Файл: Задача в российской Империи дворяне традиционно считались опорой трона.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2818
Скачиваний: 44
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7. Отмена крепостного права в России: предпосылки, подготовка, ход и последствия реформы. Её влияние на российский вариант модернизации государства и общества
Предпосылки, которые, в конечном счете, привели к отмене крепостного права в России, складывались уже давно. В первую очередь они выражались в углублении в последние десятилетия перед реформой 1861 г. социально-экономических процессов разложения крепостничества. Если за первую четверть XIX века было зарегистрировано 651 крестьянское волнение, то за вторую четверть этого столетия – уже 1.089 волнений, а за последнее десятилетие (1851-1860) – 1.010 волнений (101 волнение за год!). Помимо волнений, крестьянский протест против крепостничества проявлялся и в других формах: убийствах помещиков и управляющих имениями, распространении слухов о воле, будораживших умы крестьян. Существенный ущерб помещичьему хозяйству наносили заведомо плохое выполнение барщины, задержки в уплате оброка, потравы помещичьих лугов и полей, лесные порубки.
В царствование Николая I «крестьянский вопрос» приобрел особую остроту – для его разрешения было создано 9 секретных комитетов, но они не дали существенных результатов. Понадобилось такое крупное потрясение, как Крымская война, чтобы правительство вплотную приступило к подготовке отмены крепостного права. Крепостное право было одной из главных причин экономической и военно-технической отсталости страны и, в конечном счете, поражения России в Крымской войне. Страна с феодальной, по сути, экономикой не выдержала военного столкновения с коалицией более экономически развитых и технически лучше оснащенных европейских стран. Крепостное хозяйство и государственные финансы оказались в состоянии глубокого кризиса.
Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II официально заявил в своей речи 30 марта 1856 г. перед представителями московского дворянства. В стремлении отменить крепостное право императора поддерживала небольшая, либеральная часть помещиков, хозяйство которых было сильнее других втянуто в рыночные отношения. Они представили Александру II ряд своих проектов, предусматривавших разные условия освобождения крестьян.
Выработка принципов крестьянской реформы изначально возлагалась на Министерство внутренних дел. Однако в январе 1857 г. был образован Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». В марте 1858 г. при Центральном статистическом комитете МВД был создан Земский отдел. Первоначально он имел узкие функции сбора и систематизации сведений, необходимых для подготовки реформы.
16 февраля 1861 г. Государственный совет завершил обсуждение проекта «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». 19 февраля – в шестую годовщину своего восшествия на престол «Положения» подписал Александр II. Одновременно им был подписан и Манифест, возвещавший об освобождении крестьян от крепостной зависимости. «Положения» 19 февраля 1861 г. состояли из 17 законодательных актов, трактовавших те или иные вопросы реформы. В Манифесте объявлялось, что крестьяне в течение еще двух лет, до 19 февраля 1863 г. (такой срок устанавливался для введения в действие «Положений») обязаны были отбывать в несколько измененном виде, но, по сути дела, те же самые повинности, что и при крепостном праве. Отменялись лишь особо ненавистные крестьянам так называемые «добавочные сборы» натурой. Завершающим актом ликвидации феодальных отношений в бывшей помещичьей деревне являлся перевод крестьян на выкуп.
Исходя из результатов «крестьянской реформы» можно заявить, что реформа 1861 г. ударила «одним концом по барину, другим по мужику». Будучи грабительской по отношению к крестьянам, она в известной мере ущемляла и экономические интересы помещиков. Личное освобождение крестьян ликвидировало монополию помещиков на эксплуатацию крестьянского труда, реформа заставила отдать крестьянам в собственность их надельную землю. Подавляющее большинство помещиков встретило реформу 1861 г. с раздражением, надеясь, что изданный закон скоро будет изменен в желаемом для них духе. Повсеместно помещики жаловались на грозящее им разорение. Помещичья оппозиция нашла свое выражение в начале 1862 г. в дворянских губернских собраниях. Здесь раздавались открытые протесты против нарушения «священной дворянской собственности» и вносились предложения изменить в пользу дворянства изданный закон. Так, петербургское и московское дворянские собрания заявили, что реформа 1861 г. противоречит «Жалованной грамоте дворянству» 1785 г. и потребовали пересмотра закона 1861 г.
Крестьяне также во многом были разочарованы реформой. Наделы они получили совсем не такие, какие ожидали; к тому же, за них надо было платить разорительный выкуп. Зависимость бывших крепостных от помещика исчезала далеко не сразу. В то же время, для страны в целом крестьянская реформа 1861 г., несмотря на все отрицательные моменты, на всю свою непоследовательность и противоречивость, явилась в конечном счете важнейшим историческим актом прогрессивного характера. Она стала переломным моментом, гранью между Россией подневольного труда и Россией свободного предпринимательства, создав необходимые условия для утверждения капитализма в стране. По сравнению с крепостной эпохой резко возросли темпы экономического развития, сложилась новая социальная структура, характерная для капиталистической страны, сформировались новые социальные слои – пролетариат и промышленная буржуазия.
8. Контрреформы Александра III: причины, содержание, результаты и последствия.
Новый император Александр III после покушения на предыдущего правителя и лавирования между двумя противостоящими политическими группировками – «либеральной», выступавшей за продолжение конституционных преобразований Александра II и «охранительной» - выбрал последнюю. В опубликованном 29 апреля 1881 г. царском манифесте «О незыблемости самодержавия» заявлялось о решимости «стать бодро на дело правления, с верой в силу и истину самодержавной власти», которую император призван «утверждать и охранять от всяких на нее поползновений для блага народного». Формулировались основные принципы внешней и внутренней политики: сохранять порядок и крепкую власть, соблюдать справедливость и экономию, возвратиться к исконно русским началам и повсеместно обеспечивать исконно русские интересы. В данных тезисах необходимо искать первичные предпосылки в переходе к контрреформационной деятельности.
14 августа 1881 г. было принято «Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия». В соответствии с ним в любой губернии разрешалось вводить чрезвычайное положение «для водворения спокойствия и искоренения крамолы». Любого ее жителя могли подвергнуть аресту, сослать без суда на 5 лет, предать военному суду. Губернаторы получали право закрывать органы печати, торговые и промышленные предприятия, учебные заведения; приостанавливать деятельность земств и городских дум. Изданное как «временное» и фактически устанавливавшее в Российской империи режим чрезвычайного положения сроком на 3 года, это «Положение» постоянно возобновлялось и действовало до 1917 г. Мероприятия правительства Александра III, получившие название контрреформ, отстаивали незыблемость самодержавия и заключались в пересмотре многих достижений предыдущего курса в таких важнейших сферах, как земство, городское самоуправление, суд, образование и печать.
По новому «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» 1890 г. земство было преобразовано. Дворянство получило право избирать большую часть депутатов земств – гласных (около 57 % от их общего числа). Имущественный ценз понижался для дворян и повышался для городского населения. Крестьяне вообще потеряли право участвовать в выборах гласных, так как теперь их назначал губернатор из числа крестьянских выборщиков – лиц, уполномоченных крестьянскими обществами участвовать в выборах. Вновь избранные земские гласные утверждались губернатором, что ставило земские учреждения под жесткий контроль государства. Фактически это перечеркивало главную идею земства – независимость от органов государственной власти и царя в решении вопросов местного самоуправления. Смысл земской контрреформы состоял в том, чтобы свести на нет возможность участия в работе земских органов нежелательных для правительства людей, увеличить представительство дворян – опоры трона и в конечном итоге сделать земства лояльными по отношению к самодержавной власти.
Согласно новому городовому положению 1892 г., имущественный ценз, дававший право участия в выборах, повышался. В результате число избирателей, например, в Москве, снизилось в три раза. Из законодательства изымалось положение о том, что городские думы и управы действуют самостоятельно. Закреплялось вмешательство царской администрации в их дела. Правительство получило право официально не утверждать избранного городского голову – председателя городской думы. Количество заседаний последней ограничивалось. Таким образом, городское самоуправление было по сути дела превращено в разновидность государственной службы.
Судебная система России не претерпела каких-либо значительных изменений. Судебные уставы 1864 г. продолжали успешно действовать. Однако в судопроизводстве по политическим делам гласность ограничивалась: публикация отчетов о политических процессах запрещалась. Из ведения суда присяжных, принципиальным противником которых был К. П. Победоносцев, были изъяты все дела о насильственных действиях против должностных лиц.
Поскольку студенчество считалось главным источником вольнодумства и рассадником революционных идей, новый университетский устав упразднил автономию университетов. Был запрещен университетский суд, любые студенческие объединения. Преподаватели, избранные учеными советами, обязательно утверждались в должности министром просвещения. В 1882 г. по инициативе министра народного просвещения графа И. Д. Делянова был издан циркуляр «о кухаркиных детях». Этим документом рекомендовалось ограничить поступление в гимназии и прогимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». В средние и высшие учебные заведения сокращался прием лиц еврейской национальности.
В конечном счете государство, построенное по принципу пирамиды, вершиной которой является императорский трон, стремилось ничего не оставлять вне своего контроля. Отсюда и всегдашнее стремление властей повсюду иметь за всем следящего и всем руководящего «государева человека», чиновника – будь то губернатор, земский начальник, цензор или попечитель учебного округа. Это стало итогом
развития российской самодержавной государственности, достигшей при Александре III своей вершины». К 1894 году – году смерти Александра III и воцарения последнего российского императора – Николая II, Россия оставалась абсолютной монархией. Это означало, что власть императора не была ограничена ничем. Право издавать законы нераздельно принадлежало императору. Функции органов местного самоуправления ограничивались узким кругом хозяйственных задач – устройством сточных канав, ремонтом мостов на дорогах, выработкой правил содержания скота и собак, строительством фонарей для освещения улиц и т. д. Именно поэтому императору приходилось управлять буквально всем.
Таким образом, в конце XIX – начале ХХ в. Россия имела систему управления, совершенно не отвечающую требованиям времени. Несовершенство формы правления в совокупности с нерешенностью социальных проблем (в частности, крестьянского малоземелья) привело к тяжелым социальным потрясениям. Их началом стали неурожай и голод 1891 г., а также последовавшая вскоре эпидемия холеры, которые обнаружили неспособность государства справляться с результатами стихийных бедствий, страшную и безысходную нищету народа.
9. Идейно-политическая борьба в России после отмены крепостного права в 1861 – 1895 гг.
В России в первые годы после отмены крепостного права проходило формирование идейно-политической оппозиции царскому режиму. Недовольство крестьян невыгодными для них условиями освобождения вылилось в массовые волнения периода весны-лета 1861 г. Все это произвело сильное впечатление на общественные круги.
А.И. Герцен поначалу восторженно воспринял Манифест об освобождении крестьян. В «Колоколе» он писал: «Александр II сделал много, очень много; его имя теперь уже стоит выше всех его предшественников... Мы приветствуем его именем Освободителя». Однако, получив вести о расправе над восставшими безоружными крестьянами Бездны и Кандеевки, Герцен откликнулся на них серией гневных статей в издаваемом им совместно с Н.П. Огаревым журнале. Огарев, в свою очередь, поместил в «Колоколе» подробный критический анализ крестьянской реформы, в конце которого он сделал вывод: «Старое крепостное право заменено новым. Вообще крепостное право не отменено. Народ царем обманут».