность без применения силового воздействия, давления.
2. Принуждение– обязывание субъектов права совершать либо не совершать определенные действия посредством применения или угрозы применения государственно-принудительного воздействия.
3. Поощрение– побуждение субъектов права к социально полезной деятельности посредством применения вознаграждения.
4. Рекомендование– ориентирование субъектов права на наиболее желательный, предпочтительный вариант поведения с точки зрения государства и общества51 .
Существует и иная классификация методов осуществления функций государства. Можно выделить:
- централизованный метод означает, что государство устанавливает единые правила на всей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства. Этот метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху; это метод единообразного осуществления власти, жесткой властной деятельности.
- децентрализованный метод представляет собой осуществление власти на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху; остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, в зависимости от чего методы осуществления функций государства могут разниться в зависимости географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов.
- рекомендательный метод. В его основе лежит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы; государство - организация, специально созданная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе. Поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей. Так, государство может разрабатывать примерные планы развития той или иной области государства или отрасли экономики, типовые уставы, положения, правила, использование которых позволит эффективнее реализовать поставленную задачу. Особенность данного метода - он не обязателен для исполнения, но
обязателен для ознакомления субъектами, которым они адресованы.
- поощрительный метод заключается в том, что государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции. Например, в целях выполнения социальной функции государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов52 .
Заключение
С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Государство есть «Оболочка», которая сохраняет целостность той или оной социальной общности.
Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть.
В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным, так как характеризует государство исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть.
В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера.
Данное определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство - объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.
Таким образом, государство в узком смысле — это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство — качественно определенная модель политической организации общества,
структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.
Список использованной литературы
Заключение
Функции государства определяются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития. Их формирование происходит в процессе становления и развития государства. Цель работы достигнута настолько, на сколько позволяли это сделать перечисленные библиографические источники. Надо отметить, что несмотря на существование множества как общепринятых, так и новаторских точек зрения на те или иные вопросы функций государства, я постаралась хотя бы кратко, но упомянуть о них в своей работе, чтобы сохранить объективность и полноту освещения вопроса. На основе сформулированных в начале работы задач можно сделать следующие краткие выводы:
Функции государства представляют собой основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных его сущностью и социальным назначением.
Существенными признаками функций государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства, направленность на решение задач в интересах достижения государственных целей, которые бывают различными на определенных исторических отрезках времени, видоизменяются в процессе становления, укрепления и дальнейшего развития государства.3. Функции государства изменяются со временем, их возникновение и утрата обуславливается текущими задачами государства.
Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества.
Классификация функций государства производится по многим основаниям, наиболее общепринятым из которых является деление функций на внутренние и внешние.
Среди внутренних функций различают экономическую, социальную, функцию налогообложения, функцию развития культуры, науки и образования, экологическую функцию и функцию охраны правопорядка.
К внешним функциям относят функцию обороны страны
, функцию обеспечения мира и поддержки мирового порядка, функцию интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем.
В последнее время можно говорить о миграционной, информационной функциях, которые обладают всеми признаками функций государства.
Для последних десятилетий характерны глобальные функции государства, характеризующие деятельность современного государства в масштабных сферах деятельности (космическая, экологическая и др.), затрагивающих всю цивилизацию.
Функции государства – это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами.
Каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах.
Методы осуществления функций государства – это способы и приёмы, посредством которых государственные органы реализуют функции государства.
Главной целью государства должно быть обеспечение благополучия его граждан на основе экономического развития, экологической устойчивости и социальной стабильности общества. Поэтому на государственном уровне необходимо наиболее полно работать все механизмы и направления деятельности по обеспечению устойчивого развития в виде экономической, социальной и экологической политики.
Список литературы:
-
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. // Российская газета, № 237, 25.12.1993г. -
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г., № 195-ФЗ // Российская газета от 31.12.2001г. -
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 года № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)». -
Демичев Д.А. Функция преодоления последствий чернобыльской катастрофы в системе функций государства // Правоведение, 1996. - № 3. -
Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Спарк, 2000. – 511 с. -
Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. – 1993 - № 6. – с. 98 - 110. -
Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник. – М.: Высшее образование, 2005. – 379 с. -
СПС «Консультант Плюс» Родионова О.В. Характерные черты социальной функции современного государства // История государства и права, 2007. - № 3. -
СПС «Консультант Плюс» Хабибулин А.Г., Чернобель Г.Т. Интересы государства и его охранно-защитная функция // Журнал Российского права, 2008. - № 5. -
СПС «Консультант Плюс» Хачиров Р.Б Административные суды как атрибут социальной функции государства: к постановке проблемы // Администратор суда, 2007. - № 3. -
СПС «Консультант Плюс» Чурсина И.А. Налогообложение: история и современность // Налоги. 2008, - № 3. -
Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М.Корельского и проф. В.Д.Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 616 с. -
Теория государства и права: учебник / В.Л.Кулапов, А.В.Малько. – М.: Норма, 2008. – 384 с. -
Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. – М.: Юристъ, 1997. – 672 с. -
Теория государства и права: учебное наглядное пособие. – Тюмень: Тюменский филиал Академии права и управления, 2006. – 222 с.