Файл: Самостоятельная работа Обучающийся Копейка Светлана Владимировна Преподаватель Савченко Виктория Андреевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 257

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная организация «Национальный социально-педагогический колледж»

Программа среднего профессионального образования

44.02.01. Дошкольное образование

Дисциплина: Психолого – педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста.

Самостоятельная работа № 1.1.

Выполнила:

Обучающийся: Копейка Светлана Владимировна

Преподаватель: Савченко Виктория Андреевна

Пермь-2023г.

Задание 1. Разработайте наглядные материалы для родителей (законных представителей) по теме «Психологические особенности общения детей раннего и дошкольного возраста».

Ответ:

«Психологические особенности общения детей раннего и дошкольного возраста».
Ранний возраст – это возраст до одного года до трех лет. В этом возрасте ведущая деятельность ребенка смещается с эмоционального общения на предметно-практическую деятельность. Следовательно, и общение ребенка со взрослыми меняется. Оно начинает осуществляться за счет предметно-практической деятельности.
Ребенок в этот период предпочитает предметно - практическую деятельность. Он с большим удовольствием перекладывает мелкие предметы из коробочки в коробочку, пересыпает крупу, переливает воду, откручивает крышку бутылки и снова закручивает, крутит разные ручки и т.д. Однако ребенок не готов всегда самостоятельно овладевать предметно-практической деятельностью. Ему не менее важно общение со взрослым. Но если до этого ребенку было достаточно слышать голос взрослого, ощущать прикосновения его рук, то теперь ситуация меняется. У ребенка появляется потребность не только в «чистом» общении, но и в общении, опосредованном предметно-практической деятельностью. Что это значит? Это значит, что ребенок хочет все делать вместе со взрослым. После года ребенок стремится постоянно быть рядом со взрослыми и при этом хочет быть включён во все дела взрослого. Он хочет мыть посуду, наливать чай, стирать, гладить белье, поливать цветы и т.д. Именно поэтому ребенок обычно не может долго самостоятельно заниматься (лепить, рисовать, играть в игрушки), а вот вместе со взрослым он с удовольствием включается в разные виды деятельности.


Бывает, что взрослые расценивают желание ребенка совместно со взрослыми заниматься разной деятельностью как несамостоятельность и стараются подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он занимался, играл самостоятельно. В реальности же ребенок начинает сотрудничать со взрослым. Это новый этап в его развитии, который важно поддержать.
Рекомендации родителям.
Поддерживайте желание ребенка взаимодействовать с вами. Занимайтесь вместе домашними делами, не старайтесь всеми силами научить ребенка занимать себя самому. Всему свое время. На данном этапе ребенку важно научиться сотрудничать, получить и принимать помощь.
Для ребенка младшего и среднего дошкольного (3-5 лет) возраста наиболее актуальным является общение со взрослым в контексте познавательной активности.
В этом возрасте дети активно задают взрослым вопросы и ждут от взрослых ответа. Если ребенок задает один и тот же вопрос несколько раз на протяжении какого-то промежутка времени или мучительно думает, какой же вопрос задать, это значит, что ему важно не только получить ответ (знание), но и ему важно пообщаться со взрослым (эмоциональная составляющая процесса общения). Нередко взрослые устают от многочисленных детских «почему» и уходят от общения. Они не отвечают на вопросы, просят ребенка помолчать или перенаправляют ребёнка к другому взрослому.
Очевидно, что прерывать познавательную активность ребенка некорректно. Но что же делать взрослому, если он устал от того, что один и тот же вопрос задается ему несколько раз? Например, взрослый может спросить у ребенка, задавшего вопрос: «А ты как думаешь?». Нередко ребенок начинает сам с энтузиазмом отвечать на вопрос, который задал только что. Получается, что ребенку на самом деле важно именно общаться со взрослым, обсуждать какие - то важные для него вопросы.
В младшем и среднем дошкольном возрасте дети начинают обращать особое внимание на обратную связь, которую они получают от взрослых в процессе общения. А что такое обратная связь? Чаще всего оценка деятельности, оценка поступков ребенка. Формирование самооценки ребенка происходит за счет того, что ребенок получает обратную связь от взрослого. Дети 3-5 лет достаточно чувствительно к оценке. Нередко

получив негативную оценку своей деятельности, они отказываются продолжать начатое. Напротив, похвала действует на ребенка стимулирующее.
В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) у ребенка проявляется интерес к «чистому» общению, не опосредованному предметно-манипулятивной деятельностью или познанием. Общение становится для ребенка самоценностью.
В старшем дошкольном возрасте ребёнок активно социализируется, то есть, усваивает нормы и ценности окружающих его людей. В связи с этим, взрослые становятся для ребенка эталоном, объектом для подражания. Именно через общение со взрослыми ребенок узнает, как целесообразно вести себя в определенной ситуации.
Рекомендации родителям.
Поддерживайте инициативу ребенка общаться. Именно в общении с родителями у ребенка формируются первые навыки общения. Не старайтесь перенаправить ребенка, который задал вам вопрос, на другого взрослого.
Не осуждайте ребенка («ты плохой»). Можно осудить поступок ребенка, но не его личность. Обращайте внимание на достижения ребенка, хвалите его и поощряйте. Это поможет формированию у ребенка адекватной самооценки.

Задание 2. Познакомьтесь с описанием конфликтной ситуации в детском саду и ответьте на вопрос.

Ребенок приносит свою игрушку в детский сад и остро реагирует, если ее берут без разрешения. Он может плакать, злиться и даже драться. Так он показывает свое исключительное право на владение игрушкой.

Вопрос: Как вести себя педагогу?

Ответ:

Обсудить со всеми детьми данную ситуацию и чтобы в дальнейшем не возникало таких ситуаций предложить установить правила пользования чужими игрушками в группе детского сада:

Например такие:

- хочешь поиграть — попроси;

- обращаться с просьбой : «Давай договоримся»

- можно играть в совместную игру;

- играть по очереди в течение обозначенного времени.

Воспитателю важно помнить, что необходимо некоторое время, чтобы эти договоренности и правила стали для детей внутренними установками. Также не менее важно, чтобы воспитатель в возникающих ситуациях напоминал детям об этих правилах,
обязательно поддерживал ребенка, например, в случае переживания отказа или в ситуации, когда получилось выполнить правило, хотя это было и непросто. Правил не должно быть много. Их можно нарисовать и разместить на видном месте в группе, обращая на них внимание ребенка в каждом случае.

Список использованной литературы.


  1. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.]. — Москва : Издательство Юрайт, 2023

  2.  Психологические проблемы детей дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Е. Алексеева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. 

  3. Белкина, В. Н Детская психология : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Н. Белкина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. 

  4. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. 

  5. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020.