Файл: Методическая разработка экскурсии Пушкинское кольцо Верхневолжья.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Методическая разработка экскурсии «Пушкинское кольцо Верхневолжья»

Автобусно-пешеходная экскурсия «Пушкинское кольцо Верхневолжья»

Продолжительность: 8 часов 20 минут.

Маршрут экскурсии: Тверь-Чукавино-Старица-Малинники-Берново-Грузины-Торжок-Прутня-Тверь.

Экскурсия рассчитана на массовую аудиторию

Цель экскурсии: Способствовать развитию у экскурсантов интереса к истории русской культуры, творчеству А. С. Пушкина, истории маршрута «Пушкинское кольцо», пониманию его значимости для Тверской земли. Нравственное и эстетическое воспитание на образцах лирики поэта, любви к Родине, родной природе.

Задачи экскурсии: Познакомить туристов с местами, где жил и творил А. С. Пушкин на Тверской земле. На примере жизни и творчества поэта показать жизнь и быт дворянских усадеб Тверской земли в XIX в.

Наименование основных подтем:

- Место и роль А. С. Пушкина в мировой литературе;

- «Приют» А. С. Пушкина в Твери, привлекательность Тверской земли для поэта;

-«То в кибитке, то в карете… Мысли в дороге»

- История села и усадьбы в Чукавино, отношения Пушкина с И. Е. Великопольским;

- Пребывание Пушкина в Старице, любовные связи поэта, отраженные в стихах;

-Связь Пушкина с Малинниками;

-Ежегодный праздник «День поэзии в Берново»;

-Приезд Пушкина в Грузины в марте и ноябре 1829 г.;

-Праздники в Торжке, посвященные Пушкину, «Поэзия со вкусом», Пушкинская муза.

Общие методические указания: Обязательным условием является то, что все экскурсионные объекты должны рассматриваться строго в рамках темы, отображённой в названии экскурсии. Экскурсионный материал рассматривается главным образом на остановках, на проездах так же освещаются исторические справки. Для повышения качества проведения экскурсии следует грамотно сопрягать комментарии, звучавшие на остановках и в движении.

Тезисы вступления: Пушкинское кольцо Верхневолжья — это не одна конкретная достопримечательность, это целый маршрут, на котором встречается множество интересных объектов. Районы Тверской области, которые охватывает кольцо. Общая протяженность маршрута. Связь Пушкина с Тверским краем. Вы познакомитесь именно с теми местами Тверской области, где поэт останавливался и писал шедевры русской литературы.


Маршрут

Остановка и время

Объекты показа

Наименование подтем и перечень основных вопросов

Организационный момент

Методические указания

г. Тверь.

ул. Андрея Дементьева, 32.

5 мин.

Гостиница «Гальяни».

-Характеристика маршрута;

-Время и протяженность;

-Приют Пушкина в Твери;

-Как поэт прославил гостиницу благодаря макаронам с сыром.

-Вступление, представление экскурсовода, а также водителя автобуса и знакомство с группой.

-При рассказе о гостинице использовать прием цитирования «У Гальяни, иль Кольони…»;

-При рассказе использовать прием показа мемориальных досок.

Проезд по Твери

3 мин.




-Место и роль А. С. Пушкина в мировой литературе. [3]


-Группу провести в автобус, рассказ ведется в проезде.

-Во многих своих произведениях А. С. Пушкин воспевал красоты Тверской земли, прекрасных дам и друзей;

- Использовать прием цитирования.

Театр Драмы, Театральный пр., 1.

Напротив бюста-памятника.

3 мин.


Бюст-памятник А. С. Пушкину.

-История создания памятника/авторы.

-Выстроить группу напротив памятника.

Рассказать экскурсантам о том, что изначально предполагалось установить памятник в Ленинграде на месте дуэли, на Черной речке, но памятник не победил в конкурсе и его перенаправили в Тверь.

Переход

5 мин.




-Пребывание Пушкина в Твери в детские годы.


-Провести экскурсантов до следующего объекта, при этом вести рассказ с использованием микрофона.




ул. Советская, 5, к.4.

Напротив памятника.

3 мин.

Памятник А. С. Пушкину.

-История создания памятника/авторы;

-Привлекательность Тверской земли для поэта.

-Выстроить группу напротив памятника.

-Осветить экскурсантам, что памятник установлен в связи с годовщиной смерти поэта;

-Привлекательность города для поэта связана с событиями истории, которая интересовала поэта, его Тверские знакомые и прекрасная природа.

Переход

5 мин.




-Знакомство с городом Тверь;

-Краткая характеристика города.

-Провести экскурсантов до автобуса, при этом вести рассказ с использованием микрофона + посадка в автобус.

Логические переход: после обоснования привлекательности Тверской земли для поэта, дать краткую характеристику города Тверь.

Использовать прием исторической справки.


Переезд по шоссе, Старицкий район.

50 мин.




-«Вспоминая дилижанс»;

-Дворянская усадьба Архангельское и его владельцы.


-Рассказ ведется в проезде.

-Проезжая Архангельское указать экскурсантам на поворот к усадьбе.

-Повествование о том, как поэт добирался до Тверской губернии на лошадях. [2]

-При рассказе про усадьбу использовать прием жестов и реконструкции с помощью портфеля экскурсовода. Указать на то, что Головины - владельцы усадьбы - дальние родственники поэта.

-После рассказа провести викторину.

Село Чукавино.

20 минут.

Владимирская церковь, усадьба, аллея.


-Описание усадьбы в Чукавино;

-История села и усадьбы в Чукавино;

-Отношения Пушкина с И. Е. Великопольским. [2]

-Автобус разместить при въезде в село.

-Полностью показать имение + свободный осмотр территории экскурсантами.

-Начать рассказ об истории села за 5 минут до приезда в село;

-Использовать прием показа;

-Отражение в стихах поэта отношений с Великопольским.

Переезд по шоссе, Старицкий район.

16 мин.




-Пребывание Пушкина в Старице.

-Рассказ ведется в проезде.

-Дать представление экскурсантам о городе;

-Использовать портфель экскурсовода (изображение Старицы в XIX веке).

г. Старица.

Старицкий Успенский монастырь.

40 мин.

Старицкий Успенский монастырь.

-Знакомство со Старицей;

-Успенский монастырь-резиденция Ивана IV «Грозного». Памятники архитектуры XVII–XIX вв.

-Автобус разместить на парковке у монастыря.

-Вывести группу из автобуса и передать ведение экскурсии экскурсоводу Старицкого экскурсионного бюро.

Дать сведения о Старице и архитектурных памятниках экскурсионными справками.

г. Старица.

Старицкий Успенский монастырь.

30 мин.




Свободное время.

-Показать экскурсантам, где можно приобрести сувениры и церковную лавку, где можно перекусить и попить чай.

-Если кто-то желает провести время и посидеть на берегу Волги, предложить и выдать плед (только в теплое время года).

-После чего собрать группу у автобуса и произвести посадку.




ул. имени Ленина, 20. г. Старица.

10 мин.

Дом купца Филиппова.

-Бал в доме исправника В. И. Вельяшева в честь приезда А. С. Пушкина;

-Любовные связи поэта, отраженные в стихах.

-Автобус разместить напротив объекта.

-Провести экскурсантов в сквер.

-Использовать приемы жеста, реконструкции (для воссоздания убранства), прием цитирования «Подъезжая под Ижоры…»;

-Описать личность Е. Вельяшевой, что связывало ее с поэтом. Использовать портфель экскурсовода (портрет Е. Вельяшевой).


Переезд

30 мин.




-село Красное - архитектура Фельтона.


-Рассказ ведется в проезде.

Проезжая село Красное, указать на то, что поэт проезжал по этой дороге.

Красное входило в состав имения Полторацких, но главная усадьба Полторацких находилась в селе Грузины.

Малинники

На шоссе.

10 мин.

Надкладезная часовня XIX в.

-Связь Пушкина с Малинниками;

-Отношения Пушкина с «обитателями» Малинников;

-Произведения поэта, созданные в Малинниках. [22]

-Автобус производит высадку группы на шоссе, дальше пешком проводить группу на территорию к часовне.


-Использовать портфель экскурсовода с изображением несохранившегося дома Вульфов;

-Рассказ о дружеских отношениях Пушкина с семейством Осиповых-Вульф;

- Плодотворная осень Пушкина в Малинниках. 27 октября Пушкин написал «Посвящение» к только что законченной поэме «Полтава». Затем Пушкин работал над VII главой романа «Евгений Онегин» и 4 ноября переписал ее набело. 9 ноября успешно завершена работа над «Анчаром», начатом еще в сентябре, затем написано стихотворение «Чернь». 10 ноября родился «Ответ Катенину», следом - «Ответ А. И. Готовцевой», стихи «Цветок», «В прохладе сладостной фонтанов…», «Как быстро в поле, вкруг открытом…», «Ворон к ворону летит», «Лищинский околел…». Набросаны одна из главок повести «Гости съезжались на дачу…», критическая заметка «В зрелой словесности», план «Кирджали». И все это создано менее чем за полтора месяца, с 23 октября по 2 декабря.

Переезд

10 мин.




-Река Тьма;

-Природа Тверского края в творчестве Пушкина;

-Знакомство Пушкина со старицкими Вульфами.

-Рассказ ведется в проезде.


-Подготовить экскурсантов к следующему объекту и рассказать, что на берегу живописной реки Тьмы в 45 км от Старицы располагается одно из любимых мест Пушкина в Тверской губернии – село Берново;

-Прием цитирование стихотворений поэта о природе;

- Использовать прием накопления материала о Вульфах для дальнейшего знакомства с ними в музее.

Село Берново.

Остановка у ворот усадьбы.

60 мин.

Музей А. С. Пушкина в с. Берново (бывшая усадьба Вульфов).

-Экскурсия в музей.

-Автобус производит высадку группы экскурсантов из автобуса напротив музей на парковке.

-Передать ведение экскурсии экскурсоводу музея.

-Из музея группа проходит в парк.




Село Берново

30 мин.

-Памятник А. С. Пушкину. Поляна и эстрада;

-Горка «Парнас»;

-Зеркальный пруд. Стелла у пруда.

-Ежегодный праздник «День поэзии в Берново»

-Участие группы экскурсантов в ежегодном празднике (если экскурсия совпадает с датой праздника);

-Самостоятельный осмотр территории возле музея;

-Встретить группу у ворот в назначенное время и произвести посадку в автобус.

- Дать характеристику праздника. Праздник проводится с 1970 года в день рождения поэта, в разные годы собирает от 3 до 10 тысяч зрителей, которым предоставляется возможность выбора интересных программ и площадок праздника, на которых покажут свое творчество наши земляки и гости;

-С помощью приема реконструкции воссоздать атмосферу ежегодного праздника с использованием портфеля экскурсовода.

Переезд по шоссе от Берново в сторону Торжка.

Остановка напротив усадьбы Ртищевых в деревне Богатьково.

5 мин.

Усадьба Ртищевых.

-Деревянное барокко;

-Возможные остановки поэта в гостях у Ртищевых;

-Быт местных помещиков.


-Осмотр объекта из автобуса.


- Провинциальная деревянная усадьба дворян Ртищевых построена в XIX веке и отреставрирована в 2014 году, внутреннее убранство не сохранилось.

-Прием цитирования: из произведений Пушкина о быте и нравах провинциальных помещиков.

Переезд по шоссе сторону Торжка.

37 мин.




-Полторацкие-владельцы имения Грузины.

-Рассказ ведется в проезде.

-Подготовить группу с помощью рассказала о Полторацких.

Село Грузины.

Остановка в селе Грузины, возле моста.

5 мин.

Усадьба Полторацких.

-Валунный мост через реку Жаленку;

-Архитектура Растрелли;

- Заезд Пушкина в Грузины в марте и ноябре 1829 г.;

-Судьба усадьбы.

-Произвести высадку из автобуса возле валунного моста и провести группу к усадьбе.


-Использовать прием реконструкции при описании архитектуры усадьбы;

-Рассказ о приезде Пушкина в Грузины и возможной остановки на отдых.

-Рассказ об изменениях усадьбы на протяжении всего времени ее существования.

Переезд до Торжка.

16 мин.




- Историческая справка о Торжке;

-Праздники в Торжке, посвященные Пушкину.

-Рассказ ведется в проезде.

- Осветить, что более полутора веков назад Торжок был крупной почтовой станцией на оживленном пути между Петербургом и Москвой, этим трактом и ездил Пушкин;

-Рассказ об интерактивных мероприятиях, которые проводят в музее Пушкина и гостинице Пожарских.

г. Торжок.

ул. Дзержинского,48. 20 мин.

Гостиница Пожарского.

-Отражение русского гостеприимства;

- «Поэзия со вкусом»;

-Упоминания о Торжке в письмах и документах.

-Вывести группу из автобуса, начать ознакомительный рассказ об объекте, потом предложить экскурсантам опробовать знаменитые котлеты + раздать гостям рецепт котлет.

- Использовать прием цитирования. Ранее, здесь не раз проживал А. С. Пушкин, обессмертивший кулинарные творения хозяйки гостиницы – Пожарские котлеты, которыми Дарья прославилась сама и прославила Торжок на всю Россию. Прием цитирования:

«На досуге отобедай

У Пожарского в Торжке…»

г. Торжок.

ул. Дзержинского, 71.

20 мин.

Музей А. С. Пушкина.




-Пешком провести группу до музея;

-Самостоятельный осмотр экспозиции музея/экскурсия по музею с экскурсоводом.




Переезд

16 мин.




- А.П. Керн (урожденная Полторацкая);

-Детство Керн.

-Рассказ ведется на проезде.

-Начать рассказ о личности Анны Петровны Керн.

Прутня

Остановка у церкви.

10 мин.

Могила А. П. Керн.

-«Пушкинская муза»;

-История захоронения.

-Вывести группу из автобуса и провести на территорию церкви к могиле.

- Прием цитирования

«Я помню чудное мгновенье…»;

- Керн скончалась в Москве, но дожди размыли дорогу и ее тело не смогли доставить к мужу, поэтому её похоронили на кладбище погоста Прутня.

Переезд по шоссе до Твери.

60 мин.




-«То в кибитке, то в карете. Мысли в дороге»


-Рассказ ведется в проезде;

-Раздача кроссворда «Пушкинское кольцо Верхневолжья» (см. приложение №3)

- Путешествие А. С. Пушкина по тракту Петербург – Москва. Дорожный цикл стихотворений поэта. Описание дороги времен Пушкина. Прием цитирования из произведений поэта о дороге и ямщиках.

- Кроссворд связан с маршрутом кольца и творчеством Пушкина на Тверской земле. Экскурсанты могут разгадывать по дороге домой или же оставить как сувенир на память.


г. Тверь

ул. Советская, 32.




-Заключение;

-Обмен впечатлениями.

-Высадка группы из автобуса.

-Раздача рекомендаций для самостоятельного посещения маршрута с кратким описанием объектов.

Подведение итогов поездки.