ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
человека постижение связи между объектами, которая ранее не была заметна. В момент озарения совершается скачок в мышлении, с помощью которого субъект «пропускает» несколько этапов рационального рассуждения, приходя к конечному результату. Интуитивной способности человека свойственна неожиданность решения задачи и неосознанность путей и средств её решения. После интуитивного озарения человек убеждён, что обнаружил истину, однако некоторое время не может это рационально обосновать. Наиболее известными примерами научных открытий, сделанных интуитивно, являются открытие Архимедом закона о выталкивающей силе жидкости (вспомните знаменитое восклицание «Эврика!»), открытие Ньютоном закона всемирного тяготения при виде падающих яблок, открытие Ф. Кекуле циклической структуры формулы бензола в результате случайно возникшего в сознании исследователя образа змеи, кусающей собственный хвост.
- Дайте определение понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность».
Индивид - отдельный организм, с присущей ему автономией, в частности человек как единичный представитель человеческого рода.
Индивидуальность – это специфические природные и социальные качества и особенности человека (например, цвет глаз, способности и пр.).
Личность – это человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
- Как связан процесс социализации и формирование личности? Выделите основные факторы социализации личности в современном обществе.
Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.
Основными факторами — механизмами социализации человека являются: наследственность, семья, школа, улица, телевидение и Интернет, книги, общественные организации (армия, спортивная команда, партия, тюрьма и т. д.), тип общественного строя, тип цивилизации. Соотношение их в истории человечества и индивида различно. В семье и школе закладываются основы мировоззрения, морали, эстетики, приобретаются первичные роли, навыки, традиции. В школе, институте, СМИ формируются разнообразные знания. На работе, на улице, в армии формируются профессиональные, гражданские, родительские и т. п. роли.Роль перечисленных факторов в социализации человека опирается, по мнению Т. Парсонса, на несколько потребностно-когнитивно-оценочных механизмов. Подкрепление — процесс, связывающий потребность и ее удовлетворение, когда последнее усиливает стандарт поведения. Репрессия — умение отвлекаться от одной потребности ради другой. Замещение — процесс перемещения потребности с одного предмета на другой. Имитация — отвлечение знаний, умений, ценностей от процесса потребления и их самостоятельное рассмотрение. Идентификация — принятие ценностей и ролей данного общества как своих на основе взаимной привязанности воспитателя и воспитуемого.
- Какие критерии личности выделяет современная философия?
Философы Нового времени осмысливают исторический процесс уже в привычном для них линейном понимании развития истории, но пытаются выделять основные этапы не в зависимости от библейских сюжетов, а опираясь на критерии экономического, социально-политического и культурного уровня развития. Так в последней трети XVIII в. и на протяжении почти всего XIX в. наибольшей популярностью пользовалось периодизация, выделяющая периоды дикости, варварства и цивилизации(А.Фергюсон, Л. Морган, Ф. Энгельс), где под периодом цивилизацией понималось достижение определенного уровня, включая развитое земледелия и ремёсла, классовое общество, наличие государства, городов, торговли, частной собственности и денег, а также монументальное строительство, «достаточно» развитую религию, письменность и т. п. «Образцом» цивилизации для многих мыслителей являлся уровень и формы социального взаимодействия сложившиеся в европейской культуре, все же остальные народы причислялись либо к дикарям (например, индейцы), либо к варварам (например, русские). Подобная точка зрения получила наименования европоцентризма, и, несмотря на то, что в современном европейском сообществе декларируются иные принципы (включая идею равенства всех культур и народов) на практике мы зачастую наблюдаем абсолютно иную картину. Опираясь на выше рассмотренное понимание исторического развития, оформляется формационный подход или, уже неоднократно упоминаемая, теория общественно-экономических формаций К. Маркса, ставшая одной из наиболее влиятельных, как в исторической науке, так и в философии истории XX века (особенно в отечественной мысли). В рамках этой теории весь исторический процесс рассматривается как последовательная смена пяти общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (включает две фазы – социализм и коммунизм). Маркс рассматривает общество как систему, взаимосвязь между элементами которой определяется экономическими отношениями, а основные этапы развития общества (формации) будут для любого народа обязательными. Сейчас большинством философов признано, что теория общественно-экономических формаций - западноевропейский феномен, в современных условиях не способный объяснить многие реалии и потому не выполняющий познавательной функции. Эта теория не только основана на теоретических выводах середины XIX в., но в силу этого не может объяснить многие возникшие противоречия в развитии современного общества. Справедливости ради, необходимо отметить, что К. Маркс не претендовал на то, чтобы его теорию сделали глобальной, которой подчиняется все развитие общества на всей планете. «Глобализация» его
взглядов произошла позднее, благодаря интерпретаторам марксизма. В качестве альтернативы линейного и формационного пониманию развития истории, в конце XIX — начале ХХ века возникает культурологический подход к пониманию хода истории, который отчасти опирается на идею цикличности исторического процесса. Он был разработан в трудах Н. Я. Данилевского (1822–1885), О. Шпенглера (1880–1936), позднее А. Тойнби (1889–1975). По их представлениям основу общественной жизни составляют более или менее изолированные друг от друга «культурно-исторические типы» (Данилевский), «культуры» (Шпенглер) или «цивилизации» (Шпенглер, Тойнби), проходящие в своем развитии ряд последовательных стадий: зарождение, расцвет, старение
-
Социальная философия: учение об обществе. Человек и общество:
- Дайте определение понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность».
Индивид - отдельный организм, с присущей ему автономией, в частности человек как единичный представитель человеческого рода.
Индивидуальность – это специфические природные и социальные качества и особенности человека (например, цвет глаз, способности и пр.).
Личность – это человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
- Как связан процесс социализации и формирование личности? Выделите основные факторы социализации личности в современном обществе.
Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.
Основными факторами — механизмами социализации человека являются: наследственность, семья, школа, улица, телевидение и Интернет, книги, общественные организации (армия, спортивная команда, партия, тюрьма и т. д.), тип общественного строя, тип цивилизации. Соотношение их в истории человечества и индивида различно. В семье и школе закладываются основы мировоззрения, морали, эстетики, приобретаются первичные роли, навыки, традиции. В школе, институте, СМИ формируются разнообразные знания. На работе, на улице, в армии формируются профессиональные, гражданские, родительские и т. п. роли.Роль перечисленных факторов в социализации человека опирается, по мнению Т. Парсонса, на несколько потребностно-когнитивно-оценочных механизмов. Подкрепление — процесс, связывающий потребность и ее удовлетворение, когда последнее усиливает стандарт поведения. Репрессия — умение отвлекаться от одной потребности ради другой. Замещение — процесс перемещения потребности с одного предмета на другой. Имитация — отвлечение знаний, умений, ценностей от процесса потребления и их самостоятельное рассмотрение. Идентификация — принятие ценностей и ролей данного общества как своих на основе взаимной привязанности воспитателя и воспитуемого.
- Какие критерии личности выделяет современная философия?
Философы Нового времени осмысливают исторический процесс уже в привычном для них линейном понимании развития истории, но пытаются выделять основные этапы не в зависимости от библейских сюжетов, а опираясь на критерии экономического, социально-политического и культурного уровня развития. Так в последней трети XVIII в. и на протяжении почти всего XIX в. наибольшей популярностью пользовалось периодизация, выделяющая периоды дикости, варварства и цивилизации(А.Фергюсон, Л. Морган, Ф. Энгельс), где под периодом цивилизацией понималось достижение определенного уровня, включая развитое земледелия и ремёсла, классовое общество, наличие государства, городов, торговли, частной собственности и денег, а также монументальное строительство, «достаточно» развитую религию, письменность и т. п. «Образцом» цивилизации для многих мыслителей являлся уровень и формы социального взаимодействия сложившиеся в европейской культуре, все же остальные народы причислялись либо к дикарям (например, индейцы), либо к варварам (например, русские). Подобная точка зрения получила наименования европоцентризма, и, несмотря на то, что в современном европейском сообществе декларируются иные принципы (включая идею равенства всех культур и народов) на практике мы зачастую наблюдаем абсолютно иную картину. Опираясь на выше рассмотренное понимание исторического развития, оформляется формационный подход или, уже неоднократно упоминаемая, теория общественно-экономических формаций К. Маркса, ставшая одной из наиболее влиятельных, как в исторической науке, так и в философии истории XX века (особенно в отечественной мысли). В рамках этой теории весь исторический процесс рассматривается как последовательная смена пяти общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (включает две фазы – социализм и коммунизм). Маркс рассматривает общество как систему, взаимосвязь между элементами которой определяется экономическими отношениями, а основные этапы развития общества (формации) будут для любого народа обязательными. Сейчас большинством философов признано, что теория общественно-экономических формаций - западноевропейский феномен, в современных условиях не способный объяснить многие реалии и потому не выполняющий познавательной функции. Эта теория не только основана на теоретических выводах середины XIX в., но в силу этого не может объяснить многие возникшие противоречия в развитии современного общества. Справедливости ради, необходимо отметить, что К. Маркс не претендовал на то, чтобы его теорию сделали глобальной, которой подчиняется все развитие общества на всей планете. «Глобализация» его
взглядов произошла позднее, благодаря интерпретаторам марксизма. В качестве альтернативы линейного и формационного пониманию развития истории, в конце XIX — начале ХХ века возникает культурологический подход к пониманию хода истории, который отчасти опирается на идею цикличности исторического процесса. Он был разработан в трудах Н. Я. Данилевского (1822–1885), О. Шпенглера (1880–1936), позднее А. Тойнби (1889–1975). По их представлениям основу общественной жизни составляют более или менее изолированные друг от друга «культурно-исторические типы» (Данилевский), «культуры» (Шпенглер) или «цивилизации» (Шпенглер, Тойнби), проходящие в своем развитии ряд последовательных стадий: зарождение, расцвет, старение