Файл: Учебное пособие под ред. А. О. Прохорова. Спб Речь, 2004. 480 с. Опросник для оценки острого умственного утомления.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / под ред. А. О. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. – 480 с.

Опросник для оценки острого умственного утомления


Данная методика предназначена для оценки степени умственного утомления, развивающегося на протяжении одного рабочего дня у лиц, работа которых связана с обработкой информационных потоков. К ним относятся представители различного рода операторских профессий, работники диспетчерских служб, пользователи ЭВМ широкого профиля, учащиеся и многие другие.

Эта методика содержит 18 утверждений, характеризующих различные проявления умственного утомления со стороны признаков снижения общей работоспособности, специфических нарушений ощущений и восприятия, когнитивного дискомфорта, изменений в эмоционально-волевой регуляции деятельности и социальных контактах.

Схема работы испытуемого с опросником аналогична описанной выше. По отношению к каждому утверждению он может дать один из трех вариантов ответа: согласен (ответ «да»), не согласен (ответ «нет»), не уверен в четком выборе (ответ «да – нет»). Полученные ответы по каждому пункту опросника переводятся в трехбалльную оценочную шкалу с учетом типа формулировки утверждения:

– прямые утверждения (пункты 1, 2, 5-16): «да» = 2 балла; «да – нет» = 1 балл; «нет» = 0 баллов;

– обратные утверждения (пункты 3,17,18): «да» = 0 баллов; «да – нет» = 1 балл; «нет» = 2 балла.

На основании полученных частных оценок подсчитывается общий показатель методики – индекс умственного утомления (ИУУ), – равный сумме баллов по всем пунктам опросника. Чем выше значение ИУУ, тем сильнее степень умственного утомления. Значения ИУУ могут варьировать в диапазоне от 0 до 36 баллов.

Интерпретация данных о степени выраженности умственного утомления основывается на следующих градациях ИУУ:

– ИУУ < 10 баллов: отсутствие признаков умственного утомления;

– 10 < ИУУ < 16 баллов: легкая степень умственного утомления;

– 16 < ИУУ < 28 баллов: умеренная степень умственного утомления;

- ИУУ > 28 баллов: сильная степень умственного утомления.

Более детальная качественная интерпретация полученных результатов может включать анализ частоты симптомов снижения работоспособности и когнитивного дискомфорта (пункты 1, 2, 4, 6, 7, 9, 11, 14, 15, 16) по
сравнению с нарушениями регуляторных процессов, обеспечивающих деятельность (пункты 3, 5, 8, 10, 12, 13, 17, 18).

Опросник для оценки острого умственного утомления


Инструкция. «Прочтите внимательно каждое из представленных ниже утверждений и соотнесите их с тем, как Вы чувствуете себя в данный момент времени. Зачеркните ответ "да", если оно соответствует вашим текущим ощущениям, или ответ "нет" – если оно отсутствует. В случае если вы затрудняетесь с выбором ответа, подчеркните оба варианта "да – нет". Последовательно отвечайте на все пункты опросника и не задумывайтесь долго над выбором ответа, – как правило, первое ощущение оказывается наиболее точным!»
1. Чувствую общую слабость «да – нет»

2. Мне приходится заставлять себя как можно быстрее реагировать на поступающую информацию«да – нет»

3. Я спокоен и собран «да – нет»

4. Мне душно «да – нет»

5. Хочется хоть немного отвлечься от работы «да – нет»

6. У меня тяжелая голова «да – нет»

7. Мне стало трудно думать «да – нет»

8. Чувствую себя раздраженным «да – нет»

9. Мне не хочется разговаривать «да – нет»

10. Я не обращаю внимания на то, как идет работа у моих одноклассников «да – нет»

11. У меня стали появляться паузы во время работы «да – нет»

12. Время течет медленно «да – нет»

13. Мне хочется встать и размяться «да – нет»

14. У меня устали глаза «да – нет»

15. Мне приходится напрягать слух «да – нет»

16. У меня постоянно возникают сомнения в правильности исполнения работы «да – нет»

17. Мне весело «да – нет»

18. Мне хочется работать «да – нет»