Файл: Учебнометодическое пособие нижнекамск 2015 удк 502. 7 Р 82.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 261
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Нижнекамский химико-технологический институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Казанский национальный исследовательский технологический университет»
М.А. Рузанова, Г.Р. Патракова
ЭКОЛОГИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Нижнекамск
2015
УДК 502.7
Р 82
Печатается по решению редакционно-издательского совета НХТИ ФГБОУ ВПО «КНИТУ».
Рецензенты:
Дмитриева О.С., кандидат технических наук;
Кутузов А.Г., доктор технических наук
Рузанова, М.А.
Р 82 Экология : учебно-методическое пособие / М.А. Рузанова, Г.Р. Патракова. – Нижнекамск : НХТИ ФГБОУ ВПО «КНИТУ», 2015. – 85с.
Учебно-методическое пособие представляет собой тексты лекций по дисциплине «Экология», составленных в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом Министерства образования Российской Федерации для всех направлений и специальностей вузов, а также содержит практические задания для заочников.
Системное изложение материала, раскрывающие основные понятия и принципиальные научные положения курса, позволяет использовать пособие для подготовки к сдаче экзаменов и зачетов по дисциплине «Экология» и «Промышленная экология» студентами вузов и колледжей, а также слушателей курсов переподготовки специалистов в системе послевузовского образования.
Подготовлено на кафедре «Процессы и аппараты химической технологии» НХТИ ФГБОУ ВПО «КНИТУ».
УДК 502.7
© Рузанова М.А., Патракова Г.Р., 2015
© НХТИ ФГБОУ ВПО «КНИТУ», 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 6 |
| 7 |
| 7 |
| 9 |
| 11 |
| 12 |
| 14 |
| 15 |
| 15 |
| 16 |
| 16 |
| 17 |
| 17 |
| 18 |
| 18 |
| 18 |
| 18 |
| 19 |
| 20 |
| 21 |
| 21 |
| 24 |
| 28 |
| 31 |
| 33 |
| 35 |
| 37 |
| 38 |
| 39 |
| 40 |
| 41 |
| 42 |
| 42 |
| 43 |
| 43 |
| 44 |
| 44 |
| 45 |
| 46 |
| 47 |
| 48 |
| 49 |
| 50 |
| 50 |
| 51 |
| 53 |
| 54 |
| 54 |
| 55 |
| 56 |
| 57 |
| 57 |
| 58 |
| 59 |
| 61 |
| 62 |
| 64 |
| 66 |
| 67 |
| 68 |
| 69 |
| 69 |
| 71 |
| 78 |
| 80 |
| 83 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | 84 |
ВВЕДЕНИЕ
Современная биосфера является продуктом многообразных процессов, протекающих на Земле 3,5-4,0 млрд. лет. Окружающая нас атмосфера создана природой и остается неизменной в течение последних примерно 50 млн лет. Но в последнее время говорится о все большем изменении ее состава, разрушении озонового подслоя, изменении прозрачности и, соответственно, появлении смога (англ. smoke – дым; fog – туман), кратного увеличения ее загрязнения оксидами серы и азота, свинцом, ртутью, канцерогенными (в частности, бензапиреном) и другими веществами.
Время стихийного, безоглядного использования природных ресурсов уже прошло. Природопользование должно осуществляться только на научной основе, с учетом всех тех сложных процессов, которые происходят в окружающей среде как без участия, так и при участии человека. Иначе и не может быть, поскольку на природу воздействие человека и его деятельности становится все сильнее и сильнее. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов является одним из наиболее актуальных природоохранных направлений. В решении указанных проблем велика роль подготовки экологических кадров, экологического образования и воспитания населения страны.
В данных учебно-методических указаниях изложены основные положения организации жизни на Земле, воздействие и последствия воздействия деятельности человека на биосферу, способы предотвращения вредного воздействия и принципы рационального использования природных ресурсов. А также приведены контрольные задания для студентов заочной формы обучения.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 13
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
-
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИИ
Термин «экология»ввел немецкий зоолог Э. Геккель в 1866 году, но как наука экология возникла в начале XX века, в широкий обиход это слово вошло в 1960 – х годах, когда стали говорить об экологическом кризисе как кризисе во взаимоотношениях человека со средой его обитания.
Экология (с греч. «ойкос» — дом, жилище и «логос» — наука, учение) — наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают. Изначально экология развивалась как составная часть биологической науки, в тесной связи с другими естественными науками — химией, физикой, геологией, географией, почвоведением, математикой.
Предметом экологии является совокупность или структура связей между организмами и средой. Главный объект изучения в экологии — экосистемы (≈ биогеоценоз), т.е. единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания.
Экосистема представляет собой функциональное единство организмов и окружающей среды. То есть это совокупность различных видов растений, животных и микробов, взаимодействующих друг с другом и с окружающей их средой таким образом, что вся эта совокупность может сохраняться неопределенно долгое время. Экосистемой может быть сообщество живых существ и среды его обитания, объединенных в единые целые. Например: лес, озеро.
Всю биосферу можно рассматривать как совокупность экосистем. Кроме того, в область её компетенции входит изучение отдельных видов организмов (организменный уровень), их популяций, т.е. совокупностей особей одного вида, занимающих определённую область, называемую ареолом (популяционно-видовой уровень) и биосферы в целом (биосферный уровень). Сообществом или биоценозом называют совокупность растений и животных, населяющих участок среды обитания. Совокупность условий, необходимых для существования популяций, называется экологической нишей. Она определяет положение вида в цепях питания.
Современная экология тесно связана с политикой, экономикой, правом (включая международное право), психологией и педагогикой, т.к. только в союзе с ними можно выработать новый тип экологического сознания, коренным образом меняющей поведение людей по отношению к природе.
С научно-практической точки зрения вполне обоснованно деление экологии на теоретическую и прикладную.
Теоретическая экология раскрывает общие закономерности организации жизни.
Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов.
Общетеоретические задачи экологии:
-
разработка общей теории устойчивости экосистем; -
изучение экологических механизмов адаптации к среде; -
исследование регуляции численности популяций; -
изучение биологического разнообразия и механизмов его поддержания; -
исследование продукционных процессов; -
исследование процессов, протекающих в биосфере, с целью поддержания её устойчивости; -
моделирование состояния экосистем и глобальных биосферных процессов.
Основные прикладные задачи экологии:
-
прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в окружающей природной среде под влиянием деятельности человека; -
улучшение качества окружающей природной среды; -
сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов; -
оптимизация инженерных, экономических, организационно-правовых, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития, в первую очередь в наиболее экологически неблагополучных районах.
Э кология
ДИНАМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
-
аутэкология -
синэкология -
популяционная экология
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ (ПРИКЛАДНАЯ)
-
экология промышленности -
экология сельского хозяйства -
экология города
Рис. 1. Разделы экологии
Аутэкология - раздел экологии, изучающий взаимоотношения организма с окружающей средой и исследующий индивидуальные организмы на стыке с физиологией.
Синэкология - раздел экологии, изучающий взаимоотношения организмов различных видов внутри сообщества организмов. Часто синэкологию рассматривают как науку о жизни биоценозов.