Файл: Курсовая работа социально гигиенические проблемы в формировании здоровья школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

«Читинский педагогический колледж»


Специальность 49.02.01 Физическая культура
КУРСОВАЯ РАБОТА


Социально - гигиенические проблемы в формировании здоровья школьников




Выполнил(а):

студент 313 группы

Телющин Данила Игоревич





Руководитель__________________

подпись

/Булгакова Е.В.__________________/

« »__________________20____г.





Допущена к защите

Зав. кафедрой _________________

подпись

/Нестерова Т.А.__________________/

« » ___________________20____г.
Оценка _______________________

« »___________________20____г.


Чита

2022

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………

  1. Понятие «здоровье школьника», факторы влияющие на состояние здоровья детей ……………………………………………………………………

  2. Социально-гигиенические аспекты здоровья школьников …......

  3. Значение социально-гигиенического воспитания в формировании здорового образа жизни детей…………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………

Список использованных источников………………………………….

Приложение А………………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Наука, занимающаяся изучением здоровья человека, называется валеология.

Необходимость поддержания здоровья учащихся является актуальной проблемой современности. В стенах школы дети проводят 11 лет, это период жизни человека, когда закладываются основные физические и психологические характеристики личности.

Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем. Практически все в организме человека: и его развитие, и анатомо-физиологическое строение, и основные жизненные функции – в конечном счете находится под определенным контролем со стороны генных структур. Поэтому, особое место в современных исследованиях занимает изучение взаимодействия генотипа и среды в формировании индивидуальных особенностей здоровья человека.


В новых природных и производственных условиях человек в настоящее время нередко испытывает влияние весьма необычных, а иногда чрезмерных и жестких факторов среды, к которым эволюционно он еще не готов. И, именно, через здоровый образ жизни человек способен значительно увеличить свою жизнеспособность, а следовательно – жизнедеятельность.

Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.

Проведенные в последние годы гигиенические исследования указывают на две основные причины ухудшения здоровья школьников. Первая из них связана с характером образовательного процесса в школе, построенном без учета актуализирующихся потребностей учащихся. В результате такого противоречия у детей возникает психическое перенапряжение, которое провоцирует возникновение многих соматических заболеваний. Кроме того, у них происходит деформация мотивационной сферы, вследствие чего снижается активность, замедляется развитие, формируются вредные привычки (аддитивное поведение), в конечном итоге — ухудшается их здоровье. Вторая причина связана с неспособностью самих учащихся должным образом заботиться о собственном здоровье, что также говорит о недостатках в системе школьного образования — на сегодняшний день школа плохо занимается гигиеническим образованием детей.



Проблема исследования: какие социально - гигиенические проблемы в формировании здоровья школьников?

Объект исследования – учебный процесс в начальной школе

Предмет исследования – содержание деятельности учителей и учащихся в гигиеническом воспитании младших школьников.

Цель курсовой работы – проанализировать социально-гигиенические проблемы в формировании здоровья школьников.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятие «здоровье школьника», факторы, влияющие на состояние здоровья детей

  2. Изучить социально-гигиенические аспекты здоровья школьников

  3. Выявить значение социально-гигиенического воспитания в формировании здорового образа жизни детей

Методы исследования – изучение и анализ педагогической литературы.

Структура исследования: наша курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованных источников, приложения А.


  1. Понятие «здоровье школьника», факторы, влияющие на состояние здоровья детей


Обсуждение проблемы формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников целесообразно начать с выявления сущности такого основного понятия, как «здоровье».

На сегодняшний день известно более ста различных определений понятия «здоровье». Так, в исследовании П.И. Калью анализируется 79 определений здоровья человека, сформулированных специалистами различных научных дисциплин. Автор отмечает шесть типов сущностных элементов определения здоровья:

  1. Здоровье как норма функционирования организма на всех уровнях его организации.

  2. Здоровье как динамическое равновесие жизненных функций организма.

  3. Здоровье как полноценное выполнение основных социальных функций, участие в жизни общества и трудовая деятельность.

  4. Способность организма адаптироваться к изменяющимся условиям среды.

  5. Отсутствие болезненных изменений и нормальное самочувствие.

  6. Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие.

Чаще всего здоровье рассматривается как нормальное функционирование организма на всех уровнях организации и отсутствие болезненных состояний и изменений. Например, в «Большой медицинской энциклопедии» здоровье трактуется как «естественное состояние организма, характеризующееся его полной уравновешенностью с биосферой и отсутствием выраженных болезненных изменений»» (Петровский инициалы).


В последние десятилетия, благодаря работам таких известных отечественных учёных, как О.Л. Богинич (2008), А.А. Борисова (2012) и многим другим, представление о здоровье существенно изменилось.

Здоровье стало пониматься как процесс формирования и поддерживания динамического равновесия функций организма на соматическом и психическом уровнях на основе биохимических и информационно-психологических адаптационных механизмов.

Так, И.И. Брехман одним из первых предложил информационно-психологическую трактовку сущности здоровья: «Здоровье человека – это его способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров потока сенсорной, вербальной и структурной информации» (Брехман, 1997).

В.П. Казначеев подчеркивает, что здоровье – это динамическое состояние, «процесс сохранения и развития физиологических свойств, потенций психических и социальных». Процесс максимальной продолжительности жизни при оптимальной трудоспособности и активности (Казначеев, 2006).

С точки зрения ведущих российских учёных, это определение является неконкретным. Предлагается более развёрнутая формулировка: «Здоровье – это целостное многомерное динамическое состояние (включая его 10 позитивные и негативные показатели), которое развивается в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции» (Щедрина, 1999).

В своей трактовке понятия «здоровье» академик Б.Н. Чумаков акцентирует внимание на интегрированных показателях индивидуума. «Здоровье человека – это, прежде всего, процесс сохранения и развития его психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни» (Чумаков, 1997).

Многообразие формулировок свидетельствует о том, что здоровье – это интегрированное сложное динамическое состояние человеческого организма, определяющее его адаптационные возможности в условиях изменяющейся биологической и социальной среды.

Анализируя публикации разных авторов, занимающихся данной проблемой, можно выделить составляющие здоровья каждого человека:

1. Психоэмоциональное здоровье – это способность адекватно оценивать и воспринимать свои чувства и ощущения, сознательно управлять своим эмоциональным состоянием.

2. Интеллектуальное развитие человека определяет уровень созидательной активности в различных областях научной и творческой деятельности. Личность с высоким уровнем интеллекта использует все источники, средства и знания для совершенствования своего мастерства, наращивание творческого потенциала. Интеллектуальный рост – это одна из форм развития человеческого развития (Амосов, 2003).


3. Социальная составляющая здоровья личности определяет характер её взаимоотношения с обществом, родными и близкими (Гебекова, 2015).

Современное понимание здоровья в науке и обществе основывается на междисциплинарном синтезе знаний медицины, психологии, философии, педагогики и требует применения комплексного подхода. Здоровье перестало быть проблемой индивидуально-личного бытия. Оно приобретает значение сложного социокультурного явления. На первый план исследований выходят факторы, определяющие здоровье в рамках конкретных культур и сообществ. Эти тенденции должны найти своё адекватное воплощение в деятельности образовательного учреждения по сохранению и развитию здоровья учащихся (Плахова, 2012).

Основоположником советской системы воспитания здорового образа жизни школьников официально считается И.И. Мильман. Основная идея разработанной им системы состоит в том, что главная цель формирования здорового образа жизни учащихся в образовательном учреждении состоит в формировании у них гигиенических навыков. Им был разработан цикл уроков здоровья, который позднее был преобразован его многочисленными учениками и последователями в серию учебных пособий. Содержанием этих методических разработок стали: личная и социальная гигиена, санитария, сохранение работоспособности человека в условиях умственного и физического труда, увеличение продолжительности жизни (Мильман, 1949).

Этот круг тематики в целом сохранен в современных школьных учебниках и вузовских курсах по основам медицинский знаний и валеологии.

Изучив научную литературу по исследуемой проблеме, можно сказать, что на сегодняшний день ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни, являются:

1. Развитие у детей представлений о здоровом образе жизни.

2. Рационально организованный режим дня и сбалансированное питание.

3. Оптимальный двигательный режим, занятия физической культурой и закаливающими процедурами.

4. Благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия.

5. Пример семьи и педагогов (Плахов, 2012).

При использовании всех этих факторов создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников.
2. Социально-гигиенические аспекты здоровья школьников
Роль факторов окружающей среды в развитии неблагоприятных эффектов в значительной степени зависит от возраста детей, характера заболевания и нозологической формы болезни, а также от профессиональной принадлежности родителей. Для каждого возраста характерно преобладание тех или иных факторов. Одни и те же факторы, одни и те же уровни и их интенсивность оказывают различное влияние на развитие заболеваемости в разных возрастных группах. Это определяет необходимость дифференцированного подхода к оценке роли факторов риска, планирования и осуществления профилактических и оздоровительных мероприятий. Таким образом, по мнению академика РАМН Г.И. Сидоренко и профессора Е.Н. Кутепова, не существует стандартных величин факторов риска.