Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения на тему Понятие социального обеспечения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ «УНИВЕРСИТЕТ СИНЕРГИЯ»
Факультет электронного обучения

курсовая работа


по дисциплине

«Право социального обеспечения»
на тему

«Понятие социального обеспечения»



Работу выполнил (а) студент (ка)

группы

ОКП-22010БРН

Специальность:

Право и организация социального обеспечения

Колошко Николай Николаевич




Научный руководитель:




МОСКВА

2022

СОДЕРЖАНИЕ



Введение
Принципиальное инновационное мнение и определение темы моей курсовой работы, ее функций и задач - то, что я буду исследовать в течении всей моей курсовой работы.

Я надеясь на исходящие из темы моей курсовой работы мнения буду отвечать на ряд вопросов, составлю подробный доклад о проделанном мною исследовании, и постараюсь выразить это в более доступном виде, так как предоставленная тема просит глубочайшего разбора и публичного обсуждения.

Исходя из данного определения, к системе социального обеспечения современной России следует приписывать все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также разные льготы для отдельных категорий людей.

Целью написания предоставленной работы считается наиболее глубочайшее исследование составляющих социального обеспечения, а точнее вышеуказанных критериев, которым соответствует определение социального обеспечения.

При формировании понятия социального обеспечения необходимо учесть еще, что оно считается выражением социальной политики страны на предоставленном шаге его становления.

Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения.


Если в советский период система социального обеспечения была органическим составным элементом пере распределительной системы в обществе государственного социализма, позволяя государству частично сокращать несоответствие заработной платы и условий труда, смягчать недостатки системы пенсионного обеспечения, улучшать условия жизни уязвимых слоев населения, привлекать население для работы в особо тяжелых климатических условиях, перераспределять прибыль, полученную от использования государственной собственности, среди верхушки работников госаппарата, то теперь, в условиях рыночной экономики она претерпела кардинальные изменения.

Рассмотрение проблемы реформирования видов социального обеспечения также является целью написания данной работы.

В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи: сформулировать понятие социального обеспечения и выделить его виды; определить его предмет и метод, а также рассмотреть систему права социального обеспечения.

социальное обеспечение пенсионное страхование

1. Понятие социального обеспечения
1.1 Концепция социальной защиты населения в Российской Федерации
В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате заработной платы - основного источника средств существования.1 К таким обстоятельствам относятся: болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца и другие. Преодолеть их самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят от воли отдельного человека. Но они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему социальной защиты, предоставляет государственные пенсии, социальные пособия и услуги.2

Концепция социальной защиты населения России применительно к новым политическим и экономическим условиям находится в процессе разработки. По многим ее положениям среди специалистов отсутствует единство мнений. Под социальной защитой в широком смысле понимают деятельность государства, направленную на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, на выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для самоопределения и утверждения в жизни.

3

В узком смысле социальную защиту рассматривают как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально-приемлемого уровня жизни.

Но при всей новизне эта концепция должна базироваться на результатах и выводах отечественных ученых, ранее исследовавших такие важнейшие составные элементы социальной защиты, как социальное обеспечение и социальное страхование.4

В 20-30-е годы изучением социального обеспечения и социального страхования занимались H. A. Вигдорчик, Л.В. Забелин, В. Тургеневский, З.Р. Теттерборн и др.

В. Тургеневский рассматривал социальное обеспечение как деятельность публичной администрации, направленную на устранение социальных опасностей, угрожающих жизни и уровню существования различных слоев населения, путем предоставления им денежной или социальной помощи.

А социальное страхование - как систему ослабления риска посредством разложения его на участников общественного процесса производства, составную часть трудового права.

Л.В. Забелин считал социальное обеспечение родовым понятием по отношению к социальному страхованию. Поэтому, с его точки зрения, все особенности социального обеспечения в равной степени характерны и для социального страхования.

В 50-60-е годы большой вклад в развитие теории социального обеспечения и социального страхования внесли Н.Г. Александров, B. C. Андреев, Е.И. Астрахан, Β. Α. Ачаркан, К.С. Батыгин, М.В. Баглай, А.Д. Зайкин, М.Л. Захаров, В.И. Усенин, P. M. Цивилев и др. C. Андреев5 называл социальным обеспечением проводимую государством или им поддерживаемую совокупность определенных социально-экономических мероприятий по обеспечению граждан в старости и при нетрудоспособности, обеспечению детей, медицинскому обслуживанию и лечению граждан.

В дальнейшем исследования в области социального обеспечения проводили такие крупные ученые-юристы, как Р.И. Иванова, A. C. Пашков, М.И. Полупанов, В.В. Рогожин, А.И. Ставцева, Β. Α. Тарасова, Э.Г. Тучкова, В.Ш. Шайхатдинов и др.

Важное теоретическое значение имеет разработка понятия социального обеспечения как категории, имеющей общечеловеческую ценность, произведенная Р.И. Ивановой.

По ее мнению, социальное обеспечение это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях,
установленных в социальных, в том числе правовых, нормах.

Данное определение является универсальным и отражает сущность социального обеспечения независимо от конкретно-исторических условий (экономического и политического строя), в которых оно организуется.

В его основе лежат следующие устойчивые признаки:

- объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты, направленной на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения;

- особые фонды, источники социального обеспечения;

- особые способы предоставления средств к существованию;

- закрепление правил предоставления социального обеспечения в социальных, в том числе правовых нормах.
1.2 Сущность социального обеспечения
Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других.

Экономическая функция социального обеспечения заключается в замещении заработка (дохода или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.6

Источником финансирования для ее осуществления служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды социального назначения, которые образуются по территориальному принципу. К внебюджетным фондам социального назначения относятся: пенсионный, занятости, обязательного медицинского страхования, социального страхования, социальной поддержки.

Политическая функция социального обеспечения способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.7

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Таким образом, социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка или трудового дохода, несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержке других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию.
8

Удовлетворение потребностей может осуществляться с помощью:

- назначения денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций) на без эквивалентной, но нормированной основе, либо бесплатно (алиментарно) вне связи с трудовой деятельностью и уплатой взносов;

- предоставление бесплатных для потребителя медицинских услуг по программам ОМС;

- оказания бесплатных для потребителя социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов, а сверх них

- по льготным тарифам.

Существование указанного комплекса отношений обусловлено объективными причинами, поэтому государство заинтересовано в их развитии и осуществляет их правовое регулирование.

Что касается соотношения государственных систем социальной защиты и социального обеспечения, то вторую следует рассматривать как составную часть первой. 9

Помимо социального обеспечения, социальная защита включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.
2. Предмет и метод социального обеспечения
2.1 Предмет права социального обеспечения
В настоящее время объективная необходимость выделения указанной совокупности правовых норм, обладающих рядом специфических признаков, в самостоятельную отрасль права уже не вызывает никаких сомнений у отечественных специалистов.10

До 60-х годов считалось, что отношения по материальному обеспечению граждан в старости и в случае утраты трудоспособности регулируются нормами трудового, колхозного, административного права.

В частности, отечественная наука относила: - отношения по обеспечению рабочих и служащих и членов их семей в старости, при наступлении нетрудоспособности, потере кормильца κ предмету трудового права; - отношения по обеспечению членов колхозов в аналогичных случаях до принятия Закона 1964 "О пенсиях и пособиях членам колхоза" к предмету колхозного права; - отношения по обеспечению в этих же случаях лиц, занятых несением государственной службы - к предмету административною права.11

Главным критерием для включения данных отношений в предмет той или иной отрасли служил характер общественно-полезной деятельности граждан в прошлом или настоящем: труд на основании трудового договора, труд в качестве члена колхоза, служба в армии, в органах государственной безопасности или внутренних дел и пр.