Файл: Дисциплина Основы логопедии Практическое задание 3, Модуль 3.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 506

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уральский институт повышения квалификации и переподготовки

Программа профессиональной переподготовки

Логопедагогика. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС (340) new

Дисциплина: Основы логопедии

Практическое задание 3, Модуль 3. Организация логопедической помощи


Выполнил:

слушатель Генералова Елена Александровна

Преподаватель:

Минеева Оксана Александровна

г. Челябинск – 2023

Задание 1. 

Перечисленные ниже задания используются для логопедического обследования. По описанию задания определите:

- для обследования какого компонента речи оно используется,

- какова цель задания.

Таблица для заполнения


п/п

Содержание задания

Обследуемый компонент речи

Цель

1.

Логопед называет звуки (с, о, к) и предлагает ребенку составить из них слово

Фонематический

Обследование состояния фонематического анализа

2.

Логопед предлагает ребенку рассмотреть серию картинок, разложить их в правильной последовательности и составь по ним рассказ.

Формирование связной речи

 Научиться создавать рассказ по серии картинок

3.

Логопед предлагает ребенку послушать звукоподражания животных и поднять соответствующую звучанию картинку:

— кошка — котенок; мяу (низко) мяу (высоко)

— свинья — поросенок; хрю (низко) хрю (высоко)

— коза — козленок; мэ (низко) мэ (высоко)

— корова — теленок му (низко) му (высоко)

Сформированность фонематического слуха

Определение силы, тембра, высоты голоса

4.

Логопед предлагает ребенку повторить движения или сделать движения по словесной инструкции - открыть/закрыть ром, показать широкий/узкий язык, поднять/опустить язык и т.п.

Определение состояния артикуляционной моторики

Оценить анатомическое строение артикуляционного аппарата


Задание 2. 

Выберите одно речевое нарушение (дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, заикание, дислексия, дисграфия) и составьте его полную характеристику, заполнив таблицу по каждому указанному параметру:

Таблица для заполнения

п/п

Параметры

Содержание

1.

Речевое нарушение, определение

Дизартрияэто расстройство произносительной стороны речи, которое связано с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Проще говоря, ребенок не может в полном объеме совершать движения, необходимые для речи.

2.

Виды (формы)

- Корковая

- Подкорковая (экстрапирамидная)

- Мозжечковая

- Псевдобульбарная

- Бульбарная

3.

Причины возникновения

Причинами дизартрии являются: · внутриутробные инфекции; · тяжелые токсикозы в период беременности у матери; · родовая травма; · перенесенные инфекции центральной нервной системы (менингиты, энцефалиты); · ишемия головного мозга у новорожденных; · пороки развития нервной системы; · тяжелые наследственные заболевания Представляя собой результат движения...

4.

Механизм возникновения

Механизм нарушения: В основе лежит центральный (спастический) парез мышц половинки языка и губ с противоположной стороны от очага поражения.

В результате возникает ограничение объёма активных произвольных движений мышц губ и языка, как правило, с одной стороны на фоне спастичности этих мышц. Корковая дизартрия наблюдается при поражении доминантного полушария в нижнем отделе передней центральной извилины (постцентральных и прецентральных полей).


5.

Симптоматика

Клиническая картина дизартрии характеризуется общими симптомами:

искажением звуков, слов, слогов

напряжение лицевой мускулатуры

ограничение подвижности артикуляционного аппарата (губ, языка)

слюнотечение

слабость голоса

укорочение выдоха


6.

Направления логопедической работы

Различают следующие основные направления логопедической работы при дизартрии:

Нормализация моторики артикуляционного аппарата

Развитие артикуляционных движений

Формирование способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе

Преодоление монотонии и нарушений темпа речи

Полноценное развитие фонематического восприятия




Задание 3.

Прослушайте 3 аудиофайла с речью детей при дизартрии, ринолалии, заикании. Сопоставьте вид речевого нарушения с номером файла и обоснуйте свой ответ

аудиофайла

Вид речевого нарушения

Обоснование

1.

Заикание

Нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Заикание проявляется в остановках в момент высказывания, а так же повторениях отдельных слогов или зуков.

2.

Ринолалия

Органическая закрытая ринолалия вызвана деформацией носовой полости, которая не только препятствует формированию звуков, но и затрудняет дыхание. Особенно искажается произношение носовых звуков: [м], [мь], [н], [нь], кроме того [м] меняется на [б], а [н] на [д]. Данная преграда устраняется с помощью операции

3.

 Дизартрия

Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция.  Дисфункция ЦНС приводит к тому, что нервные импульсы от речевых центров либо вообще не поступают к речевому аппарату, либо сильно искажаются. Вследствие этого речь человека становится невнятной.


Задание 4. 

Покажите в сравнении особенности логопедической работы при разных вариантах дизонтогенеза у детей, заполнив таблицу:

Дети с нарушением зрения

Дети с умственной отсталостью

Дети с ДЦП

1. Работа с детьми по развитию зрительно-пространственных восприятий
2.Обогащение зрительных представлений (рисунки предметов);
3.Развитие зрительно-двигательной координации;
4.Развитие слухового внимания;
5. Развитие зрительно-познавательной активности;
6. Включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций (дифференцирование гласных и согласных, звукобуквенный анализ слова);
7. Развитие зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления, речи).


1.Особенностями логопедической работы с умственно отсталыми детьми является максимальное включение анализаторов, использование максимальной и разнообразной наглядности
2.Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
3. Общее моторное развитие и преимущественно тонкой ручной моторики
4. Развитие ритма.
5. Развитие речевого дыхания и голоса.   
6.Развитие артикуляторной моторики.
7. Развитие слухового восприятия и внимания.
8. Развитие фонетико-фонематической стороны речи.
9. Коррекция звукопроизносительной стороны речи
10. Развитие лексики.
11. Формирование грамматического строя речи
12 Развитие связной речи


1. Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;
2. Развитие речевого дыхания и голоса;
3. Нормализация темпо-ритмической и интонационной речи;
4. Развитие зрительного и слухового восприятия;
5. Развитие эмоциональных реакций;
6. Развитие функций кистей и пальцев рук;
7. Формирование подготовительных этапов развития понимания речи.
8. Формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи;
9. Развитие лексико-грамматической стороны речи, формирование навыков построения развернутого высказывания.