Файл: 1 (2 часа). Социальные роли и социальный статус личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уфимский государственный нефтяной технический университет»

Институт нефтегазового бизнеса


Кафедра «Прикладная информатика в экономике и финансах ТЭК»

Практическое занятие №1

Социальные роли и социальный статус личности

по дисциплине «Технологии делового взаимодействия»

Студент гр. БИФз - 22-01 Ардуванов А.Р.
(подпись, дата)
Профессор Гайсина Л.М.
(подпись, дата)

Уфа 2023

Тема 1 (2 часа). Социальные роли и социальный статус личности
План семинарского занятия

1. Основные факторы развития личности.

1.1. Биологическая наследственность, физическое окружение, культура.

1.2. Групповой опыт, уникальный индивидуальный опыт.

2. Ценностное ядро личности.

3. Психосоциологические теории развития личности

3.1. Теории Ч. Кули и Дж. Мида.

3.2. Теория Л. Колберга.

4. Многообразие социальных ролей.

5. Социальный статус личности.

1.Основные факторы развития личности.
Современной науке личность представляется неделимой совокупностью ее биологической и социальной сущностей. Процесс развития личности завязан на единстве физических и психических особенностей человека, условий его социального окружения и стремления к саморазвитию и совершенствованию. Факторы развития личности — это движущие силы, которые способствуют развитию индивида во всех жизненных сферах.

Опираясь на эти определения, выделяют три основных фактора, от согласованности воздействия которых зависит итоговый результат развития личности:

  • наследственность;

  • воздействие среды;

  • обучение и воспитание.

Это могут быть как отличительные черты сложения и внешнего вида, так и психические особенности, генетические заболевания. Также на генном уровне может передаваться предрасположенность к развитию тех или иных способностей. Природные данные человека предопределяют лишь общее направление вектора его развития.

Следует учитывать характер воздействия среды, как сложной системы сложившихся извне обстоятельств, и активность реакции личности в ответ на это воздействие. Личность сама по себе играет важнейшую роль в характере проявления как внутренних, так и внешних воздействий на человека со стороны среды.


Существенные социальные обстоятельства:

  • макросоциальная среда (характеризуется уровнем развития общества, его социальным строем, воздействием на индивида общественных институтов);

  • микросоциальная среда (социальная группа, коллектив, обеспечивающие взаимодействие и общение субъекта с другими индивидами);

  • искусственная среда обитания (современные технологии, техника, информационная среда — телевидение, интернет).

С первых дней жизни человек попадает в социальное окружение и включается во взаимодействие с остальными субъектами. Социальное общение начинается с семьи и продолжается в других социальных институтах. Приобретенный в результате опыт постепенно преобразуется во внутренние убеждения, становится частью мировоззрения и неотъемлемой составляющей личности человека. При этом из одинаковых социальных ситуаций разные индивиды могут вынести различный социальный опыт, что служит процессу формирования такого качества личности, как индивидуальность.

Рассмотрим на примере некоторых характеристик окружения, каким образом они могут повлиять на развитие личности отдельного индивида:

  1. Успешность. Окружая себя успешными людьми, человек мотивирует себя на достижение жизненных целей и реализацию амбиций.

  2. Уважительность. Находясь среди членов общества, демонстрирующих уважительное отношение к другим, ребенок перенимает эту манеру поведения. Также верно и обратное.

  3. Наличие высокого интеллекта и уровня культуры. В окружении умных, культурных, образованных людей индивид стремится стать похожим на них.

  4. Здоровье и физическая форма. Если в окружении человека большинство придерживается здорового образа жизни, наглядно демонстрируя его результат, появляется желание присоединиться к ним. Если же подросток попадает в среду, где поощряется курение и выпивка как символ «взрослости», велик шанс попасть под влияние этой среды, чтобы не выделяться из толпы.

Определенный культурный опыт является достоянием всего человечества и одинаково влияет на формирование личности, независимо от общественного строя. Но в то же время каждое отдельное общество предлагает своим членам особенный культурный опыт, отличный от опыта других культур. Большое значение имеет ее религиозная составляющая. Так, личность, воспитанная на основе христианской культуры кардинально отличается от личности, воспитанной в мусульманской среде.



Каждое общество прививает всем членам свои общекультурные ценности, которые впоследствии становятся отличительными чертами любого из них, хоть и в разной степени. Так создается образ «типичного англичанина», «среднего американца» или «исконно русского», который соответствует базису культуры общества.

Влияние окружения в физическом (географическом, климатическом) смысле на развитие личности не столь значительно, как социальное. Оно имеет значение большей частью для предпосылок формирования националистического, этнического сознания. Однако нельзя отрицать некоторые факты, подтвержденные многолетним опытом большинства людей. Так, например, жители более северных широт по своему характеру более открыты, гостеприимны, доброжелательны к незнакомым людям, чем жители южных широт.

В каждой человеческой особи природой генетически заложены предпосылки для ее индивидуального развития. Люди отличаются друг от друга не только по своим физическим качествам, но и по врожденной склонности к некоторым видам деятельности, дающей им преимущества в быстром и качественном освоении определенных профессий. Биологическая наследственность является одним из факторов, влияющих на индивидуальность личности, объясняющих ее отличие от других особей по темпераменту, характеру, способностям.
2. Ценностное ядро личности.
Источники ценностной системы человека формируются ещё с детства. Они закладываются родителями, преподавателями, друзьями. Кроме того, большое влияние на них оказывают образовательная система, религия, литература и искусство. В основном усвоенные в детстве ценности относительно устойчивы. Однако ценностная система подвергается развитию и изменению даже в зрелом возрасте.

Личностные ценности оказывают сильное влияние на мотивацию и поведение человека. Так, люди с разными ценностями выбирают различные способы реализации схожих мотивов. Например, желание добросовестно выполнить должностные обязанности в нестандартной ситуации побудит одного работника ждать ясных распоряжений от руководителя, а другого — проявить инициативу и предприимчивость.

Ценности являются руководящими жизненными принципами, поскольку по ним люди сверяют, что действительно важно и значимо, а что не существенно. Так, ценность семьи побуждает некоторых женщин отказываться от карьеры, связанной с ненормированным рабочим графиком и командировками, если члены семьи выражают неодобрение приоритету профессиональных амбиций.


Общие черты системы личностных ценностей среди российских граждан, несомненно, прослеживаются. Знания этого может способствовать повышению эффективности управления и оптимизации использования потенциала человеческих ресурсов.

Классификация ценностей Рокича может использоваться для проведения профессионального отбора, профориентации, выявления направленности личности.

«Ценности могут различаться и в зависимости от типа цивилизации. В этом отношении некоторые авторы делят ценности на три группы, каждая из которых включает ценности, преимущественно культивируемые в основных типах современных цивилизаций - восточной, западной и евразийской.

Однако общие черты системы личностных ценностей, несомненно, прослеживаются. Знания этого может способствовать повышению эффективности управления и оптимизации использования потенциала человеческих ресурсов.

3.Психосоциологические теории развития личности
Психосоциальное развитие личности - теория психосоциального развития личности, созданная Эриком Эриксоном, в которой он описывает 8 стадий развития личности. 

Если теория развития Фрейда ограничивается только детством, то по мнению Эриксона развитие человека продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап. 

Чарлз Хортон Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое "зеркальное Я". "Зеркальное Я" состоит из трех элементов: того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу); того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (Я уверена, что им нравится моя новая прическа); того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других (Видимо, я буду всегда так причесываться). Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей. Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего "Я". Как и Кули, он считал, что "Я" - продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. В начале, будучи маленькими детьми, мы не способны.


По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая - имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Маленький мальчик может "помогать" родителям вычистить пол, таская по комнате свой игрушечный пылесос или даже палку. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Играя в куклы, маленькие дети обычно говорят с ними то ласково, тo сердито, как родители, и отвечают вместо кукол так, как мальчик или девочка отвечают родителям. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества,- это следующий важный шаг в процессе создания своего "Я". По мнению Мида, человеческое "Я" состоит из двух частей: "Я - сам" и "Я - меня". "Я - сам" - это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. "Я - меня" - это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей). "Я - сам" реагирует на воздействие "Я - меня" так же, как и на воздействие других людей. Например, "Я - сам" реагирую на критику, старательно обдумываю ее суть; иногда под влиянием критики мое поведение меняется, иногда нет; это зависит от того, считаю ли я эту критику обоснованной. "Я - сам" знаю, что люди считают "Я - меня" справедливым человеком, всегда готовым прислушаться к мнению других. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают свое "Я - меня". Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого, они учатся воспринимать впечатления о себе. Третий этап, по Миду, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Например, каждый игрок бейсбольной команды придерживается правил и игровых идей, общих для всей команды и всех игроков в бейсбол. Эти установки и ожидания создают образ некого "другого" - безликого человека "со стороны", олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают свое поведение по стандартам, установленным "другими со стороны". Следование правилам игры в бейсбол подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности

Л. Колберг критиковал Ж. Пиаже за преувеличенное внимание к интеллекту, в результате которого все остальные стороны развития (эмоционально-волевая сфера, личность) остаются как бы в стороне. Он поставил вопрос —