Файл: 1. Причины и исторические условия возникновения государства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 654
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Причины и исторические условия возникновения государства.
С марксисткой точки зрения происхождение государства обусловлено образованием антагонистических классов. Одним из главных процессов классообразования признается переход от охоты и собирательства к производящей экономике (неолитической революцией), приведшей к регулярному появлению прибавочного продукта.
Появилось общественное разделение труда, которое взорвало родовой строй, привело к расколу общества на классы, появлению государственно-организованного общества.
1. крупное разделение труда - это отделение скотоводства от земледелия.
2…- отделение ремесла от скотоводства и земледелия.
3…- появление класса купцов. Рост производительности труда с неизбежностью ведет к увеличению объема избыточного продукта, обусловившему появление частной собственности, что явилось материальным выражением обособленности членов рода.
Рост производительности труда, переход к производящей экономике, разложение коллективных форм производства, проникновение в общину товарных отношений приводит к созданию предпосылок рабства.
На этом этапе первобытная организация начинает испытывать кризис власти, т.к. индивидуальные и общие интересы расходятся. Органы первобытнообщинного строя постепенно перерождаются в органы военной демократии для ведения войн с соседними племенами, для навязывания воли сильных, богатых членов рода или племени своим соплеменникам. Перерождение органов первобытного общества постепенно ведет к возникновению государства.
2. Возникновение и государственный строй ранней формы государства в древнем Египте и Месопотамии (конец IV – первая половина III тыс. до н.э.).
В Древнем Египте и Месопотамии возникновение ранней формы государства можно проследить до конца 4 тыс. до н.э. Эти ранние государства характеризовались развитием централизованной политической власти, формализованной бюрократии и созданием системы законов и правил.
В Месопотамии первой известной цивилизацией были шумеры, которые основали ряд городов-государств в южной Месопотамии в конце 4-го тысячелетия до нашей эры. Этими городами-государствами управлял король, который, как считалось, имел божественный мандат на правление. Королю помогала бюрократия чиновников, которые управляли делами государства и собирали налоги.
В Древнем Египте первой известной цивилизацией была цивилизация фараонов, возникшая в конце 4-го тысячелетия до нашей эры. Считалось также, что фараон имел божественный мандат на управление, и ему помогала бюрократия чиновников, которые управляли делами государства и собирали налоги.
И Древний Египет, и Месопотамия разработали систему законов и постановлений для управления своими обществами. В Месопотамии Кодекс Хаммурапи, принятый в 18 веке до нашей эры, является самым известным примером этого. В Древнем Египте законы были известны как Маат, и считалось, что они основаны на божественных принципах.
Таким образом, возникновение ранней формы государства в Древнем Египте и Месопотамии характеризовалось развитием централизованной политической власти, формализованной бюрократии и установлением системы законов и правил. Эти ранние государства заложили основу для развития более сложных политических систем в последующие века.
3. Возникновение территориальных государств, формирование «деспотической монархии» и её сущность, на примере древнего Египта и Месопотамии (середина III – II тыс. до н.э.).
Период середины III – конца II тыс. до н.э. характеризуется усилением власти правителей – в итоге исчезает ранняя монархия и, в условиях борьбы монарха (при поддержке его рядовыми общинниками–гражданами) против общинной знати, возникает второй тип монархии [уже неограниченной] – деспотической монархии. Следует обратить внимание на то, что деспотическая монархия складывалась в течение длительного времени в ходе кровавой борьбы общинной знати и монарха. Первая деспотическая монархия, основанная Шаррумкèном (месопотамия). Деспотическая монархия могла возникнуть только в рамках территориального государства, т.е. когда формировался надобщинный центральный аппарат управления. И только в результате долгой и упорной борьбы правителя против общинной знати. Эта борьба принимала форму физического уничтожения общинной знати, которая всячески сопротивлялась усилению власти монарха, т.к. общинная знать НЕ была заинтересована в усилении власти правителя до неограниченных размеров. И правителям приходилось уничтожать физически тех, кто не подчинялся. Если общинная знать выигрывала, то сохранялась ранняя монархия. А если общинная знать проигрывала, то устанавливалась деспотическая монархия.
4.Возникновение права. Отличительные черты раннего права.
Во-первых, достаточно позднего происходит отделение или дифференциация правовых норм от правовых и морально-этических. Проблема в том, что до появления права правовых норм не было, а были норморегуляторы, которые назывались мононормы. Это означает, что регулирование отношений (не правовое) исходило из разных оснований, и были нормы, которые, когда появились государства, стали правовыми. До появления гос-ва, не было никакого права, так как не было государственного принуждения. Это разделение шло длительное время. На момент возникновения прав не было полного отделения от норм права. Начальной стадии развития права сохраняется юридическое самоуправство, с точки зрения современного права, это запрещение. Развитие типом систематизации шло постепенно. Идея, что нужно составлять систематизированные сборники, появится нее сразу. Сначала пытались собрать действующие законы. Но в феодальных период накопилось очень много актов, и тогда стало ясно, что нужно создавать специализированные сборники. Большинство норм первых законов – это нормы уголовного права и процессуального, гражданских норм меньше. И поэтому накопилось именно много уголовных актов, поэтому их нужно было отдельно отделять.
5. Образование и развитие государства в Афинах в VIII – VI вв. до н.э.
В течение VIII-VI вв. до н.э. Афины претерпели значительную трансформацию из племенного общества в централизованный город-государство. На формирование и развитие государства в Афинах в этот период влияли различные политические, социальные и экономические факторы. Одним из существенных факторов образования Афинского государства было установление системы правления, отражавшей интересы различных социальных классов. Самой ранней формой правления была монархия, но ее сменила аристократия, в которой власть находилась в руках небольшой группы знатных семей. Однако растущее влияние среднего класса, или демоса, привело к развитию более демократической системы правления. Еще одним важным фактором было развитие торговли и коммерции, которые принесли Афинам богатство и процветание. Этот экономический рост привел к социальным изменениям, поскольку разрыв между богатыми и бедными увеличился. Появление купеческого сословия, более заинтересованного в расширении торговли, чем в приобретении земли, привело к переходу власти от аристократии к демосу. Реформы афинского государственного деятеля Солона в 6 в. до н. э. сыграли решающую роль в развитии Афинского государства. Развитие культурной и интеллектуальной жизни в Афинах также сыграло роль в становлении государства. Афиняне были известны своей литературой, искусством, философией и наукой, что способствовало их чувству идентичности и гордости.
6. Демократическая республика в Афинах. Государственный строй Афин в период расцвета демократии. Правовое положение населения.
В период расцвета демократии в Афинах политический строй представлял собой демократическую республику. Это означало, что граждане имели право голосовать и участвовать в процессе принятия решений города-государства. Граждане Афин считались свободными и равными, независимо от социального или экономического положения. Однако важно отметить, что не все в Афинах считались гражданами. Только взрослые граждане мужского пола, рожденные от афинских родителей, имели право на получение гражданства. Женщинам, иностранцам и рабам не предоставлялось гражданство, и они не имели такого же правового статуса, как граждане.
Правовой статус населения также различался в зависимости от статуса гражданства. Граждане имеют право на справедливое судебное разбирательство и находятся под защитой закона. Однако неграждане не пользуются такой же правовой защитой и могут подвергаться произвольному обращению или наказанию. Рабы, в частности, считались собственностью и не имели законных прав. В целом политические и правовые системы Афин в период расцвета демократии характеризовались гражданским участием, равенством и свободой, но только для избранной группы людей.
7. Образование и развитие государства в Спарте. Правовое положение населения.
Спарта была одним из главных городов-государств Древней Греции, известным своей военной доблестью и дисциплиной. Формирование государства в Спарте началось примерно в 8 веке до н.э., когда дорийские греки вторглись на территорию и покорили существовавших жителей. Затем спартанцы установили военную аристократию с двумя королями во главе государства и советом старейшин, которые выступали в качестве советников.
Правовой статус населения в Спарте в первую очередь основывался на социальном классе. Высшим классом были спартиаты, которым было разрешено занимать политические посты, владеть землей и служить в армии. Спартиаты были потомками первоначальных завоевателей и с юных лет должны были пройти строгую военную подготовку.
Второй класс состоял из периикоев, свободных неграждан, живших в окрестных районах и занимавшихся ремеслами, торговлей и сельским хозяйством. У них были некоторые права, но они не могли участвовать в правительстве или армии.
Третьим и низшим классом были илоты, которые, по сути, были рабами, принадлежавшими государству и обязанными обрабатывать землю, чтобы обеспечить продовольствием спартиатов. Они не имели никаких прав и подвергались эксплуатации и жестокому обращению.
В целом правовой статус населения в Спарте был основан на строгой социальной иерархии, со спартиатами наверху и илотами внизу.
8. Образование государства в Риме. Особенности правового положения населения и государственного строя в «царский период» (середина VIII – конец VI вв. до н.э.).
Образование государства в Риме, как полагают, произошло в середине VIII в. до н.э., когда мелкие поселения объединились в более крупные общины. Согласно преданию, Рим был основан в 753 году до нашей эры Ромулом и Ремом, братьями-близнецами, которых вырастила волчица. Раннее римское государство было монархией, и этот период известен как «царский период», который длился до конца шестого века до нашей эры.
В королевский период Римом правили короли, имевшие абсолютную власть, которым помогал консультативный совет знати, известный как Сенат. Царь был также верховным жрецом и командующим армией. Королевский период характеризуется развитием правовой системы и установлением общественного и политического порядка.
Население Рима делилось на два класса: патрициев и плебеев. Патриции были богатыми землевладельцами, обладавшими всей политической и религиозной властью. Плебеи были простыми людьми, не имевшими политических прав и часто эксплуатировавшимися патрициями.
В политической системе в королевский период доминировали король и Сенат. Король имел право издавать законы и вершить правосудие. Сенат выступал в качестве консультативного совета при короле, но также имел право налагать вето на решения короля. Сенат состоял из самых влиятельных и богатых членов общества, в основном из патрициев.
Правовая система в королевский период была основана на обычаях и традициях. Король отвечал за соблюдение закона и урегулирование споров. Наказания варьировались от штрафов до изгнания и смерти. Правовая система не была единообразной, в разных регионах существовали свои обычаи и законы.
9. Эволюция государственного строя древнего Рима в период республики (конец VI – I вв. до н.э.). Правовой статус населения.
В период Римской республики, длившейся с конца 6 века до н.э. до образования Римской империи в 1 веке до н.э., политическая система Рима значительно эволюционировала.