Файл: Методическая разработка экскурсии Пушкинское кольцо Верхневолжья.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методическая разработка экскурсии «Пушкинское кольцо Верхневолжья»
Автобусно-пешеходная экскурсия «Пушкинское кольцо Верхневолжья»
Продолжительность: 8 часов 20 минут.
Маршрут экскурсии: Тверь-Чукавино-Старица-Малинники-Берново-Грузины-Торжок-Прутня-Тверь.
Экскурсия рассчитана на массовую аудиторию
Цель экскурсии: Способствовать развитию у экскурсантов интереса к истории русской культуры, творчеству А. С. Пушкина, истории маршрута «Пушкинское кольцо», пониманию его значимости для Тверской земли. Нравственное и эстетическое воспитание на образцах лирики поэта, любви к Родине, родной природе.
Задачи экскурсии: Познакомить туристов с местами, где жил и творил А. С. Пушкин на Тверской земле. На примере жизни и творчества поэта показать жизнь и быт дворянских усадеб Тверской земли в XIX в.
Наименование основных подтем:
- Место и роль А. С. Пушкина в мировой литературе;
- «Приют» А. С. Пушкина в Твери, привлекательность Тверской земли для поэта;
-«То в кибитке, то в карете… Мысли в дороге»
- История села и усадьбы в Чукавино, отношения Пушкина с И. Е. Великопольским;
- Пребывание Пушкина в Старице, любовные связи поэта, отраженные в стихах;
-Связь Пушкина с Малинниками;
-Ежегодный праздник «День поэзии в Берново»;
-Приезд Пушкина в Грузины в марте и ноябре 1829 г.;
-Праздники в Торжке, посвященные Пушкину, «Поэзия со вкусом», Пушкинская муза.
Общие методические указания: Обязательным условием является то, что все экскурсионные объекты должны рассматриваться строго в рамках темы, отображённой в названии экскурсии. Экскурсионный материал рассматривается главным образом на остановках, на проездах так же освещаются исторические справки. Для повышения качества проведения экскурсии следует грамотно сопрягать комментарии, звучавшие на остановках и в движении.
Тезисы вступления: Пушкинское кольцо Верхневолжья — это не одна конкретная достопримечательность, это целый маршрут, на котором встречается множество интересных объектов. Районы Тверской области, которые охватывает кольцо. Общая протяженность маршрута. Связь Пушкина с Тверским краем. Вы познакомитесь именно с теми местами Тверской области, где поэт останавливался и писал шедевры русской литературы.
Маршрут | Остановка и время | Объекты показа | Наименование подтем и перечень основных вопросов | Организационный момент | Методические указания |
г. Тверь. | ул. Андрея Дементьева, 32. 5 мин. | Гостиница «Гальяни». | -Характеристика маршрута; -Время и протяженность; -Приют Пушкина в Твери; -Как поэт прославил гостиницу благодаря макаронам с сыром. | -Вступление, представление экскурсовода, а также водителя автобуса и знакомство с группой. | -При рассказе о гостинице использовать прием цитирования «У Гальяни, иль Кольони…»; -При рассказе использовать прием показа мемориальных досок. |
Проезд по Твери | 3 мин. | | -Место и роль А. С. Пушкина в мировой литературе. [3] | -Группу провести в автобус, рассказ ведется в проезде. | -Во многих своих произведениях А. С. Пушкин воспевал красоты Тверской земли, прекрасных дам и друзей; - Использовать прием цитирования. |
Театр Драмы, Театральный пр., 1. | Напротив бюста-памятника. 3 мин. | Бюст-памятник А. С. Пушкину. | -История создания памятника/авторы. | -Выстроить группу напротив памятника. | Рассказать экскурсантам о том, что изначально предполагалось установить памятник в Ленинграде на месте дуэли, на Черной речке, но памятник не победил в конкурсе и его перенаправили в Тверь. |
Переход | 5 мин. | | -Пребывание Пушкина в Твери в детские годы. | -Провести экскурсантов до следующего объекта, при этом вести рассказ с использованием микрофона. | |
ул. Советская, 5, к.4. | Напротив памятника. 3 мин. | Памятник А. С. Пушкину. | -История создания памятника/авторы; -Привлекательность Тверской земли для поэта. | -Выстроить группу напротив памятника. | -Осветить экскурсантам, что памятник установлен в связи с годовщиной смерти поэта; -Привлекательность города для поэта связана с событиями истории, которая интересовала поэта, его Тверские знакомые и прекрасная природа. |
Переход | 5 мин. | | -Знакомство с городом Тверь; -Краткая характеристика города. | -Провести экскурсантов до автобуса, при этом вести рассказ с использованием микрофона + посадка в автобус. | Логические переход: после обоснования привлекательности Тверской земли для поэта, дать краткую характеристику города Тверь. Использовать прием исторической справки. |
Переезд по шоссе, Старицкий район. | 50 мин. | | -«Вспоминая дилижанс»; -Дворянская усадьба Архангельское и его владельцы. | -Рассказ ведется в проезде. -Проезжая Архангельское указать экскурсантам на поворот к усадьбе. | -Повествование о том, как поэт добирался до Тверской губернии на лошадях. [2] -При рассказе про усадьбу использовать прием жестов и реконструкции с помощью портфеля экскурсовода. Указать на то, что Головины - владельцы усадьбы - дальние родственники поэта. -После рассказа провести викторину. |
Село Чукавино. | 20 минут. | Владимирская церковь, усадьба, аллея. | -Описание усадьбы в Чукавино; -История села и усадьбы в Чукавино; -Отношения Пушкина с И. Е. Великопольским. [2] | -Автобус разместить при въезде в село. -Полностью показать имение + свободный осмотр территории экскурсантами. | -Начать рассказ об истории села за 5 минут до приезда в село; -Использовать прием показа; -Отражение в стихах поэта отношений с Великопольским. |
Переезд по шоссе, Старицкий район. | 16 мин. | | -Пребывание Пушкина в Старице. | -Рассказ ведется в проезде. | -Дать представление экскурсантам о городе; -Использовать портфель экскурсовода (изображение Старицы в XIX веке). |
г. Старица. | Старицкий Успенский монастырь. 40 мин. | Старицкий Успенский монастырь. | -Знакомство со Старицей; -Успенский монастырь-резиденция Ивана IV «Грозного». Памятники архитектуры XVII–XIX вв. | -Автобус разместить на парковке у монастыря. -Вывести группу из автобуса и передать ведение экскурсии экскурсоводу Старицкого экскурсионного бюро. | Дать сведения о Старице и архитектурных памятниках экскурсионными справками. |
г. Старица. | Старицкий Успенский монастырь. 30 мин. | | Свободное время. | -Показать экскурсантам, где можно приобрести сувениры и церковную лавку, где можно перекусить и попить чай. -Если кто-то желает провести время и посидеть на берегу Волги, предложить и выдать плед (только в теплое время года). -После чего собрать группу у автобуса и произвести посадку. | |
ул. имени Ленина, 20. г. Старица. | 10 мин. | Дом купца Филиппова. | -Бал в доме исправника В. И. Вельяшева в честь приезда А. С. Пушкина; -Любовные связи поэта, отраженные в стихах. | -Автобус разместить напротив объекта. -Провести экскурсантов в сквер. | -Использовать приемы жеста, реконструкции (для воссоздания убранства), прием цитирования «Подъезжая под Ижоры…»; -Описать личность Е. Вельяшевой, что связывало ее с поэтом. Использовать портфель экскурсовода (портрет Е. Вельяшевой). |
Переезд | 30 мин. | | -село Красное - архитектура Фельтона. | -Рассказ ведется в проезде. Проезжая село Красное, указать на то, что поэт проезжал по этой дороге. | Красное входило в состав имения Полторацких, но главная усадьба Полторацких находилась в селе Грузины. |
Малинники | На шоссе. 10 мин. | Надкладезная часовня XIX в. | -Связь Пушкина с Малинниками; -Отношения Пушкина с «обитателями» Малинников; -Произведения поэта, созданные в Малинниках. [22] | -Автобус производит высадку группы на шоссе, дальше пешком проводить группу на территорию к часовне. | -Использовать портфель экскурсовода с изображением несохранившегося дома Вульфов; -Рассказ о дружеских отношениях Пушкина с семейством Осиповых-Вульф; - Плодотворная осень Пушкина в Малинниках. 27 октября Пушкин написал «Посвящение» к только что законченной поэме «Полтава». Затем Пушкин работал над VII главой романа «Евгений Онегин» и 4 ноября переписал ее набело. 9 ноября успешно завершена работа над «Анчаром», начатом еще в сентябре, затем написано стихотворение «Чернь». 10 ноября родился «Ответ Катенину», следом - «Ответ А. И. Готовцевой», стихи «Цветок», «В прохладе сладостной фонтанов…», «Как быстро в поле, вкруг открытом…», «Ворон к ворону летит», «Лищинский околел…». Набросаны одна из главок повести «Гости съезжались на дачу…», критическая заметка «В зрелой словесности», план «Кирджали». И все это создано менее чем за полтора месяца, с 23 октября по 2 декабря. |
Переезд | 10 мин. | | -Река Тьма; -Природа Тверского края в творчестве Пушкина; -Знакомство Пушкина со старицкими Вульфами. | -Рассказ ведется в проезде. | -Подготовить экскурсантов к следующему объекту и рассказать, что на берегу живописной реки Тьмы в 45 км от Старицы располагается одно из любимых мест Пушкина в Тверской губернии – село Берново; -Прием цитирование стихотворений поэта о природе; - Использовать прием накопления материала о Вульфах для дальнейшего знакомства с ними в музее. |
Село Берново. | Остановка у ворот усадьбы. 60 мин. | Музей А. С. Пушкина в с. Берново (бывшая усадьба Вульфов). | -Экскурсия в музей. | -Автобус производит высадку группы экскурсантов из автобуса напротив музей на парковке. -Передать ведение экскурсии экскурсоводу музея. -Из музея группа проходит в парк. | |
Село Берново | 30 мин. | -Памятник А. С. Пушкину. Поляна и эстрада; -Горка «Парнас»; -Зеркальный пруд. Стелла у пруда. | -Ежегодный праздник «День поэзии в Берново» | -Участие группы экскурсантов в ежегодном празднике (если экскурсия совпадает с датой праздника); -Самостоятельный осмотр территории возле музея; -Встретить группу у ворот в назначенное время и произвести посадку в автобус. | - Дать характеристику праздника. Праздник проводится с 1970 года в день рождения поэта, в разные годы собирает от 3 до 10 тысяч зрителей, которым предоставляется возможность выбора интересных программ и площадок праздника, на которых покажут свое творчество наши земляки и гости; -С помощью приема реконструкции воссоздать атмосферу ежегодного праздника с использованием портфеля экскурсовода. |
Переезд по шоссе от Берново в сторону Торжка. | Остановка напротив усадьбы Ртищевых в деревне Богатьково. 5 мин. | Усадьба Ртищевых. | -Деревянное барокко; -Возможные остановки поэта в гостях у Ртищевых; -Быт местных помещиков. | -Осмотр объекта из автобуса. | - Провинциальная деревянная усадьба дворян Ртищевых построена в XIX веке и отреставрирована в 2014 году, внутреннее убранство не сохранилось. -Прием цитирования: из произведений Пушкина о быте и нравах провинциальных помещиков. |
Переезд по шоссе сторону Торжка. | 37 мин. | | -Полторацкие-владельцы имения Грузины. | -Рассказ ведется в проезде. | -Подготовить группу с помощью рассказала о Полторацких. |
Село Грузины. | Остановка в селе Грузины, возле моста. 5 мин. | Усадьба Полторацких. | -Валунный мост через реку Жаленку; -Архитектура Растрелли; - Заезд Пушкина в Грузины в марте и ноябре 1829 г.; -Судьба усадьбы. | -Произвести высадку из автобуса возле валунного моста и провести группу к усадьбе. | -Использовать прием реконструкции при описании архитектуры усадьбы; -Рассказ о приезде Пушкина в Грузины и возможной остановки на отдых. -Рассказ об изменениях усадьбы на протяжении всего времени ее существования. |
Переезд до Торжка. | 16 мин. | | - Историческая справка о Торжке; -Праздники в Торжке, посвященные Пушкину. | -Рассказ ведется в проезде. | - Осветить, что более полутора веков назад Торжок был крупной почтовой станцией на оживленном пути между Петербургом и Москвой, этим трактом и ездил Пушкин; -Рассказ об интерактивных мероприятиях, которые проводят в музее Пушкина и гостинице Пожарских. |
г. Торжок. | ул. Дзержинского,48. 20 мин. | Гостиница Пожарского. | -Отражение русского гостеприимства; - «Поэзия со вкусом»; -Упоминания о Торжке в письмах и документах. | -Вывести группу из автобуса, начать ознакомительный рассказ об объекте, потом предложить экскурсантам опробовать знаменитые котлеты + раздать гостям рецепт котлет. | - Использовать прием цитирования. Ранее, здесь не раз проживал А. С. Пушкин, обессмертивший кулинарные творения хозяйки гостиницы – Пожарские котлеты, которыми Дарья прославилась сама и прославила Торжок на всю Россию. Прием цитирования: «На досуге отобедай У Пожарского в Торжке…» |
г. Торжок. | ул. Дзержинского, 71. 20 мин. | Музей А. С. Пушкина. | | -Пешком провести группу до музея; -Самостоятельный осмотр экспозиции музея/экскурсия по музею с экскурсоводом. | |
Переезд | 16 мин. | | - А.П. Керн (урожденная Полторацкая); -Детство Керн. | -Рассказ ведется на проезде. | -Начать рассказ о личности Анны Петровны Керн. |
Прутня | Остановка у церкви. 10 мин. | Могила А. П. Керн. | -«Пушкинская муза»; -История захоронения. | -Вывести группу из автобуса и провести на территорию церкви к могиле. | - Прием цитирования «Я помню чудное мгновенье…»; - Керн скончалась в Москве, но дожди размыли дорогу и ее тело не смогли доставить к мужу, поэтому её похоронили на кладбище погоста Прутня. |
Переезд по шоссе до Твери. | 60 мин. | | -«То в кибитке, то в карете. Мысли в дороге» | -Рассказ ведется в проезде; -Раздача кроссворда «Пушкинское кольцо Верхневолжья» (см. приложение №3) | - Путешествие А. С. Пушкина по тракту Петербург – Москва. Дорожный цикл стихотворений поэта. Описание дороги времен Пушкина. Прием цитирования из произведений поэта о дороге и ямщиках. - Кроссворд связан с маршрутом кольца и творчеством Пушкина на Тверской земле. Экскурсанты могут разгадывать по дороге домой или же оставить как сувенир на память. |
г. Тверь | ул. Советская, 32. | | -Заключение; -Обмен впечатлениями. | -Высадка группы из автобуса. -Раздача рекомендаций для самостоятельного посещения маршрута с кратким описанием объектов. | Подведение итогов поездки. |