Файл: Организация домашнего чтения учащихся начальной школы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Курсовая работа

Тема: Организация домашнего чтения учащихся начальной школы.

Чтение художественной литературы способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает мышление. Поэтому уроки домашнего чтения необходимы в учебном процессе. На этих уроках учащиеся может высказать свое мнение и дать оценку произведению, героям и ситуациям.

Одной из проблем, стоящих перед учителем, является проблема самостоятельного чтения учащихся. Зачастую самостоятельное чтение учащихся носит эпизодический характер. Систематически и целенаправленно читают лишь немногие. Многие не проявляют инициативы в поиске дополнительной литературы для самостоятельного чтения.

«Организация домашнего чтения учащихся начальных классов» проистекает из современных предпочтений ребёнка. Мир вокруг него сфокусировался на компьютерных играх, Интернете, общению в чате. Насколько полезны данные виды деятельности? Полезность их минимальна – информационная свобода, мобильность, скорость.

Если в школе при помощи учителя, учебников и книг для классного чтения ученик пытается ориентироваться в пространстве, читает и принимает участие в обсуждении и анализе прочитанного то дома… . Дома ребёнку позволено получить требуемую информацию с применением малых сил, работы не своего «мозга», зачастую помимо полезной информации малыш получает сведения не соответствующие его возрасту . Как следствие страдают эмоциональное и нравственное состояние ребёнка, его интеллект и грамотность, и многие составляющие гармоничного развития личности ученика.

Таким образом, проблема организации домашнего детского чтения выступает на первый план, является одной из самых актуальных проблем современного мира.

Исходя из выше сказанного, определим в качестве проблемы: необходимость организации домашнего чтения, которая в продолжение классной работы по изучению произведения позволит увеличить темп чтения и полноту восприятия, сможет стать основой в формировании нравственно здоровой личности.


Возникает вопрос, каким же образом можно обеспечить развитие инициативной речи учащихся на основе прочитанных текстов? Анализ методической литературы позволяет считать, что собственно инициативная речь включает в себя следующие умения:

желание поделиться мыслями о прочитанном;

высказать свои суждения;

логически и эмоционально оценить прочитанное;

развить мысль на основе ключевой фразы, утверждения, рисунков, цитат.

Таким образом, при рациональном отборе литературных произведений использование художественной литературы может быть мощным стимулом устной коммуникации.

Существует несколько вариантов домашнего чтения. Так В.М. Фадеев (14,28) предлагает выделить:

индивидуализированное (индивидуальное) домашнее чтение, то есть такое чтение, когда каждый учащийся работает над своим текстом, выбранным им самим или подсказанным учителем, в соответствии с его интересами.

Задача индивидуализированного домашнего чтения – предоставить

учащемуся свободу выбора текстов в соответствии с направленностью его

личности.

Пригодность текстов или их частей для речевой практики может определяться следующими критериями:

1) яркой и занимательной фабулой текста или отрывка;

2) эмоциональностью и образностью изложения;

3) актуальностью материала;

4) тематической близостью предмета изложения к жизненному опыту и интересам учащихся;

5) возможностью столкновения точек зрения двух суждений, дающих повод для дискуссий;

Необходимой составной частью организации и обучения домашнему чтению является контроль:

1. Контроль как средство проверки понимания информации, заложенной в тексте;

2. Контроль-обсуждение как средство развития устной речи на основе содержания текста.

Таким образом, мы понимаем что цель домашнего чтения это- создание модели информационно-педагогической поддержки процессу организации домашнего чтения, направленного на увеличение темпа чтения и полноту восприятия, основу формировании нравственно здоровой личности.

Задача: обеспечение участников образовательного процесса - обучающихся, родителей – информацией по организации и роли домашнего чтения.



Организация сотрудничества «ученик-родитель-учитель-библиотекарь»;

приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки;

формирование навыков организованного чтения у участников проекта;

воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в развитии творческого потенциала учащегося-читателя.

Развитие культуры чтения школьников, привлечение их к систематическому чтению. Увеличение группы систематически читающих младших школьников и группы школьников, читающих правильно и в высоком темпе.

Укрепление сотрудничества родителей младших школьников с классным руководителем и библиотекой с целью содействия в создании читательской среды, повышении интереса к чтению.

Методы: анкетирование учащихся и их родителей;

отбор и изучение литературы с целью выявления произведений, наиболее интересных для детского развивающего чтения;

привлечение учащихся к информационно-выставочной работе: оформление книжных выставок;

разработка буклетов и рекомендательных списков для индивидуального домашнего чтения;

выступления на родительских собраниях с беседами, обзорами, рекомендациями.