Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕЗНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «Машиноведение»
Реферат
на тему
«Основы спортивной метрологии в спортивном плавании»
Выполнил: Ф.И.О. ______
____________________
Проверил: _____________
______________________
Омск 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Общие основы спортивной метрологии ……………………………………... 3
Основы обеспечения единства и достоверности измерений в физической культуре и спорте ……………………………………………………………… 4
Основные свойства и показатели спортивной подготовленности …………..5
Тесты, используемые в спортивном плавании ………………………………. 8
Литература ………………………………………………………………………11
ВВЕДЕНИЕ
Сейчас трудно представить какую-либо деятельность человека, в которой не использовались бы измерения. Измерения ведутся в науке, промышленности, сельском хозяйстве, в спорте и т.д. благодаря измерениям возможно управление технологическими процессами, подготовкой спортсменов и народным хозяйством в целом. Резко возросли и продолжают расти требования к точности измерений, быстроте получения измерительной информации, измерению комплекса физических величин. Увеличивается число сложных измерительных систем и измерительно-вычислительных комплексов.
Измерения на определённом этапе своего развития привело к возникновению метрологии. Слово составлено из двух древнегреческих: «метро» - мера и «логос» - учение или наука.
ОБЩИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ МЕТРОЛОГИИ
Спортивная метрология – это наука об измерениях в физическом воспитании и спорте. Её особенностью является то, что специалистов данной отрасли интересуют педагогические, психологические, социальные, биологические показатели, которые по своему содержанию нельзя назвать физическими. Методикой их измерений общая метрология практически не занимается, поэтому возникла необходимость разработки специальных измерений, результаты которых всесторонне характеризуют подготовленность физкультурников и спортсменов. В физической культуре и спорте кроме измерений длины
, высоты, времени, массы и других физических величин приходится оценивать техническое мастерство, выразительность и артистичность движений и тому подобные нефизические величины.
Предметом спортивной метрологии является комплексный контроль в физическом воспитании и спорте и использование его результатов в планировании подготовки спортсменов и физкультурников(7, с.10).
Наличие различных приборов и технических устройств, применяемых в исследованиях специалистами дисциплин спорта, позволяет получать информацию более чем о 3000 отдельных параметров.
Все параметры, измеряемые в науке о спорте, подразделяются на четыре уровня:
интегральные, отражающие суммарный (кумулятивный) эффект функционального состояния различных систем организма (например, спортивное мастерство);
комплексные, относящиеся к одной из функциональных систем организма (например, физическая подготовленность);
дифференциальные, характеризующие только одно свойство системы (например, силовые качества);
единичные, раскрывающие одну величину (значение) отдельного свойства системы (максимальная сила мышц) (3, с.14).
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕДИНСТВА
И ДОСТОВЕРНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ
В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ
Приборы, измеряющие спортивные параметры, применяют в различных областях науки и техники. Поэтому для проверки используют самые разнообразные методы. Однако все методы имеют один и тот же принцип, который состоит в том, что находят разность между показанием прибора и истинным значением величины измерения.
Истинное значение измеряемой величины определяют с помощью образцовых средств измерения. По способу, который используется для определения истинного значения измеряемой величины, все методы можно условно подразделить на две группы. К первой группе относят методы, в которых истинное значение определяется прямым методом с помощью образцовых средств измерения. Ко второй группе относят косвенные методы проверки, когда используется однозначная зависимость между измеряемой величиной и величиной, входящей в формулу математического соотношения.
К проверке допускаются приборы, полностью укомплектованные, снабженные техническим описанием или инструкцией по эксплуатации, паспортом завода-изготовителя или свидетельством о проверке.
Используемые в физической культуре и спорте приборы подразделяются на следующие основные группы:
-
измерительные преобразователи различных типов (контактные, тензо-, фото- и сейсмопреобразователи и др.); -
динамометрические устройства, тензоплатформы и другие тензоустройства; -
различная усилительная аппаратура; -
различные генераторы импульсов; -
радиотелеметрические устройства; -
различные самопишущие регистраторы; -
цифровые устройства измерения и регистрации временных, амплитудных и интегральных характеристик (хронометры механические, электромеханические и электронные, вольтметры, интеграторы) (4, с.102).
СВОЙСТВА И ПОКАЗАТЕЛИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
В зависимости от специфических требований, предъявляемых к спортивному достижению в отдельных спортивных дисциплинах, свойства и показатели спортивной подготовленности подразделяются на группы:
- функциональные показатели;
- показатели надежности;
- показатели эстетичности.
Количественная характеристика свойств спортсмена, входящих в состав его подготовленности, рассматриваемая применительно к определенным условиям тренировки соревновательной деятельности, называется показателем спортивной подготовленности.
Показатель спортивной подготовленности можно представить одним из следующих двух классов:
-
показатели, которые можно измерить объективными средствами (например, максимальная сила мышц, время одиночного движении и т.д.); -
показатели, которые невозможно определить объективными средствами (например, эффективность командных действий, эмоционально – моторная устойчивость и т.д.) и измеряется экспертами и в баллах.
Показатели спортивной подготовленности являются основой для оценки уровня спортивно-технического мастерства спортсмена. Уровень спортивно – технического мастерства – относительная характеристика свойств специальной подготовленности спортсмена, основанная на сравнении значений показателей свойств оцениваемого спортсмена с соответствующими показателями спортсмена, принятого в качестве модельного образца-аналога (табл. 1) (7, с.170 – 171).
Таблица № 1.
Группировка показателей спортивной подготовленности по различным классификационным признакам
Классификационный признак | Группы показателей спортивной подготовленности |
1. По характеризуемым свойствам и действующим факторам | Функциональные показатели. Показатели надежности (безошибочности и помехоустойчивости). Эстетические показатели. Педагогические показатели. Медицинские показатели. Антропометрические показатели. Физиологические показатели. Биометрические показатели. Психологические показатели. Социальные показатели. |
2. По способу выражения | Показатели, выраженные в физических единицах, в безмерных величинах (очки, баллы, ранги, проценты) |
3. По количеству характеризуемых свойств | Единичные показатели. Комплексные показатели (групповые, обобщенные, определяющие) |
4. По применению для оценки | Модельные значения показателей. Относительные значения показателей |
5. По стадии определения значений показателей | Прогнозируемые и планируемые показатели. Тренировочные показатели (оперативные, текущие, этапные). Соревновательные показатели |
6. По единообразию и точности характеризуемых свойств и действующих факторов | Показатели стандартизации и унификации. Метрологические показатели |
Показатель спортивной подготовленности, относящийся только к одному из её свойств, называется единичным показателем; относящийся к нескольким её свойствам – комплексным показателем. Определяющий показатель может быть единичным и комплексным, т.к. по нему оценивают специальную подготовленность спортсмена.
Комплексный определяющий показатель спортивной подготовленности называют обобщенным.
Групповым называют комплексный показатель, относящийся к одной (однородной) группе её свойств (табл. 2).
Таблица № 2.
Показатели спортивной подготовленности
ПОКАЗАТЕЛЬ | ПРИМЕР |
1. Обобщенный | Спортивное мастерство |
2. Комплексный | Физическая подготовленность |
3. Групповой | Силовые качества |
4. Единичный | Максимальная (динамометрическая) сила мышц |
ТЕСТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СПОРТИВНОМ ПЛАВАНИИ
В спортивной метрологии В.М. Зациорский, рекомендовал практиковать проведение исследований по тестам, отвечающим требованиям стандартизации – надёжность, информативность. Однако следует учитывать, что существует взаимосвязь развития между основными двигательными качествами – силой, быстротой, выносливостью. При этом гибкость и ловкость не учтены, т.к. они тесно связаны с отдельными двигательными качествами и комплексными формами.
Л.П. Матвеев указывал, что в комплекс общетестовых упражнений на первоначальном этапе спортивной ориентации в плавании следует включать: бег на 30 м, челночный бег 3 х 10 м, прыжок в длину, прыжок вверх, бросок мяча на дальность, подтягивание в висе, 5-минутный бег (6, с. 171 – 173).
Основой для прогнозирования двигательных способностей пловцов, указывала Н.Ж. Булгакова, является: стабильность показателей антропометрических признаков, подвижность в голеностопном суставе, сила тяги в воде, суммарное время плавания в тесте 4 х 50 м, время выполнения заданий степ-теста, результаты в плавании на 400 и 800 м (1, с. 98).
По мнению С.М. Вайцеховского индивидуальными особенностями пловцов и объективными критериями состояния их двигательной функции являются: сила основных мышечных групп, скрытый период реакции, статическая выносливость, подвижность суставов.
С целью управления тренировочным процессом используемые в плавании упражнения разделены на энергетические зоны: I зона – до 40 сек, развитие алактатно-гликолитической производительности; II зона – от 40 до 220 – 280 сек, гликолитическая производительность; III зона – от 220 – 280 до 800 – 1200 сек, смешанная аэробно-гликолилитическая; IV зона – более 800 – 1200 сек, аэробная производительность. Лактат крови, являясь конечным продуктом анаэробного гликолиза может быть соотнесен с мощностью работы. Он показывает адаптационные возможности организма в ответ на стандартную нагрузку:
6 х 50 м, со скоростью 90 % от максимальной, с интервалами отдыха 10 сек – для развития специальной выносливости;
8 х 200 м , со скоростью 90 % от максимальной, с отдыхом 60 сек – для развития общей выносливости (2, с. 126).
В управлении тренировочным процессом важно знать исходные и конечные результаты тестирования пловцов: по выявлению быстроты – плавание на 25 – 50 м; скоростной выносливости – на 200 м; общей выносливости – 1000 – 1500 м.
В тренировочном процессе с помощью простых контрольных упражнений, указывал А.А.Корнеев, можно получить достаточно срочную информацию о состоянии функций организма у пловцов:
2 х 25 м с толчка, отдых – 2 мин, скорость – 95 % от максимальной;
50 м с толчка с интенсивностью 90%, подсчитывая пульс восстановления за 3 мин по отрезкам в 10 сек (5, с.11 – 15).
Исследованиями А.А.Гужаловского рекомендуется применение специального теста в виде показателя от деления суммарной силы тяги за 40 сек на сумму 3 измерений ЧСС при восстановлении. Он в достаточной степени характеризует спортивно-техническую подготовленность пловца, а максимальная сила тяги в воде за 10 сек будут достоверно показывать уровень его специальной силовой подготовленности.
Использование метода повторных нагрузок, предложенных М.Я. Набатниковой, оправданно для выявления уровня специальной выносливости, которая проводится после традиционной разминки и отдыха не менее 3 мин: 6 х 50 м, скорость – 90 % от максимальной, интервалы отдыха – по 10 сек.
В системе педагогического контроля Г.А. Щавлевым предложено включать контрольные упражнения, которые тесно связанны с динамикой спортивного мастерства:
для кроля на груди и на спине – сгибание и разгибание предплечья, разгибание и приведение плеча;
для брасса – разгибание бедра и голени, сгибание и приведение плеча;
для баттерфляя – разгибание и сгибание предплечья, разгибание туловища, разгибание и приведение плеча.