Файл: Жанровые инновации в современном театральном искусстве.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доклад

на городской детско-взрослой дискуссии

«Жанр как прообраз мира: жанры нашего времени»

Москва. 15 ноября 2017г.

Докладчики: Леонгард Т. Сопельняк К.

Руководитель: Талина Е.Е.

Тема: Жанровые инновации в современном театральном искусстве

Трудно не заметить, на каком колоссальном подъеме находится современный театр. Сегодня вряд ли кому-то нужно дополнительно объяснять, почему ходить на спектакли увлекательно: многие в курсе происходящего на театральной сцене, фамилии известных режиссеров давно на слуху, а на некоторые нашумевшие постановки люди специально приезжают из других городов и стран.

Современные театральные жанры не перестают нас удивлять. Их огромное количество, и они невероятно разнообразны по своей структуре. Однако общая тенденция этих жанров ясна: современный режиссер ставит перед собой задачу максимально приблизить человека к действию, а чаще – даже погрузить в это действие полностью, сделав нас участниками всего происходящего.

Известно, что театр – искусство синтетическое и находится в постоянной взаимосвязи с музыкой, танцем, живописью, архитектурой. Отсюда следует, что театральное пространство обладает способностью расширения своих границ, выхода за их пределы, что выражается в его взаимопроникновении в культурное пространство и выходе на уровень общения с иными пространствами, которые составляют суть культуры. Сюда относится пространство города, социальное пространство, политическое, религиозное, жизненное пространство личности, природное и другие пространства.

Сегодня в мире все большей популярностью пользуется жанр иммерсивного театра, театра-променада или так называемого театра-бродилки. Иммерсивный спектакль создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки, это театр вовлечения, где зритель — полноправный участник происходящего. В любой момент участник действия может начать прямое взаимодействие со зрителем — актеры могут завязать зрителю глаза и отвести за руку в другую комнату и оставить там, могут обнять или поцеловать, а могут просто долго смотреть глаза в глаза.

В современном театре есть несколько таких жанров, каждый из которых несёт в себе главную идею иммерсивности – непосредственное вовлечение зрителя в театральное действо.


Первый жанр – иммерсивная опера-променад («Пиковая дама» режиссера Александра Легчакова).

«Это, можно сказать, жанр, который рождается на наших глазах».

Это жанр и для тех, кому интересна опера, и для тех, кто увлекается новыми театральными жанрами. Новый жанр вовлекает в оперу людей, даёт эмоциональный импульс, который сложно получить где-то еще.

Определим некоторые внешние признаки таких постановок. Ставится произведение из классики, выбирается специфическое место действия – например, особняк в центре Москвы, целиком обустроенный под место действия , наконец, создается некая мистериальная атмосфера с помощью сценографии, света и музыкального сопровождения.

Спектакль-квест

В последнее время в Москве и Петербурге особую популярность приобрел иммерсивный театр, он же театр-бродилка. Все чаще государственные театры и независимые коллективы стали предлагать зрителю спектакли вне сцены, вне здания, в некоторых случаях вовсе без актеров.

Иммерсивный театр может быть игровым, больше похожим на аттракцион (он предполагает наличие актеров в заданном пространстве, в котором действуют некие правила игры), и неигровым, напоминая своего рода социальный эксперимент. Неигровой вариант иммерсивного театра выходит за привычные рамки представления о театре: в таком театре актеров может вообще не быть – зато есть модераторы, гиды, ведущие. Зрители становятся участниками некого перформанса, где они – главные действующие лица, а человеческое поведение служит основным источником сюжета постановки.

Site-specific спектакль

Еще одной популярной формой современного театра является «site-specific» театр. В нем пространство действенно и приобретает особый художественный статус. В отличие от инсталляции и перформанса, в этой форме пространство берет на себя функцию живого творческого начала, приобретает функцию, равную исполнителю.

В данной художественной практике диктатура пространства ставится на первое место, именно она ведет художника за собой и подсказывает следующий шаг. Только пространство формирует действие и само место становится активным участником. В «site-specific» театре категорически недопустимо бездействие окружающей среды.

Кроме иммерсивных в современном театре есть еще множество заслуживающих внимания жанров, которые пока не так популярны, но не менее интересны по своей главной идее и форме.



Инклюзивный спектакль

Инклюзивный спектакль – спектакль, в котором профессиональные актеры и люди с иными возможностями (с сенсорными нарушениями, с физическими и ментальными) вместе ищут новые формы выражения и формы существования на сцене.

Визуальный спектакль

Визуальный театр - это странное и новое понятие – речь идет о спектаклях, которые объясняются со зрителем, прежде всего, с помощью сценических картин, а не сюжета, визуальных образов, а не текста. Визуальный театр (или театр художника, как его еще называют), кажется, максимально выражает суть постдрамы: отказ от литературной основы спектакля и, часто, отказ от нарратива вообще. Такого рода спектакли действуют по принципу музыки — их невозможно пересказать, даже если захотеть.

Язык, на котором визуальный театр разговаривает со зрителем, имеет отношение к сценическим картинам и образам, из которых складывается эмоциональный фон спектакля.

Набирают популярность такие жанры как комедия абсурда, черная комедия («Бесприданница» Крымова), спектакль-игра (разновидность иммерсивного театра), спектакль-кабаре (постановка Бутусовым пьесы «Барабаны в ночи» Брехта в театре имени Пушкина), спектакль-эксперимент.

Жанр «тела», пластический жанр

Гибридный жанр, соединяющий цирк с танцем, пантомимой или физическим театром. Это могут быть полуэстрадные шоу, безусловно относящиеся к визуальному театру, как спектакли не раз приезжавших в Москву американских трупп «Пилоболус» и «Момикс» и многих европейских театров. Например, очаровательные представления американской труппы «Пилоболус» знамениты тем, что соединяют танец и пантомиму с акробатикой в выразительных теневых картинах, где актеры, кажется, могут сложить из своих тел что угодно — цветок, животное, дерево, дом.

Исходя из того, что уже было сказано, можно проследить уверенный уход театра от слов, желание передать эмоции другими способами, более выразительными, чем просто хорошая актерская игра классического текста.

Наиболее ярко данную тенденцию воплотил в себе спектакль Кирилла Серебренникова «Кому на Руси жить хорошо», точнее его вторая часть «Пьяная ночь». Никаких слов, только музыка и язык тела. Вся суть текста Некрасова раскрывается пластикой, движениями, когда-то одинаковыми для каждого актера, а когда-то индивидуальными, выбивающимися из общей картины «фразами».

Вообще, эта работа Серебренникова как нельзя лучше отражает все основные тенденции современного театра. «Кому на Руси жить хорошо» - это синтез разных жанров в одном спектакле.


Первая часть включает в себя и интерактивный диалог со зрителем, и она же становится некой «площадной» постановкой. Она больше похожа на перформанс, кажется, что всё происходящее на сцене – импровизация актеров.

Вторая часть – это тот самый театр без слов, театр пластики, в котором всё строится на движении тела. Разные жанровые слои удивительно органично соединились в этом спектакле, переходы не кажутся нарушенными или резкими. Каждый жанр нашел своё место в общей картине жизни России.

И последняя часть, которая практически полностью состоит из монолога одной героини, тоже несёт в себе какое-то новое веяние в театре, еще не разгаданное, но уже чарующее.

И иммерсивности тут нашлось место. Актеры спускаются со сцены к зрителям и вовлекают их в действие после каждого из антрактов. И, конечно же, у каждого человека, сидящего в зале, есть желание приобщиться к действию, рассказать о своём счастье, каждый хочет доказать, что ему-то «весело, вольготно» жить на Руси.

Еще одной важной особенностью современного театра следует отметить постановку в основном классических произведений. Сколько раз ставились «Мертвые души» или «Чайка», а режиссеры всё равно возвращаются к ним. Почему? Нашумевший своим спектаклем «Чайка.Эскиз» Евгений Марчелли отвечает на этот вопрос так:

«Я люблю авторов, которые прошли проверну временем, классику. Мне очень нравится в сотый раз рассказывать всем хорошо известную историю. Мне хочется ее рассказать так, как ее не знает никто. Вот сейчас мне хочется рассказать так «Чайку». И я, мне кажется, прочитал ее так, как ее никто не читал. Я думаю – надо же, ну вот же, написано! Почему никто этого раньше не заметил – главную историю?! Всегда «Чайка» в нашем воображении связана с образом птицы, парящей над морем, печально кричащей, возвышенной. И отсюда образ Нины, такой возвышенной, как чайка, а злой писатель пришел и сломал ей жизнь. Но ведь на самом деле чайка – это жуткая птица. Жуткая! Она орет! Вы слышали когда-нибудь, как орут разбушевавшиеся чайки? Это ад! Это крик младенца, которому отрывают голову! Это крик каких-то вопящих кошек! И это хищница, которая поедает живую рыбу и весь мусор, это не просто птичка – «А-а!». Это как крыса, только с крыльями – еще хуже!..»


И все же, современный театр – это театр режиссера, а не жанра. Пока есть лаборатория Крымова, «Гоголь-центр» Серебренникова, спектакли Марчелли и Туминаса, зритель будет выбирать между этими режиссерами, спорить по поводу новых постановок и ходить на них. А жанр – это только способ художника выразить свое видение классики, и даже представляя свои работы в одинаковой форме, два режиссера могут сделать совершенно разные вещи.

Закончить разговор о современном театре хотелось бы словами Кирилла Серебренникова:

«Искусство в XXI веке – это медиум, который, когда грубо, а когда внимательно берет нас за руку и ведет в конкретное место в нас. В разум. В сердце...».