Файл: Рабочая программа по немецкому языку основного общего образования методический инструмент учителя немецкого языка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предметная область
«Иностранные языки» в контексте
обновленных ФГОС
Печерица Эльза Ильдусовна, к.пед.н., доцент кафедры развития педагогического мастерства ТОИПКРО
Рабочая программа по немецкому
языку основного общего образования
методический инструмент учителя
немецкого языка
Автор-разработчик
Балабанова Н.В.

Обновленные ФГОС
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 «Об
утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта начального
общего образования»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об
утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта основного
общего образования»
!
Вступают в силу с 1 сентября 2022 года
Приводят Стандарты в соответствие Федеральному закону «Об
образовании в Российской Федерации»
Устанавливают вариативность/модульность реализации программ
Детализируют условия реализации образовательных программ
Конкретизированные результаты систематизированы
Оптимизированы требования к основной образовательной программе и
рабочей программе

Обновленные ФГОС
Ключевая педагогическая задача: создание условий инициирующих действие обучающегося
Требования к результатам реализации ОП сформулированы в категориях системно-деятельностного подхода
Сист
емн
о
-деят
ельно
ст
ный
по
дх
о
д
Личностные результаты
(ценности и мотивация)
Ориентация на формирование системы ценности и мотивов
Метапредметные
результаты («soft skills»)
Три группы УУД: познавательные, коммуникативные и регулятивные действия
Предметные результаты
Конкретизация и систематизация предметных результатов
Формулировки
личностных
результатов
:
«ценностное отношение к…»
«уважительное отношение к…»
«интерес к…»
-----------------------
Формулировки
метапредметных
результатов
«находить…»
«выявлять…»
«устанавливать..»
«выбирать…»
-----------------------
Формулировки
предметных
результатов
«осознавать…»
«понимать…»
«владеть…»
«использовать…»
«приобретение опыта…»
Конкретизированы по годам
обучения


Цель иноязычного образования (ПООП ООО)

формирование коммуникативной компетенции обучающихся в
единстве таких её составляющих,
как речевая,
языковая,
социокультурная, компенсаторная компетенции.

средствами иностранного языка формируются ключевые универсальные учебные компетенции,
включающие образовательную,
ценностно- ориентационную,
общекультурную,
учебно-познавательную,
информационную, социально-трудовую и компетенцию личностного самосовершенствования.
5

Содержание обучения

В плане предъявления содержания построение Примерных программ по английскому языку основано на концентрическом принципе.

В каждом классе даются новые, не изучавшиеся ранее элементы содержания.
Однако в процессе обучения лексика, грамматические формы и конструкции,
освоенные на предыдущих этапах, повторяются и закрепляются на расширяющемся тематическом содержании речи.
Это обусловлено особенностями памяти школьников и
необходимостью поддерживать сформированные лексико-грамматические навыки в рабочем состоянии.
6

Основные подходы

В
соответствии с
личностно ориентированной парадигмой образования основными подходами к
обучению иностранным языкам признаются
компетентностный,
системно-деятельностный,
межкультурный
и
коммуникативно-
когнитивный

Совокупность
перечисленных
подходов
предполагает
возможность
реализовать
поставленные
цели,
добиться достижения планируемых результатов в рамках содержания, отобранного для основной школы, использования новых педагогических технологий
(
дифференциация,
индивидуализация,
проектная
деятельность и др.)
и использования современных средств обучения.
7

ПРИМЕРНЫЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ НОО и ООО
Примерные рабочие программы начального общего и основного общего образования учебного предмета
«Иностранный язык» научно обоснованы, прозрачны по структуре, информативны и универсальны.

Они учитывают общий вектор развития образования по иностранным языкам на ближайшие годы:

полиязычность, проявляющаяся в стремлении к изучать два и более иностранных языков;

практико-ориентированность
(ИЯ
для определенных целей/профессий/отраслей знания);

метапредметность
(в плане владения универсальными компетенциями:
коммуникативность,
критическое мышление,
умение работать в группе, креативность и др.)
В Предметных результатах для каждого года обучения были учтены:

происходящие изменения в
условиях работы с информацией

возрастающая
роль
функциональной
грамотности обучающихся
(в частности,
читательской грамотности)

усиление роли личностных и
метапредметных результатов

необходимость обновления тематики общения на иностранном языке в связи с появлением новых реалий
8
Федеральные
Федеральные рабочие программы


Планируемые результаты

В
разделе
Планируемые
результаты
освоения Примерной рабочей программы по английскому языку на уровне начального общего и основного общего образования
личностные
и
метапредметные
результаты даются без деления на классы.

Вклад иностранного языка сквозь призму учебного предмета в
воспитание обучающихся прослеживается через тематическое содержание речи.

Метапредметная сущность способов организации учебной деятельности представлена в
рубрике
виды
деятельности
в
Тематическом планировании.
9
немецкому федеральной

10
нем
немецкий
немецкий немецкий

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» (ФГОС ООО)
11

12
ФГОС НОО
ФГОС ООО
немец- ком

Особенности требований к результатам освоения
предмета «Иностранный язык»
13

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» (ПООП ООО)
Коммуникативные умения
Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи

Говорение

Аудирование

Смысловое чтение

Письменная речь
Языковые знания и умения

Фонетическая сторона речи

Графика, орфография и пунктуация

Лексическая сторона речи

Грамматическая сторона речи

Социокультурные знания и умения

Компенсаторные умения
14

Примерные рабочие программы. Читательская
грамотность

Предметная область
«Иностранный язык»
вносит большой вклад в
формирование
читательской
грамотности
обучаемых, понимаемой
«как способность человека понимать и использовать письменные тексты,
размышлять о
них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в
социальной жизни»

В Примерных рабочих программах –
заложен ресурс формирования данного метапредметного умения
Обучение чтению вслух и про себя - со 2 по 9 класс
В Содержании обучения

предусмотрено формирование различных видов чтения: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации, с полным пониманием прочитанного

перечислены типы и жанры текстов для чтения для каждого года обучения
В Предметных результатах

определены коммуникативные умения в чтения и указаны объемы текстов для чтения (для каждого класса)
В Тематическом планировании

Перечислены умения в чтении (важными для формирования 3 уровней ЧТ)
15
Федеральных


Смысловое чтение

Чтение вслух учебных текстов с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, понимание прочитанного. Тексты для чтения вслух: диалог, рассказ, сказка.

Чтение про себя учебных и адаптированных аутентичных текстов,
построенных на изученном языковом материале, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации.

Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает определение основной темы и главных фактов/событий в прочитанном тексте с опорой и без опоры на иллюстрации, с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки.

Чтение с пониманием запрашиваемой информации предполагает нахождение в прочитанном тексте и понимание запрашиваемой информации фактического характера с опорой и без опоры на иллюстрации, с использованием языковой, в том числе контекстуальной,
догадки.

Чтение несплошных текстов
(таблиц,
диаграмм)
и понимание представленной в них информации. Тексты для чтения: диалог, рассказ,
сказка, электронное сообщение личного характера, текст научно- популярного характера, стихотворение.
16
4 класс
7 класс

18
Количественные нормативы в требованиях к
результатам освоение иностранного и второго
иностранного языка

22
"Немецкий язык" для 5-9 классов "Немецкий язык" для 5-9 классов "Немецкий язык" для 5-9 классов
НЕ
НЕМЕЦКИЙ
ЯЗЫК
https://fgosreestr.ru/uploads/files/07e3a893cee5f760b161c7ae9310786b.pdf https://fgosreestr.ru/uploads/files/07e3a893cee5f760
b161c7ae9310786b.pdf

Примерные рабочие программы для начального и
основного общего образования предметной области
«Иностранный язык»

преемственны по отношению друг к другу и по структуре, и по содержанию.

•Структура
Примерных рабочих программ соответствует требованиям,
обозначенным в ФГОС НОО и
ФГОС ООО.

включают Пояснительную записку и три крупных раздела:

1) Содержание обучения учебному предмету «Английский язык», распределенное по годам обучения

2) Планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные)

3) Тематическое планирование (по классам)
24
Федеральных
Федеральные рабочие программы основного общего
образования предметной области "Иностранный язык"


Пояснительная записка и содержание обучения
В
Пояснительной
записке
формулируются и
характеризуются современные цели иноязычного образования, называются условия, повлиявшие на пересмотр и
конкретизацию целей обучения иностранному языку:

геополитические процессы (многополярность,
открытость), которые привели к включению в
состав изучаемых в школе иностранных языков некоторые новые для нас, например, китайский

возросшая значимость владения иностранным языком как для самообразования, так и для профессионального роста, которая выразилось в
усилении требований к владению ИЯ, в необходимости сбалансированного обучения
всем видам общения (устным и письменным); к
возрастанию роли
читательской грамотности
Содержание обучения дает представление об общем массиве изучаемых дидактических единиц с его распределением по классам

ориентация на требования ФГОС НОО и
ООО,

Примерных основных образовательных программ начального и основного общего образования,
Универсальных кодификаторов с распределением учебного материала по годам обучения
обеспечивает
некую
универсальность
Примерных рабочих программ
по
отношению к разным УМК, вошедшим в
Федеральный перечень учебников.
26
Федеральных

Предметные результаты

Предметные результаты даются по классам, что позволяет проследить динамику развития коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письменной речи, динамику овладения языковыми знаниями и совершенствования языковых навыков (орфографических, пунктуационных, лексических, грамматических).

В Предметных результатах для каждого года обучения указываются количественные показатели:

•объемы и виды устных и письменных высказываний обучающихся

•объемы текстов для чтения, время звучания текстов для аудирования

• количество лексических единиц для рецептивного и продуктивного усвоения

Говорение (4 класс)
создавать устные связные монологические высказывания
(описание, рассуждение; повествование/сообщение) с вербальными и/или зрительными опорами в рамках тематического содержания речи для 4 класса (объём монологического высказывания — не менее 4—5 фраз);

Лексическая сторона речи (9 класс)
распознавать в звучащем и письменном тексте 1350
лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и письменной речи 1200 лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в
рамках тематического содержания,
с соблюдением существующей нормы лексической сочетаемости; ….
27