Файл: Игра как условие формирования двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Игра как условие формирования
двигательной активности детей старшего дошкольного
возраста
Голуб О.Ф.,
аспирант
кафедры методик дошкольного образования
Белорусского государственного педагогического университета
г. Минск, Республика Беларусь
Ход эволюционного развития человека предопределил нормальное функционирование всех его органов и систем в условиях активной двигательной деятельности, поэтому с точки зрения современной физиологии и биологии, достаточная, правильно организованная ДА в детстве является предпосылкой нормальной жизнедеятельности человеческого организма на всех этапах его развития.
Целью нашего исследования явилась разработка и внедрение в педагогический процесс дошкольного учреждения игровых физкультурных занятий, направленных на формирование оптимальной двигательной активности детей.
Задачи исследования
1. Изучить теоретические и методические основы проблемы двигательной активности детей; выделить методы и приемы формирования двигательной активности в дошкольном возрасте.
2. Выявить индивидуальные особенности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать содержание игровых физкультурных занятий, учитывающих индивидуальный уровень двигательной активности детей.
4. Определить эффективность экспериментальной работы.
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования расширяют знания о возможностях подвижной игры в формировании двигательной активности детей дошкольного возраста. Раскрыто содержание игровых физкультурных занятий, учитывающих индивидуальный уровень подвижности старших дошкольников и способствующих повышению двигательной активности.
Практическая значимостьсостоит в разработке содержания игровых физкультурных занятий, учитывающих индивидуальный уровень подвижности старших дошкольников, которые могут быть использованы в практике дошкольных учреждений; составлении рекомендаций по отбору подвижных игр для детей с различным уровнем подвижности.
Исследование осуществлялось на междисциплинарном уровне, на стыке психологии, общей и дошкольной педагогики, частных методик дошкольного образования. Теоретико-
методологическую базу исследования составляют: концептуальные положения о решающей роли практической преобразующей деятельности ребенка в познании им свойств и связей окружающего мира (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина); современные исследования о механизмах становления личности (Д.А. Леонтьев, В.И.
Слободчиков, Д.Б. Эльконин); общенаучные положения философии гуманизма (А.
Маслоу, К. Роджерс).
Теоретической базой исследования послужили труды психологов, педагогов, посвященные проблемам игры (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н.
Поддъяков, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубенштейн); концепция кинезофилии – врожденной биологической потребности в движении, в значительной мере определяющей здоровье, физическое и психическое развитие ребенка (А.И. Аршавский, Н.А. Бренштейн, М.М.
Кольцова, Д.Е. Розенблюм); представления о роли подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста (Е.А. Аркин, А.И. Быкова, Е.Н. Вавилова, В.В. Гориневский,
П.Ф.Лесгафт, Э.Я. Степаненкова, Е.А. Тимофеева и др.).


В эксперименте использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, который способствовал выявлению теоретических и методических подходов проблемы игры и двигательной активности детей, определению методов и приемов формирования двигательной активности в дошкольном возрасте. Изучение продолжительности, содержания двигательной активности проводилось методом хронометража. Методом шагометрии определялся объем ДА, который выражался в условных шагах. Для получения объективной характеристики ДА наряду с определением объема и продолжительности определялась интенсивность ДА. Она вычислялась по формуле: Р = V:Т, где Р – интенсивность (дв.
/мин), V – объем ДА (усл. шаг.) и Т – продолжительность (мин.). Педагогическое наблюдение способствовало выявлению индивидуальных особенностей ДА в процессе выполнения ими контрольных упражнений «Игрушка», «Движение», «Круг».
Педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный) был направлен на изучение и формирование ДА старших дошкольников. Обработка полученных данных проводилась с помощью метода математической статистики.
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению здоровья детей в Республике Беларусь [5,c.12]. Это связано с увеличением числа экзогенных и эндогенных факторов, неблагоприятно воздействующих на детский организм таких как: ухудшение экологической обстановки, увеличение психических нагрузок, гиповитаминозы, наличие очагов хронических инфекций, отрицательно сказывающихся на процессах роста и развития ребенка-дошкольника и проявляющихся в снижении адаптационных возможностей растущего организма.
Среди многообразия факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, важное место занимает (ДА), как естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием сохранения физического и психического здоровья ребенка-дошкольника [4]. Современными исследованиями экспериментально доказано благоприятное воздействие двигательной активности на развитие и нормальное функционирование важнейших систем организма ребенка-дошкольника, на уровень физической подготовленности [2, с.4-5]. При этом положительное воздействие на организм оказывает лишь та двигательная активность, которая находится в пределах оптимальных величин.
Возрастные и индивидуальные особенности ДА детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и ее характером и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной активностью детей, воспитывающихся в старших возрастных группах детского сада. Это обусловлено тем, что к старшему дошкольному возрасту дети, имея высокую потребность в двигательной активности, не всегда могут ее реализовать на должном уровне. Это связано с увеличением продолжительности образовательных занятий с преобладанием статистических поз, возрастанием познавательных интересов детей. В связи с этим именно у детей старшего дошкольного возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Все это свидетельствует о необходимости обеспечения детей рациональным уровнем ДА, который может быть достигнут путем совершенствования двигательного режима в дошкольном учреждении .
Однако по данным медико-педагогических исследований, двигательный режим в детском саду не способствует достижению должного уровня ДА детей. Так, число детей 5-
7 летнего возраста, у которых отмечается благоприятный уровень ДА, составляет 50 – 60
% от общего числа обследованных. Более 40% составляют гиперподвижные и малоподвижные дети [6, с. 40]. Поэтому формирование оптимальной двигательной активности является приоритетным направлением в теории и методике физического образования дошкольников.
Двигательное поведение малоподвижных детей характеризуется вялостью, пассивностью, быстрой утомляемостью. Такие дети робки в общении, не уверены в себе,

не любят игры с движениями, отказываются принимать участие в играх-соревнованиях.
При возникновении сложностей в выполнении задания они пассивно ждут помощи от взрослого, проявляя медлительность, нерешительность и обидчивость. У всех детей этой группы отмечено отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов.
Деятельность гиперподвижных детей не целенаправленна и слабо мотивирована. Им свойственна однообразная двигательная деятельность на прогулке, в играх преобладает бег и прыжки. Во время физкультурных занятий гиперподвижные дети не умеют выполнять двигательные задания в умеренном темпе и часто не доводят их до конца, совершая ненужные беспорядочные движения (покачивания, полуприседания, подпрыгивания и т.п.). Движения у них более простые, но темп выполнения гораздо выше, часто отмечается дискоординация, несформированность мелкой моторики навыков самообслуживания. Гиперподвижность может быть признаком гиперактивности, которую врачи определяют как «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», что требует специальной лечебно-коррекционной работы [3, с.92-93].
Для детей дошкольного возраста подвижные игры являются наиболее эффективным средством гармонического развития, двигательная активность в которых проявляется ярче всего [1, с.2]. Поэтому основным направлением в процессе формирования оптимальной
ДА является широкое использование подвижных игр и игровых заданий [6, с.58].
Педагогический эксперимент был организован на базе дошкольного учреждения №377 г. Минска. В соответствии с данными исследования, полученными на констатирующем этапе эксперимента, нами были разработаны игровые физкультурные занятия с учетом индивидуального уровня подвижности, построенные на основе принципа дифференцированного подхода.
Игровая форма проведения физкультурных занятий предполагала в своей основе использование разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов, игровых заданий. Для реализации индивидуально-дифференцированного подхода мы разделили детей на три подгруппы в зависимости от уровня развития их ДА: гиперподвижные, мало и оптимально подвижные. Установление таких подгрупп позволило проводить игровые физкультурные занятия с учетом индивидуального уровня ДА, различающиеся по содержанию, методам и приемам работы.
Для каждой подгруппы был разработан свой подбор подвижных игр и игровых заданий. Так детям с высоким уровнем подвижности предлагались игры и игровые задания на развитие внимания, координации движений, ловкости, требующих точности выполнения движений. Примером таких игр явились: «Не ошибись», «Стоя на ноге»,
«Разойдись – не упади», «Не задень » и др. (приложение Г). Так же для гиперподвижных детей предусматривались движения, способствующие развитию глазомера, силы и точности броска (перебрасывание мяча друг другу разными способами, метание в цель
(щит, корзину) с постепенным увеличением расстояния от 2 до 6,5 метров и вдаль, прокатывание обруча или набивного мяча в ворота и др.). Формировалось умение бросать и ловить мяч из разных положений, выполнять бросок из набивных мячей (массой до 1 кг) разными способами: снизу, от груди, из-за головы. Так же для гиперактивных детей подбирались игровые упражнения, направленные на развитие координационных способностей. Это ходьба по наклонной доске, прямо и боком, приседая и делая повороты, ходьба с закрытыми глазами, «ласточка», балансирование на мяче.
Дети с низким уровнем ДА вовлекались в более активную деятельность. С целью повышения их ДА использовались игры и упражнения на развитие быстроты, скорости движения и выносливости, на быстрое переключение внимания с одного движения на другое, пробежки с постепенным увеличением скорости и дистанции. Особое внимание в процессе повышении ДА малоподвижных детей уделялось развитию интенсивных видов движений (бег, прыжки). С этой целью использовались следующие игры: «Ловишка, бери ленту!», «Схвати скакалку», «Кто сделает меньше прыжков», «Ноги от земли».


Для детей со средним уровнем развития ДА игры и игровые задания специально не подбирались, с ними проводилась основная работа, требующая, прежде всего, высоко качества выполнения движений.
Игровые физкультурные занятия строились по трехчастной структуре: вводная часть, основная и заключительная. Вводная часть решала общие задачи и была направлена на подготовку организма детей к выполнению физических упражнений и состояла из игр малой подвижности, игр, активизирующих внимание, память. Задачи и содержание основной части занятия составляли общие для всех детей игры средней и большой подвижности, а так же игры, которые носили дифференцированный характер и учитывали особенности ДА детей разного уровня подвижности. Например: игры-упражнения
«Петрушка», «Прокати и не потеряй свой мячик», «Не опоздай» - для гиперподвижных детей; «Кто сделает меньше прыжков», «Схвати скакалку», «Цапли» - игры-упражнения для малоподвижных детей. Заключительная часть способствовала приведению пульса ребенка в норму по отношению к исходной величине и включала малоподвижные и хороводные игры. Физкультурные занятия, проводились два раза в неделю: одно в физкультурном зале, второе – на спортивной площадке.
Дети с оптимальным уровнем подвижности участвовали во всех видах игр и игровых заданий. При этом особое внимание обращалось на качество выполнения движений.
Условиями проведения игровых физкультурных занятий выступали:
• использование подвижных игр разной подвижности: высокой, средней и малой;
• использование игровых упражнений, преимущественно динамического характера, требующих координации движений, ловкости и выносливости;
• соответствие содержания игр возрастным и индивидуальным двигательным возможностям детей;
• стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребенка;
• создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений у детей;
• активизация детской самостоятельности и развитие творческих двигательных способностей;
В результате проведенной опытно-экспериментальной работы динамика коррекции двигательной активности у гиперподвижных детей приобрела желаемую направленность, что выражалась в снижении объема, увеличении продолжительности и снижении интенсивности ДА. Сокращение объема ДА у гиперподвижных детей произошло за счет снижения интенсивности движений в единицу времени вследствие уменьшения хаотичных ненужных действий, мешающих им сосредоточиться.
Так же были выявлены позитивные изменения в характере и содержании ДА малоподвижных детей: пробудился интерес к подвижным играм высокой интенсивности, возникло желание участвовать в коллективных играх и соревнованиях, увеличилась частота использования физических упражнений в беге и прыжках, улучшилось качество их выполнения.
Сравнительные данные контрольного и констатирующего экспериментов показали положительные изменения в распределении детей экспериментальной группы по уровням подвижности. Количество детей с оптимальным уровнем подвижности составило 20 детей, что на 32% больше по сравнению с данными констатирующего эксперимента.
Количество детей с низким уровнем ДА снизилось на 22,5%, с высоким уровнем подвижности – на 9,5%.
Полученные в исследовании данные позволили подтвердить выдвинутое нами предположение относительно роли подвижных игр в формировании оптимальной ДА детей старшего дошкольного возраста. Они показали, что физкультурные занятия, построенные на игровом методе, эффективны в процессе формирования двигательной активности, способствуют проявлению творческой инициативы, самостоятельности, возникновению положительных эмоций.


Литература
1.
Барабаш, В.Г. Иммитационно-игровые упражнения как средство развития двигательной деятельности дошкольников: автореф. дисс. … канд. пед. наук / В.Г.
Барабаш. – Екатеринбург, 1999. – 17 с.
2.
Волков, И.П. Влияние различных режимов двигательной активности на функциональные показатели организма и физическое развитие: автореф. дис. канд. мед. наук/И.П. Волков.— Минск, 1993. -21 с.
3.
Габдракипова, В.И. Пути коррекции повышенной двигательной активности детей дошкольного возраста / В.И. Габдракипова, Г.Г. Гарскова // Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии: материалы науч.-практ. конф. 5 – 7 апреля 1994г., г.
Санкт-Петербург / Комитет по образованию мэрии Санкт-Петербурга. – СПб.: ЦПИ, 1995

С. 92 – 93.
4.
Голубева, Г.Н. Формирование двигательного режима ребенка (до 6 лет) : монография / Г.Н. Голубева. М. : Теория и практика физической культуры и спорта, 2006.
-
124 с.
5.
Дети Республики Беларусь / Министерство статистики и анализа Республики
Беларусь. – Минск: Минстат РБ, 2008. – 242 с.
6.
Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ. / М.А. Рунова. – М.: Мозаика-Синтез,
2000. –
256 с.