Файл: 1. фссп в системе органов исполнительной власти 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Титульный лист

Содержание




Введение 3

1. ФССП в системе органов исполнительной власти 6

1.1 Историко-правовой анализ становления службы судебных приставов РФ 6

1.2 Назначение, порядок формирование и задачи ФССП 10

2. Правовое регулирование деятельности ФССП на современном этапе 19

2.1 Система органов Федеральной службы судебных приставов РФ 19

2.2 Полномочия Федеральной службы судебных приставов 21

Заключение 26

Список литературы 27


Введение
Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации является органом федеральной исполнительной власти, которым обеспечивается установленный законодательством порядок функционирования судебных учреждений, исполняются решения судебных органов и других уполномоченных должностных лиц, реализует дополнительные полномочия в плане поиска должников и их имущества, а также по правоприменению, контрольным и надзорным функциям в закрепленной области функционирования.

Актуальность данной дипломной работы заключается в том, что деятельность службы судебных приставов России медленно, но верно становится существенным условием укрепления российской государственности, функционирующим механизмом обеспечения правосудия, защиты прав и законных интересов человека и страны. Благодаря радикальным переменам в государственном устройстве российского общества и экономическим преобразованиям: развитию предпринимательской деятельности, изменению форм владения, пользованию и распоряжению собственностью, появлению новых субъектов экономических и правовых отношений, возникновению и развитию рыночной экономики, что принесло резкий рост количествам исковых заявлений и взысканий. Это послужило своеобразным толчком для создания института принудительного исполнения актов судебной власти, поскольку это служило гарантиями реализации указаний нормативно-правовых норм и поднятию авторитета судебной власти.

Исполнение судебных решений – это неотъемлемая часть основного права человека на судебном разбирательстве, вследствие чего эффективная работа института исполнения судебных решений играет важную роль в функционировании судебной власти в целом. Только реальным обеспечением прав граждан на справедливый суд в приемлемые сроки, сохранится и повысится уровень доверия общественности к органам власти, обеспечивающих исполнение судами справедливости. В чем актуальность? В том, что служба нужна? Актуальность в том, что есть проблемы правового характера которые можно исправить внесением изменений в законодательные акты.


Целью работы является, изучение и анализ правового регулирования деятельности Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации.

Данная цель может быть достигнута путем решения таких задач как:

  • исследование теоретических и правовых основ становления института судебных приставов в России;

  • рассмотрение нормативно-правовых основ организации и деятельности Федеральной службы судебных приставов;

  • анализ задач, функций, полномочий ФССП на федеральном уровне;

  • исследование структуры и организации центрального аппарата ФССП и ее территориальных органов;

  • изучение правового статуса судебных приставов-исполнителей (далее СПИ) и приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее пристав ОУПДС);

  • рассмотрение задач и форм взаимодействия Федеральной службы судебных приставов с другими органами исполнительной власти;

  • обоснование актуальности соблюдения прав граждан и организаций для повышения эффективности деятельности судебных приставов;

  • выявление проблем в организации и деятельности службы судебных приставов и разработка практических рекомендации по их разрешению.

В данной работе объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при осуществлении полномочий ФССП и её территориальных органов.

Предметом исследования квалификационной работы являются нормативно-правовые акты, регулирующие сферу отношений судебных приставов, а так же структура, задачи, функции и полномочия ФССП и ее территориальных органов, научная и учебная литература.

Структура работы определяется ее содержанием и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Основные выводы и предложения представлены в заключении.

Результаты дипломной работы имеют практическую значимость, которая состоит в том, что в ней комплексно исследованы основные теоретические и правовые основы института судебных приставов в Российской Федерации; исследован нормативно-правовой статус судебных приставов и приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, это не по теме а также влияние уровня исполнения различных юрисдикционных актов.

1. ФССП в системе органов исполнительной власти
1.1 Историко-правовой анализ становления службы судебных приставов РФ


В XV веке можно увидеть установленные полномочия судебных приставов в «Псковской судной грамоте», где появляется понятие «пристава» и указание на то, что к исполнению своих обязанностей они призывались князем или общим собранием горожан — «вече», а также выявлен широкий круг их полномочий, содержащий в себе элементы судебной и следственной деятельности, которые выражались в досудебном изучении обстоятельств нарушения права; сборе и анализе доказательств; разыскивании и обеспечении принудительной явки лиц, которые уклоняются от появления в суде; предоставлении гарантий правопорядка в ходе рассмотрения дела в суде, а также обеспечение исполнения решений установленных судом; контроле над уплатой установленных пошли в четко определенное время; практике по обыску и изъятию имущества граждан с последующей его продажей на торгах.

Следующим важнейшим документом, свидетельствующим о фактической деятельности приставов, является Судебник 1497 г., изданный уже в Московском государстве в период Ивана III. Судебник подробно раскрывает полномочия и формы деятельности приставов, так появляются «недельщики» — именуемые получастными-полуобщественными лицами, которые занимались объездом и обеспечением порук лично, либо через племянников или доверенных людей. Также появляются закрепления о расспросах и пытках по отношению к «беглым крестьянам» и вводится «отдача за пристава», означающая закрепление за обвиняемым, находящимся под следствием личного судебного пристава, который несет за обвиняемое лицо ответственность, в случае его пропажи в обязанности пристава входит его поиск.

Документом, обобщающим существующее российское законодательство в период XV — XVII вв. стало Соборное Уложение 1649 г., представляющее собой кодифицированный сборник статей, в который входили как статьи прежних судебников, так и существенные изменения в области русского правотворчества тех времен. Изменения касаемо пристава (недельщика), заключались в расширенном круге полицейского функционала, например, добавилась возможность привлекать дружинников на помощь в случае неподчинения должников в процессе ареста. Важно отметить, что положения Соборного уложения указываю на развитие института ответственности приставов, поскольку за ненадлежащее выполнение предписанных приставам обязанностей несет за собой дисциплинарную, уголовную и материальную ответственность в виде увольнение со службы, битья батогами и, уже существующего, возмещения убытков соответственно.


После ликвидации института судебных приставов все предписанные им функции были возложены на полицию. Начинается не самый благоприятный период для Российской империи, характеризуемый появлением «долговых ям»; продажей накопленного должниками имущества; введением в действие телесных наказаний, а также пыток, впервые должников отправляют в ссылки.

Судебная реформа 1864 года вернула институт судебных приставов в структуру судебных учреждений, после чего указом Александра II были приняты Судебные уставы, содержащие актуальные принципы судоустройства Российской империи, где установлено нахождение судебных приставов, отобранных путем соответствия установленным требованиям и цензам, в судебных участках. Любое сопротивление, проявленное по отношению к судебному приставу в момент исполнения им своих функций, наказывалось как преступление против власти. Процедура обжалования злоупотребления судебным приставом своих полномочий проводилась по судебным местам их службы. Появление законодательной регламентации правового статуса и компетенции пристава ознаменовано подписанным Александром II в 1865 году «Положением о введении в действие судебных уставов», где указывается центральное место судебных приставов в системе исполнения судебных решений. Они находились в департаментах Правительствующего Сената, судебных палатах, окружных судах, а также съездах мировых судей и при мировых судьях «для исполнения действий, возлагаемых на них Уставами уголовного и гражданского судопроизводства» согласно «Учреждением судебных установлений» и занимали статус «Чины канцелярий».

Такой правовой статус судебных приставов существовал до ХХ века, после чего в 1917–1991 гг. Декретом Совета Народных Комиссаров был подвергнут упразднению вместе с существующей на тот момент судебной системой в целом. В 1918 года Декретом ВЦИК «Об утверждении положения о народном суде РСФСР» утверждено, что на смену упраздненному институту пришло ведомство судебных исполнителей, советская милиция вновь переняла на себя функции по обеспечению правопорядка в залах судебных заседаний и принудительной явке участников в суд. Судебные исполнители теперь входят в аппарат районных судов и подчиняются соответствующим судебным учреждениям, только теперь имеют статус государственных служащих.

90-е года ХХ века в историческом аспекте рассматриваются как «разруха» и «застой устаревшего государственного механизма», очевидна необходимость разработки новейших законов, регламентирующих процессуальную деятельность судебной системы.


Кардиальное изменение политического устройства государственности, связанное с распадом СССР, повлекло за собой потрясение всех сфер обеспечивающих жизнедеятельность граждан, в том числе деструктивное состояние экономической сферы вызвало появление криминала и связанных с ним структур, занимающихся «выбиванием долгов», соответственно исполнительные документы переставили приводится в действие даже под гнетом принуждения со стороны государства.

Уже в 1997 году вводятся в действие федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», положения которых регламентируют главные вопросы исполнительного производства в целом и учреждают самостоятельную службу по принудительному исполнению исполнительных документов, именуемую как служба судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации. Данные нормативные правовые акты классифицируют должностных лиц такой службы на судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Опираясь на исторические аспекты начиная с периода Древней Руси, можно заметить, что рассматриваемый в данном исследовании институт пока нельзя было характеризовать как единую и централизованную систему в структуре исполнительного производстве, однако самостоятельный функционал для исполнения задач по обеспечению эффективной деятельности суда судебным приставам был присущ на всех этапах становления института. Подводя итог, можно отметить, что поиск и рассмотрение исторических аспектов необходимо для всестороннего исследования вопроса, возникает возможность сравнения предшествующего устройства с состоянием современности для благоприятного развития института судебных приставов и системы исполнительного производства в целом посредством грамотного и приводящего к необходимым результатам законодательства.
1.2 Назначение, порядок формирование и задачи ФССП
Согласно Федеральному закону от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» Федеральная служба судебных приставов - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.