ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
Профессиональное самоопределение студентов – это выбор их будущего, как в личной жизни, так и в профессиональной. Зачастую, этот выбор на первый взгляд очень лёгкий, ведь нужно всего лишь соотнести свои увлечения, хобби и потребности, желание того, чего хочется в будущем, но именно из-за этого соотношения возникают противоречия и трудности в выборе. Приходится тщательно обдумывать все детали и объединять их в одну картинку. Представление будущего может быть не совсем очевидным, ведь мир постоянно меняется, как и взгляды общества на разные сферы деятельности человека. Так в одно время была популярна профессия маркетолога, потом юриста, а в последнее время наблюдается тенденция в IT сфере. Можно сказать, что выбор дальнейшего пути очень разнообразен. Но, тем не менее, всё сходится к возможностям человека, физическим, интеллектуальным и духовным. И выбор сужается до определенного круга профессиональных сфер.
Основная часть
Профессиональный выбор студентов начинается с детского возраста, во время игры, когда ребёнок ставит себя на место разных представителей профессий[2, с. 118(1)]. Кроме того, в детском возрасте ребёнок может подражать профессиям своих родителей, а родители в свою очередь должны внести в воспитание познание о разных профессиональных сферах, рассказать ребенку, что в мире есть большое разнообразие профессий. Далее в школьном возрасте, вовремя учёбы, начинают складываться определенные склонности к предметам, когда теперь уже школьник начинает пробовать свои силы в базовых предметах. Сначала, в младших классах это небольшое деление, после, когда начинается более углубленное изучение, склонность к какой-либо дисциплине начинает проявляться сильнее. То есть, преставление и профессиональное самоопределение продолжается в социуме, в сравнение себя, своих возможностей с другими людьми. Первый важный выбор профессионального направления человек делает в старших классах школы, когда нужно решать в какое учебное заведение поступать, либо пойти работать. В этом возрасте люди часто нечётко понимают чего хотят от жизни и своего будущего соответственно.
Если человек всё же решил продолжить своё обучение в высшем учебном заведении, то он должен знать свои возможности в изучении дисциплин. И этот выбор должен быть добровольным, а не навязанным окружающими или родителями. Выбор ВУЗа это тоже часть профессионального самоопределения. К этому выбору необходимо походить с особой ответственностью. Сделав неправильный шаг в направлении своего будущего можно пожалеть и разочароваться в своих силах и себе. Ведь сделав некорректное решение, человек может обременить себя на несколько лет, потратив их на изучение материала, в котором он не заинтересован.
Укрепление личностных качеств, их формирование осуществляется на этапе обучения в вузе. “Основными компонентами профессионального становления личности на этапе обучения в вузе являются учебно-профессиональная мотивация, ценностные и смысложизненные ориентации, профессиональные интересы, профессиональная самооценка, уровень субъективного контроля, потребностный профиль деятельности.”[3, c.214(4)]. Именно на этом основано профессиональное становление студента. Мотивация в большей степени проявляется на первых курсах и потухает с каждым годом [2]. Так, в исследованиях была замечена тенденция понижения самооценки на втором и третьем курсах бакалавриата и специалитета. Студенты начинают ниже оценивать свои способности в изучении преподаваемого материала.
Также, студенты ставят свои интересы и увлечения наравне с профессиональными, это можно считать верным ходом, ведь, если что-то действительно нравится, можно превратить заработок, и свою профессию связать именно со своим увлечением. То есть, студенты ориентируются и на свой жизненный опыт [1, с. 126(4)]. Необходимо проанализировать своё психологическое состояние, оценить отношение к выбранной профессии, не появляются ли отрицательные эмоции при представлении себя в процессе работы. И в этом случае можно попробовать себя в настоящей работе, в профессиональной практике, которая проходит в вузе, либо же устроившись на оплачиваемую работу. Некоторые, будучи ещё студентами, обучающимися на младших, но основном на старших курсах, начинают работать, кто-то по специальности, а кто-то нет. Это является плюсом к жизненному опыту, и соответственно к профессиональному самоопределению.
В одном из российских вузов был проведён опрос, планируют ли студенты работать по специальности [3], и на удивление 50% опрошенных выбрали отрицательный ответ. Это говорит о том, что выбор специальности был необдуманным, а время на обучение потрачено. Но, тем не менее, студенты примерно понимают чего хотят в будущем, и это положительный аспект в данной ситуации.
Вместе с тем, стоит задуматься над тем, способствуют ли выбору преподаватели в учебных заведениях, каким образом они помогают студентам в профессиональной ориентации. Ведь даже в определённой сфере есть различные профессии, как студенту интегрироваться без помощи наставников, в образе преподавателей? В своих лекциях преподаватели читают необходимую информацию студентам для будущей практики, некоторые же дают и важные жизненные уроки, в том числе и объясняют, как выбор профессии повлияет на будущее. Поэтому некоторые преподаватели сразу говорят, что если студент не заинтересован в своём самообразовании, получении профессиональных навыков в данном направлении, ему не стоит продолжать обучение в данном вузе. То есть, преподаватели также участвуют в формировании личности студента, только ему стоит выбрать слушать ли лекции и посещать ли практику, либо нет.
Кроме того, можно обратить внимание на то, что профессиональное самоопределение зависит и от личностных качеств человека, как данных ему от природы, переданных генетически от родителей, так и от выработанных в обществе, в социуме. Значит, многое зависит от предрасположенности человека к какому-либо виду деятельности, от талантов. Это может быть очень очевидно, но, тем не менее, многие это опускают из общего представления своей будущей профессии. Эти многие задумываются лишь о материальном благополучии, которое может принести работа, но они не задумываются о том, что можно занимаясь любимым делом получать желаемую сумму, а для этого нужно стать профессионалом, быть лучшим в своём деле.
Ещё одним неотъемлемым признаком профессионального роста человека является составление своих задач, целей, планов (близких, среднеотдаленных, отдалённых) [1, с. 125(3)]. Это способствует лучшему самоопределению, пониманию своих желаний и появлению осознанности в том, что будет в будущем. Формирование планов позволит студенту не пребывать в растерянности, а чётко понимать свои потребности и возможности для осуществления поставленных задач, и к тому же понимать чего не хватает для достижения желаемой цели и своевременно исправить недостаток.
Помимо всего перечисленного, на студента может повлиять определённое окружение в вузе. Студент сможет сопоставить свои качества и возможности, попробовать себя в новой социальной роли в коллективе. Специально для этого, например, в наем университете, НИУ МГСУ, создано большое количество активностей, в которых может поучаствовать любой студент. Можно выделить ССО, как наиболее приближенную к профессиональной сфере, организацию. Кроме этого существуют волонтерские, театральные, студенческие, научные и прочие активности, которые также помогают студенту с самоопределением. Из вышеуказанного, где рассматривался вопрос о работе по специальности, можно предположить, что студенты, заинтересованные в участии в различных студенческих активностях могут уже понимать, что учёба для них менее интересна и полезна в развитии качеств, которые помогли бы им в желаемой профессии, связанной с определенной активностью.
Профессиональное самоопределение может сложится у студента и до поступления в вуз, но процент таких личностей довольно низок, и большинство определяется с будущей профессией, непосредственно обучаясь в вузе и пробуя свои силы в выбранном направлении.
Заключение
Таким образом, в заключении можно выделить критерии, влияющие на профессиональное самоопределение студентов, и какие ещё виды самоопределения связаны с ним. Основными критериями профессионального поиска студента можно назвать индивидуальные, личностные качества, влияние общества, сравнивание себя с другими, личное предпочтение в профессиональной среде. Следовательно, жизненное, личностное, социальное самоопределения влияют на профессиональное самоопределение. И значит, что студент ответственен перед собой за профессиональный выбор. То есть, к этому выбору стоит подходить обдуманно.
Список используемых литературных источников
-
Красник B.C. Профессиональное самоопределение студента в вузе: педагогический и психолого-акмеологический аспект, Текст научной статьи по специальности «Психологические науки», Человек. Спорт. Медицина, 2006 -
Фирсова Т.А. Профессиональное самоопределение студентов в условиях обучения в вузе, Самарский научный вестник, 2014 -
Белых И.Л. Профессиональное самоопределение студентов вузов как путь реализации активной позиции личности, Вестник Красноярского государственного аграрного университета, 2012