Файл: Курсовая работа Защищена 2014 г с оценкой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 7

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение
высшего профессионального образования


Президент РФ: статус, требования, срок полномочий. Порядок вступления в должность и прекращения полномочий Президента РФ

Курсовая работа


Защищена

«_____» ______________ 2014 г.

с оценкой__________________

___________________________

(подпись руководителя)






  1. ИРКУТСК

  2. 2014



Содержание.
Введение………………………………………………………………………………………….3

1.Статус Президента РФ и требования, предъявляемые к кандидату в Президенты Российской Федерации…………………………………………………………………………..5

2. Порядок избрания Президента Российской Федерации…………………………………....9

2.1. Выборы Президента Российской Федерации……………………………………………..9

2.2. Вступление Президента Российской Федерациив должность………………………....12

3. Полномочия Президента Российской Федерации…………………………………………14

4. Прекращение полномочий Президента Российской Федерации…………………..……..25

Заключение…………………………………………………………………………………..….27

Список использованных источников и литературы……………………………………...…..28


Введение.

Институт президентства – уникальное явление, уходящее корнями в далёкое прошлое времён Римской Империи, с их экстраординарными магистратурами, и, в тоже время, довольно новый, если смотреть с перспективы развития всей человеческой цивилизации, институт, начавший распространяться по миру, главным образом, в результате мировых потрясений, имевших место в XXвеке. В настоящее время, насчитывается около 150 стран, в которых главой государства является президент.

Термин «президент» имеет свои корни в латинском языке, происходит он от слова «praesidens», чтов буквальном переводе означает «сидящий впереди».

В наше время, президент – это глава государства в странах с республиканской и смешанной формой правления1, обретающий свои полномочия путём выборов. В президентских республиках с частичными элементами парламентаризма (коей, на мой взгляд, и является Российская Федерация) и обычных президентских республиках (Соединённые Штаты Америки, Белоруссия, Казахстан, большинство стран Латинской Америки), президент обладает обширными фактическими полномочиями и является ключевой фигурой в государстве.

Цель данной работы – выявить основные особенности и характерные черты такого института государственной власти, как президентство в Российской Федерации.

Основные задачи работы:

1.Рассмотреть вопрос о статусе Президента Российской Федерации и требованиях, предъявляемых к кандидату в Президенты Российской Федерации.

2.Изучить порядок избрания Президента Российской Федерации.

3.Изучить полномочия Президента Российской Федерации.

4.Рассмотреть порядок прекращения полномочий Президента Российской Федерации.

Среди авторов, рассматривающих и изучающих институт президентства в Российской Федерации, нельзя не выделить такие имена как Марат Викторович Баглай, Сурен Адибекович Авакьян, Екатерина Ивановна Козлова, Олег Емельянович Кутафин, Сергей Александрович Голубок и многие другие.

Стоит, также, отметить, что, несмотря на обширный список авторов, посвятивших свои труды теме президентства в Российской Федерации, данная тема не является в современной науке конституционного права полностью изученной и исчерпанной. Проблемы есть, и они требуют пристального рассмотрения юристами, историками и политологами. На разработку этих проблем, в том числе и направлена данная курсовая работа.

1.Статус Президента РФ и требования, предъявляемые к кандидату в Президенты Российской Федерации.
В правовом государстве, статус президента определяется и регламентируется, как правило, конституцией государства, и принимаемыми на её основе законами.2 Это нужно для того, чтобы человек, занимающий должность президента, имел чёткие и ясно сформулированные права и обязанности, и не мог своими действиями, выходя за установленные законом пределы, порождать угрозу правам и свободам граждан государства.

Ныне действующая Конституция Российской Федерации 1993 г. Исходит из негласного ведущего положения президента России в системе органов государственной власти Российской Федерации, о чём свидетельствует, в том числе, и положение глав Конституции Российской Федерации по порядку. Президенту посвящена глава 4 Конституции РФ, а остальные органы государственной власти в лице Федерального Собрания РФ, Правительства РФ идут следом.

В соответствии с частью 1 статьи 80 Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации является главой государства. В прежних, же, конституциях его статус определялся такими терминами как «глава исполнительной власти» и «высшее должностное лицо» Такая формулировка как «глава государства» призвана отразить тот факт, что Президент РФ воплощает единство государства и всей государственной власти в комплексе, а не только каких-либо отдельных ветвей этой власти.

В соответствии с частью 2 этой же статьи Конституции Российской Федерации, президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он должен сам соблюдать положения Конституции, уважать и не нарушать права и свободы человека и гражданина, и требовать того же самого от всех других органов государственной власти и местного самоуправления. Права и свободы человека и гражданина президент может реализовывать, также, путём инициирования законов и издания указов, касающихся как правового положения человека и гражданина в целом, так и отдельных категорий граждан, например военнослужащих, пенсионеров, вынужденных переселенцев и других категорий, нуждающихся в особом отношении со стороны государства.

Часть 2 статьи 80 Конституции Российской Федерации говорит нам о том, что Президент РФ принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности. Охрана суверенитета страны обеспечивается не только самим президентом, но и функционированием федеральных ветвей власти, однако Президент Российской Федерации, наделяется особыми полномочиями. В частности, он правомочен единолично принимать решения связанные с возникновением каких-либо экстраординарных обстоятельств, к примеру, он может вводить своим решением на всей территории Российской Федерации, или на отдельных её территориях, режим военного или чрезвычайного положения, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе ФС РФ, о чём свидетельствуют статьи 87 и 88 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 80 Конституции Российской Федерации, Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Такая формулировка отнюдь не означает, что Президент РФ единолично определяет внутренний и внешнеполитический курс Российской Федерации, определение этого курса – результат сложных процессов взаимодействия ветвей власти и политических сил в Российской Федерации.3

В части 3 статьи 80 Конституции Российской Федерации не указывается, в какой именно форме Президент Российской Федерации определяет основные направления политики, однако же, в пункте «е» статьи 84 Конституции указано на полномочие Президента представлять Федеральному Собранию ежегодные послания о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики России.Однако нельзя исключать и других форм воздействия Президента Российской Федерации на внутреннюю и внешнюю политику государства, на практике сложились и другие формы, наряду с вышеуказанной:

-Это бюджетные послания Правительству Российской Федерации. Посредством таких посланий определяются основные современные приоритеты в этой сфере.

- Это тематические концептуальные документы Президента Российской Федерации. Концепции и программы, являющиеся логическим продолжением посланий, отражающих систему взглядов и отношения к определенному вопросу.

Также отдельные направления формулируются Президентом в его указах и публичных выступлениях.

Для разрешения различных противоречий между органами федеральной государственной власти и власти субъектов Российской Федерации, президент вправе инициировать согласительные процедуры. В части 4 статьи 78 Конституции Российской Федерации говорится о том, что Президент и Правительство в соответствии с Конституцией обеспечивают осуществление полномочий государственной федеральной власти на всей территории Российской Федерации.

Также нельзя обойти вниманием такой элемент правового статуса Президента Российской Федерации как его неприкосновенность. Статья 91 Конституции неприкосновенность провозглашает, но не раскрывает сути этого явления. Как представляется, смысл неприкосновенности Президента заключается в том, что в период действия своих полномочий, Президент не может быть задержан, арестован, подвергнут личному досмотру или обыску, не может быть принудительно доставлен в суд в качестве свидетеля и быть подвергнут каким-либо иным мерам принудительного воздействия подобного рода. Любое ограничение свободы действий Президента Российской Федерации до его официального отрешения от должности в установленном порядке является неконституционным. Однако стоит отметить, что по действующему законодательству, иммунитет Президента не исключает возможности предъявления к нему иска в гражданско-правовом порядке. Режим неприкосновенности распространяется не только на действующего Президента, но и на Президента, сложившего свои полномочия.

Согласно части 1 статьи 93 Конституции Российской Федерации, в период осуществления своих полномочий, Президент может нести ответственность только за совершение тяжкого преступления или государственной измены.

До 2008 года срок полномочий Президента Российской Федерации составлял 4 года. С 30 декабря 2008 года, Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" срок полномочий Президента Российской Федерации увеличен до шести лет.

Статья 81 Конституции Российской Федерации выдвигает ряд требований к кандидату на должность Президента Российской Федерации.

-Во-первых, Президентом Российской Федерации может быть избран только гражданин РФ.

-Во-вторых, этот гражданин должен быть не моложе 35 лет.

-И, наконец, в-третьих - ценз оседлости (т.е. требование о постоянном проживании на определённой территории в течение определенного срока) для кандидата в Президенты страны должен составлять не менее десяти лет. Стоит отметить, что Конституция не указывает, идёт ли речь о непрерывном сроке его пребывания, или возможно составление этого срока из отдельных временных отрезков.

2. Порядок избрания Президента Российской Федерации.
2.1. Выборы Президента Российской Федерации.

Выборы президента Российской Федерации — процедура прямого, тайного, равного и всеобщего голосования по определению Президента России на ближайшие 6 лет. 4
Выборы Президента России регламентируются такими нормативно-правовыми источниками как Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации".
В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 5 Решение о назначении выборов принимается за 100-90 дней до дня голосования. В том случае, если Совет Федерации не назначает выборы Президента – выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Существует 2 способа выдвижения кандидатов на должность Президента Российской Федерации.

1) Выдвижение политическими партиями. В таком случае, политическая партия может выдвинуть не более 1 кандидата в Президенты.

2) Самовыдвижение. В таком порядке в выборах Президента Российской Федерации может участвовать каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, который сможет создать группу избирателей численностью не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом. Далее, кандидату, выдвинутому в порядке самовыдвижения, нужно будет собрать в свою поддержку не менее 300 тысяч подписей избирателей таким образом, чтобы на 1 субъект федерации приходилось не более 7500 подписей. Если сбор подписей проводится среди граждан России, проживающих за пределами Российской Федерации, то этих подписей тоже не должно быть более 7500.

Политические партии, члены которых обладают мандатами в Государственной Думе Российской Федерации, процедуру сбора подписей в поддержку своих кандидатов проходить не обязаны.

Политические партии, члены которых не обладают мандатами в Государственной Думе Российской Федерации, должны пройти схожую процедуру сбора подписей, что и самовыдвиженцы. Общее количество подписей в поддержку такого кандидата должно быть не менее 100 тысяч, на 1 субъект федерации должно приходиться не более 2500 подписей.

Для регистрации в качестве кандидата на пост Президента Российской Федерации, кандидат должен предоставить в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации ряд документов:6

1) Подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата;

2) Документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов;

3) Протокол об итогах сбора подписей избирателей;

4) Список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей;

5) Сведения об изменениях в данных о кандидате;

6) Первый финансовый отчет кандидата.

В течение 10 дней после приёма указанных выше документов, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает решение о регистрации кандидата, либо об отказе в регистрации кандидата. Такой отказ должен быть мотивированным.

Зарегистрированным кандидатам действующий Президент Российской Федерации должен обеспечить одинаковую государственную финансовую поддержку и поддержку в средствах массовой информации.

Право избирать Президента России имеет гражданин Российской Федерации, достигший на момент дня голосования 18 лет, не лишённый, при этом, активного избирательного права.

Подсчёт голосов по итогам выборов Президента Российской Федерации в первую очередь осуществляют участковые избирательные комиссии, затем протоколы о подсчётах передаются в территориальные избирательные комиссии. Территориальные комиссии составляют протокол об итогах голосования на соответствующей территории, направляют их в комиссии субъектов Российской Федерации, которые составляют протокол об итогах голосования на территории субъекта. Последний этап – направление  протоколов об итогах голосования на территории субъектов в Центральную избирательную комиссию, которая, в свою очередь, в течение 10 дней со дня голосования, определяет результаты выборов.

2.2. Вступление Президента Российской Федерации

в должность.

Вступление Президента Российской Федерации в должность – процедура, предусмотренная Конституцией Российской Федерации по сложению полномочий действующим Президентом Российской Федерации и передачи их вновь избранному Президенту Российской Федерации. 7

Инаугурация Президента России (торжественная церемония вступления в должность Президента Российской Федерации) производится на тридцатый день после оглашения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации окончательных результатов выборов Президента Российской Федерации. 8

Сам порядок проведения инаугурации Президента Российской Федерации законодательством не регламентируется, однако Конституция России содержит касательно этого момента ряд положений.

Часть 1 статьи 82 Конституции Российской Федерации обязывает вновь избранного Президента при вступлении в должность произнести присягу народу, текст которой отражён в этой же статье. Присяга должна приноситься в торжественной обстановке в присутствии членов Государственной Думы, Совета Федерации и судей Конституционного Суда российской Федерации.

С момента принесения присяги Президент Российской Федерации считается официально вступившим в должность и приступает к исполнению своих обязанностей в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации, регламентирующими его полномочия.

Зачастую на церемонию инаугурации прибывают главы, или равные им по рангу должностные лица других государств. Подобные визиты являются определённым символом дружеских отношений между странами и признания нового, законно избранного народом Президента государства легитимным.

Следует, также, отметить, что в апреле 1996 года депутатами Государственной Думы Российской Федерации был составлен и внесён на рассмотрение Государственной Думы законопроект «О вступлении в должность вновь избранного президента Российской Федерации», который регламентировал некоторые технические вопросы инаугурации, например: место проведения, участники процедуры, передача символов власти Президента, обязанности государственных телекомпаний вести прямую трансляцию церемонии вступления в должность Президента, однако, законопроект был дважды отклонён в 1996 году, а затем и вовсе снят с рассмотрения депутатами Государственной Думы в 2004 году.

3. Полномочия Президента Российской Федерации.

Полномочия Президента Российской Федерации для удобства изложенияможно разделить на 7 больших групп:

1) Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и высшие должностные лица Российской Федерации.

2) Президент Российской Федерации и Федеральное Собрание Российской Федерации.

3) Президент Российской Федерации и субъекты Российской Федерации.

4) Военные полномочия Президента Российской Федерации.

5) Президент Российской Федерации и Чрезвычайное положение.

6) Полномочия Президента Российской Федерации в сфере внешней политики.

7) Иные полномочия Президента Российской Федерации.
Первую группу полномочий Президента Российской Федерации составляют полномочия во взаимодействии с Правительством Российской Федерации и высшими должностными лицами РФ.

Президент РФ, в соответствии с пунктом «б» статьи 83 Конституции Российской Федерации по своему усмотрению имеет право принимать участие и председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации, на таких заседаниях рассматриваются, как правило, наиболее значимые вопросы.

В Конституции предусмотрены различные варианты и формы назначения должностных лиц, одним из них является назначение должностных лиц Президентом Российской Федерации.

Пункт «а», настоящей статьи позволяет Президенту, с согласия Государственной Думы, назначать Председателя Правительства Российской Федерации. Согласие Государственной Думы ФС РФ выражается в принятии ей соответствующего акта большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае отклонения кандидатуры Думой, Президент Российской Федерации в течение недели вносит предложение о новой кандидатуре. 9 В случае двукратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства РФ Думой, Президент РФ в течение недели выносит на рассмотрение третью кандидатуру. Исходя из положений Постановления Конституционного Суда РФ от 11.12.98 г. N 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации», Президент вправе предлагать нижней палате Федерального Собрания Российской Федерации как одного и того же кандидата, так и каждый раз разных лиц на должность Председателя Правительства РФ.10

В соответствии со статьей 111 части 4 Конституции РФ, после трехкратного отклонения представленных Государственной Думе РФ Президентом кандидатур, Президент Российской Федерации вправе назначить Председателя Правительства РФ самостоятельно, а Государственную Думу распустить, и назначить новые выборы.

Президент РФ имеет право назначать и отзывать дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях без согласия комиссий и комитетов Совета Федерации РФ. Президент может проводить с Федеральным Собранием консультации по этому вопросу, но окончательное решение всё равно принимает самостоятельно. Эти консультации нужны, как представляется, для того, чтобы авторитет лиц, которым поручено представлять Российскую Федерацию на международной арене был достаточно высоким.

Пункт «к» статьи 83 Конституции Российской Федерации позволяет назначать Президенту Российской Федерации своих полномочных представителей самостоятельно. Он позволяет ему самостоятельно отбирать этих лиц, давать им поручения и наделять соответствующими полномочиями.

В соответствии с пунктом «и» статьи 83 Конституции Российской Федерации, Президент РФ формирует Администрацию Президента Российской Федерации. Этот орган действует в пределах полномочий Президента и непосредственно ему подчинён. Администрация обеспечивает деятельность Президента и контролирует исполнение его поручений и решений.11

Пункт «г» статьи 83 Конституции Российской Федерации закрепляет за Президентом обязанность представлять Государственной Думе РФ кандидатуры для назначения на пост Председателя Центрального Банка Российской Федерации и ставить вопрос об освобождении Председателя ЦБ РФ от должности. Часть 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации устанавливает основной функцией Центрального Банка РФ защиту и обеспечение устойчивости рубля – в этой связи, сотрудничество в области назначения высшего должностного лица Центрального банка, между Президентом РФ и Государственной Думой становится особенно важным.

Президент Российской Федерации, также, представляет на рассмотрение Совету Федерации ФС РФ кандидатуры на должности судей Конституционного Суда РФ,Верховного Суда РФ и арбитражных судов в соответствии с пунктом «е» статьи 83 Конституции Российской Федерации. По представленным кандидатурам в Совете Федерации идёт обсуждение вКомитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству и выносится отдельное заключение по каждой представленной кандидатуре. 12 При представлении кандидатуры на должность судей Верховного Суда РФ и арбитражных судов РФ, Президент Российской Федерации обязан учитывать мнение председателя Верховного Суда РФ. 13

Судей других федеральных судов Президент Российской Федерации назначает лично по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным Законом "О статусе судей в Российской Федерации".

Также, в соответствии с пунктом «е» статьи 83 Конституции Российской Федерации, Президент России представляет Совету Федерации кандидатуру на пост Генерального прокурора Российской Федерации. Сюда же он может вносить предложение об освобождении Генерального прокурора РФ от должности.
Вторую группу полномочий Президента Российской Федерации составляют полномочия Президента РФ связанные с деятельностью Федерального Собрания Российской Федерации.

Полномочия Президента Российской Федерации связанные с парламентом России указаны в статье 84 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с пунктом «а» настоящей статьи, Президент России назначает выборы Государственной Думы РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом РФ. Таким федеральным законом является закон № 175-ФЗ от 20.12.02 г «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ».

Согласно пункту «б» статьи 84 Конституции России, Президент Российской Федерации распускает Государственную Думу РФ, но только в случаях, предусмотренных положениями Конституции Российской Федерации. Такие случаи описаны в статьях 111 (ч. 4) и 117 (ч. 3) Конституции, а именно:

1) Если Государственная Дума РФ три раза отклонит кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации, представленную Президентом.

2) Если Государственная Дума РФ в течение трех месяцев после принятия Постановления о недоверии Правительству Российской Федерации, повторно выразит, подобным образом, своё недоверие к Правительству.

В случае такого роспуска, Президент Российской Федерации обязан, в соответствии с частью 2 статьи 109, назначить дату выборов Государственной Думы РФ.

В соответствии с пунктом «в» статьи 84 Конституции РФ, Президент назначает референдум, делает это он в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом, а именно ФКЗ №-2 «О Референдуме РФ». Данное полномочие Президента Российской Федерации может рассматриваться как форма его участия в законодательной деятельности. Также важно отметить, что Президент может назначать только федеральные референдумы, а не референдумы субъектов РФ или муниципальных образований.

Пункт «г» статьи 84 Конституции Российской Федерации наделяет Президента России правом вносить проекты законов в Государственную Думу РФ. Тематика этих законопроектов, в отличие, например, от судов России, никак не ограничена. Также, в соответствии со статьей 134 Конституции, Президент Российской Федерации может вносить предложения о поправках или пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Согласно пункту «д» статьи 84 Конституции Российской Федерации, Президент подписывает и обнародует федеральные законы. Исходя из логики статей 107 и 108 Конституции, процедура подписи и обнародования федеральных конституционных законов и федеральных законов закономерно завершает процесс «обретения жизни» для такого правового акта, закону, таким образом, придаётся официальная сила.

Часть 3 статьи 107 говорит нам о том, что Президент вправе отклонить закон. Если при повторном рассмотрении этого закона, его утвердит квалифицированное большинство от общего числа членов Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ, то такой закон в обязательном порядке подлежит подписи и обнародованию Президентом Российской Федерации. Отказаться подписывать и обнародовать федеральный конституционный закон Президент России не может, что следует из положений статьи 108 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с пунктом «е» статьи 84 Конституции Российской Федерации, предусматривается полномочие Президента Российской Федерации по обращению с ежегодными посланиями о ситуации в стране, об основных направлениях внешней и внутренней политики Федеральному Собранию Российской Федерации. Во время заслушивания таких посланий, члены палат, обычно, заседают вместе (часть 3 статьи 100 Конституции Российской Федерации), хотя по общему правилу – раздельно (часть 1 статьи 100 Конституции Российской Федерации).
Третью группу полномочий Президента Российской Федерации составляют полномочия Президента РФ связанные с субъектами Российской Федерации.

В ситуациях, когда между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации возникают какие-либо разногласия, Президент Российской Федерации, в соответствии с частью 1 статьи 85 Конституции РФ, может использовать согласительные процедуры. В Конституции России не уточнено понятие согласительных процедур, в этой связи, Президент Российской Федерации вправе выбирать из широкого диапазона таких процедур, суть которых заключается в нахождении компромиссного варианта по оспариваемому вопросу. Наиболее часто применяется такой вид согласительных процедур как организация переговоров между сторонами, но возможны и другие виды, например создание третейский судов и т.п.14

С 1 сентября 2000 г., в соответствии с указом Президента, был создан Государственный Совет Российской Федерации, который призван содействовать Президенту при использовании им согласительных процедур. 15

Также в Конституции устанавливается, что в случае недостижения между сторонами согласованного решения по спорному вопросу, Президент РФ может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Некоторые споры, к примеру, решаются с привлечением Конституционного Суда Российской Федерации.

Часть 2 статьи 85 Конституции Российской Федерации даёт право Президенту приостанавливать действие актов изданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том случае, если они противоречат Конституции России, федеральным законам России, международным обязательствам России или в каком-либо аспекте нарушают права и свободы человека и гражданина. Стоит отметить, что Президент Российской Федерации не может отменить эти акты, отмена подобных актов – прерогатива Конституционного Суда РФ и Конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
Четвёртую группу полномочий Президента Российской Федерации составляют военные полномочия Президента Российской Федерации.

Как устанавливается в части 2 статьи 80 Конституции Российской Федерации, Президент России в определённом Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности. Делает это Президент при активной помощи Совета Безопасности, статус которого регламентируется пунктом «ж» статьи 83 Конституции Российской Федерации и федеральным законом № 390-ФЗ «О безопасности». Этот орган Президент сам формирует и возглавляет. 16 Совет Безопасности:

1) Прогнозирует, выявляет, анализирует и оценивает угрозы безопасности для страны;

2) Определяет основные направления государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности страны;

3) Осуществляет разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

4) Осуществляет разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;

5) осуществляет другие мероприятия в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В состав Совета Безопасности входят: Председатель Совета Безопасности Российской Федерации, которым по должности является Президент Российской Федерации, Секретарь Совета Безопасности, Председатели палат ФС РФ, Министр обороны РФ, Министр внутренних дел РФ, Министр юстиции РФ и другие лица, непосредственно связанные с обеспечением безопасности страны.

В соответствии с частью 1 статьи 87 Конституции Российской Федерации, Президент России является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Этот статус даёт ему право самостоятельно назначать и освобождать от должности высшее командование Вооруженных Сил РФ, в соответствии с пунктом «л» статьи 83 Конституции Российской Федерации. В военное время Президент может принять на себя непосредственное руководство вооруженными силами России, в мирное же – Президент просто осуществляет общее политическое руководство вооруженными силами.
Пункт «з» статьи 83 Конституции гласит о том, что Президент утверждает военную доктрину России. Сущность военной доктрины Российской Федерации регламентируется Указом Президента РФ от 05.02.2010 N 146 "О Военной доктрине Российской Федерации". Основные положения военной доктрины России гарантируют строгое соблюдение Российской Федерацией общепринятых международных принципов и норм, устава Организации Объединённых Наций и определяют исключительно оборонительный характер действий России в области своей безопасности.
Согласно пункту «б» статьи 89 Конституции Российской Федерации, Президент присваивает высшие воинские звания.

Президент России имеет право ввести военное положение на территории Российской Федерации или на отдельных её территориях исключительно в 2 предусмотренных Конституцией случаях: в случае агрессии против Российской Федерации или в случае непосредственной угрозы агрессии. Военное положение, в соответствии с ФКЗ № 1-ФКЗ «О военном положении» от 30.01.02 г. – это особый правовой режим, вводимый на всей территории РФ, или на отдельных её территориях, в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Военное положение в России вводится указом Президента Российской Федерации, который должен быть утверждён Советом Федерации (в соответствии с пунктом «б» статьи 102 Конституции РФ), с незамедлительным сообщением об этом обеим палатам Федерального Собрания РФ.
Пятую группу полномочий Президента Российской Федерации составляют полномочия Президента Российской Федерации связанные с чрезвычайным положением в стране.

Статья 88 Конституции Российской Федерации даёт право при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводить на территории РФ или на отдельных её территориях чрезвычайное положение. Таким федеральным конституционным законом является ФКЗ от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) "О чрезвычайном положении".В соответствии с ним, основаниями для введения режима чрезвычайного положения в России являются

1) Попытки изменения насильственным образом конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти в стране, массовые беспорядки, вооруженный мятеж, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

2) Чрезвычайные ситуации техногенного или природного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.17

О введении такого положения, Президентом Российской Федерации издаётся указ, в котором должно быть отражено какие именно обстоятельства послужили причиной введения чрезвычайного положения, обоснование необходимости введения режима чрезвычайного положения, полным перечень прав и свобод гражданина, подлежащих ограничению, государственные органы, отвечающие за осуществление положения, и полный список их полномочий, границы территорий, на которых вводится чрезвычайное положение, время вступления в силу указа и срок, на который вводится чрезвычайное положение.

При введении режима чрезвычайного положения, Президент РФ должен незамедлительно сообщить об этом обеим палатам Федерального Собрания России.

Указ Президента о введении чрезвычайного положения подлежит утверждению в Совете Федерации Российской Федерации и незамедлительному обнародованию в средствах массовой информации.

Президент Российской Федерации правомочен приостанавливать на отдельной территории деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, устанавливать определённые ограничения на свободу передвижения, усиливать охрану общественного порядка, вводить комендантский час, ограничивать деятельность средств массовой информации и вводить другие меры по ограничению прав и свобод.

Для обеспечения нормального функционирования территорий, на которых был ведён режим чрезвычайной ситуации, Президент Российской Федерации вправе назначать на этих территориях коменданта, вводить особое управление, привлекать Вооруженные Силы РФ.

Нельзя не отметить тот факт, что Конституция РФ предусматривает невозможность роспуска и прекращения работы Федерального Собрания Российской Федерации во время проведения чрезвычайного положения.

Отмена действия режима чрезвычайного положения происходит либо по истечению срока, на который оно было введено, либо, если Президент досрочно отменить его действие.
Шестую группу полномочий Президента Российской Федерации составляют полномочия Президента Российской Федерации связанные с внешней политикой.

Полномочия Президента РФ в области внешней политики и международных отношений отражены в статье 86 Конституции Российской Федерации.

Самое важное из этих полномочий указано в пункте «а» настоящей статьи. В ней говорится, что Президент России осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации. Делать это Президент может при помощи множества инструментов: это и послание Федеральному Собранию, в котором отражены основные направления внешней политики, это и право назначения на должность Министра иностранных дел, также это назначение и отзыв дипломатических представителей России за рубежом после консультации с Федеральным Собранием РФ.

Пункт «б» и «в» управомочивает Президента вести переговоры и подписывать международные документы Российской Федерации и ратификационные грамоты.

В соответствии с ФЗ №-101 "О международных договорах РФ", международный договор – это соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (-ми), либо международной организацией или другими образованиями. 18

Ратификационная грамота - это документ, подтверждающий, что подписанный международный договор признается государством в качестве обязательного для этого государства. Подписание таких грамот является неотъемлемой частью процедуры ратификации договоров.

В соответствии с пунктом «г» статьи 86 Конституции РФ, Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей. Верительная грамота устанавливает тот факт, что данное лицо назначено полномочным представителем иностранного государства.Отзывная, же, грамота устанавливает факт прекращения полномочий представителя иностранного государства в связи с окончанием его миссии и вручается перед его отбытием из России.19
Седьмую группу полномочий Президента Российской Федерации составляют иные полномочия Президента Российской Федерации.

Среди полномочий, которые тематически не могут быть отнесены ни к одной другой вышеперечисленной группе, можно выделить решение Президентом Российской Федерации вопросов о наделении гражданства России и предоставления политического убежища. Такими полномочиями Президент наделяется в соответствии с пунктом «а» статьи 89 Конституции.
Конституция не конкретизирует, какие именно вопросы, отнесенные к институту гражданства решает Президент Российской Федерации, но этот вопрос отражён в другом документе – в федеральном законе от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О гражданстве Российской Федерации", согласно которому, Президент России решает вопросы о приёме в гражданство Российской федерации иностранцев, граждан бывшего СССР, апатридов, восстанавливает в гражданстве, предоставляет почётное гражданство РФ и т.д.
Предоставление Президентом России иностранным гражданам и лицам без гражданства политического убежища осуществляется в строгом соответствии с нормами международного права. В случае, если лицо совершило за пределами Российской Федерации преступление, не признаваемое таковым в России, то оно не подлежит выдаче. То же самое касается лиц, преследуемых за их политические взгляды. Вопрос предоставления политического убежища регламентируется положением «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», утвержденным указом Президента № 746.

Пункт «б» статьи 89 Конституции управомочивает Президента РФ награждать государственными наградами, присваивать почётные звания, высшие воинские и высшие специальные звания. Этот вопрос в настоящее время регламентирован положением «О государственных наградах Российской Федерации».

В соответствии с пунктом «в» статьи 89 Конституции РФ, Президент осуществляет помилование. Актом помилования является решение главы государства о смягчении наказания или полном освобождении от наказания лица, которыйобратился к Президенту с соответствующим ходатайством. Стоит, также, отметить, что помилование, в отличие от амнистии, носит исключительно индивидуальный характер.

Статья 90 Конституции РФ касается правомочий Президента по изданию правовых актов. Президент в пределах своих полномочий может издавать указы и распоряжения.

Порядок вступления в силу правовых актов Президента регламентируется Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"

Делятся акты Президента России по юридическим свойствам на нормативные и индивидуальные. Нормативные касаются неопределённого круга лиц и содержат правовые нормы, индивидуальные, же, касаются отдельных лиц или правоотношений.

Издаваемые Президентом акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам России. При наличии определенного пробела в законодательстве, Президент может опережающим образом издать нормативный указ по этому вопросу.

4. Прекращение полномочий Президента Российской Федерации.

Прекращение Президентом Российской Федерации исполнения своих обязанностей по общему правилу наступает по истечению срока его пребывания в должности в тот момент, когда вновь избранным Президентом принесена присяга. 20

Досрочное прекращение полномочий Президента РФ возможно в четырёх случаях:

1) В случае его отставки;

2) В случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия;

3) В случае отрешения от должности;

4) В случае смерти.

В первом случае, досрочное прекращение полномочий Президента России происходит на основании его собственного волеизъявления. Для отставки Президента необходимо 1 условие – это письменное заявление Президента об отставке в форме указа Президента. Конституцией порядок отставки президента подробно не регламентирован, поэтому представляется важным принятие специального федерального закона, регламентирующего этот вопрос.

Второй случай – это неспособность осуществлять свои полномочия по состоянию здоровья. В случае такого развития событий может быть 2 ситуации: либо Президент, чувствуя себя больным и не способным исполнять свои обязанности, находясь в здравом уме, сам объявляет о своей неспособности оставаться на должности Президента Российской Федерации, что означает, фактически, ту же отставку, только с формальным обоснованием; либо состояние Президента может быть таково, что может требоваться авторитетное специальное медицинское заключение, при этом самого мнения Президента на этот счёт спросить не представляется возможным. В таком случае воля Президента не может быть решающим фактором, и Председатель Правительства РФ объявляет о временном принятии на себя обязанностей Президента на основании медицинских документов. 21

Третий случай – отрешение Президента от должности. Президент Российской Федерации согласно статье 93 Конституции РФ может быть отрешён от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в госизмене или совершении иного тяжкого преступления. Решение об отрешении принимается 2/3 голосов от общего числа сенаторов Совета Федерации. Решение это должно быть принято в трехмесячный срок со дня выдвижения Государственной Думой обвинения в адрес Президента РФ. Если в течение 3 месяцев решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности не будет принято, обвинение против Президента РФ считается отклонённым.
Во всех случаях прекращения полномочий Президента Российской Федерации кроме отрешения в результате совершения государственной измены или иного тяжкого преступления, бывшему президенту гарантируется ряд гарантий в соответствии с федеральным законом от 12 февраля 2001 г. N 12-ФЗ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи":
1) Государственная охрана в местах постоянного или временного его пребывания;

2) Право на медицинское обслуживание в том же объеме, что и было во время исполнения обязанностей Президента;

3) Обязательное страхование жизни и здоровья;

4) Полная неприкосновенность (может быть лишена в случае совершения бывшим президентом тяжкого преступления);

5) Право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75 процентов месячного денежного вознаграждения Президента Российской Федерации и т. д.22

Заключение.

Россия – государство с исконно сильной централизованной властью, традиции которой складывались веками. От сильного вождя, князя, царя и императора зависело то, будет ли Россия процветать и укрепляться, или же она будет ослабевать и стагнировать. В этой связи, изучение правового положения Президента Российской Федерации, как основополагающего стержня русского общества, и одного из основных институтов государственной власти в России, приобретает особую значимость. Таким образом, можно сделать вывод, что некоторое смещение общего объёма государственно-властных полномочий в сторону Президента Российской Федерации имеет место быть и вполне обоснованно, учитывая ментальные и исторические традиции русского общества.

Однако такое правовое положение Президента России не ограничивает значимости и самостоятельности других органов государственной власти в Российской Федерации, напротив, Президент должен делать всё, чтобы эти органы слажено взаимодействовали и функционировали; также Президент должен обеспечивать в России соблюдение всех основных прав и свобод человека и гражданина, делать всё возможное для того, чтобы суверенитет Российской Федерации и действие Конституции Российской Федерации ни у кого не вызывали сомнений.

Свои полномочия гаранта прав и свобод человека и гражданина Президент реализует, используя свое право законодательной инициативы, дарованное ему статьями 90 и 104 Конституции Российской Федерации. Он также издает указы по защите правового положения личности в целом и отдельных групп населения, а также по обеспечению граждан всей полнотой личных, политических и социально-экономических прав.

Всё это Президент может осуществлять, в том числе, и благодаря тому, что он не принадлежит ни к одной из ветвей государственной власти и с юридической точки зрения, «дистанцирован» от них.

Сказанное выше, однако, не означает, что власть Президента ничем не ограничена, что он является неким самодержцем, и может брать на себя решение любого вопроса. Рамки его деятельности определяются строгим соответствием Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Список использованных источников и литературы.
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собр. законодат. РФ.- 2009.- № 4.- ст. 445.
2. О чрезвычайном положении: федер. конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ // Собр. законодат. РФ.- 2001.- № 23.- ст. 2277.
3. О безопасности: федеральный закон от 28 дек. 2010 г. № 390-ФЗ // Собр. законодат. РФ.- 2011.- №1.- ст. 2.
4. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ //Собр. законодат. РФ.- 2005.- № 21.- ст. 1919.
5. О выборах Президента Российской Федерации: федеральный закон от 10 янв. 2003 г. №19-ФЗ // Собр. законодат. РФ.- 2003.- №2.- ст. 171.
6. О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи: федеральный закон от 12 фев. 2001 г. № 12-ФЗ //Собр. законодат. РФ.- 2001.- № 7.- ст. 617.
7. О гражданстве Российской Федерации: федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ //Собр. законодат. РФ.- 2002.- № 22.- ст. 2031.
8. О международных договорах Российской Федерации: федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ //Собр. законодат. РФ.- 1995.- № 29.- ст. 2757.
9. О статусе судей в Российской Федерации: федеральный закон от 26 июня 1992 г. № 3132-1 // Рос.газ.- 1992.- 29 июля.
10. Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 6 апр. 2004 г. № 490 // Собр. законодат. РФ.- 2004.- № 15.- ст. 1395.
11.. О Государственном совете Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 1 сент. 2000 г. № 1602 // Собр. законодат. РФ.- 2000.- №36.- ст. 3633.
12. О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 янв. 1998 г. № 2134 – II ГД // Собр. законодат. РФ.- 1998.- № 7 .-ст. 801.
13. О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 янв. 2002 г. № 33-СФ // Собр. законодат. РФ.- 2002.- № 7.-ст. 635.
14. По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 дек. 1998 г. № 28-П // Собр. законодат. РФ.- 1998.- № 52.- ст. 6447.
15. Бархатова, Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) [Электронный ресурс] / Е. Ю. Бархатова. - Москва : Проспект, 2010. - 256 с. - Режим доступа: Система ГАРАНТ.
16. Вступление Президента Российской Федерации в должность [Электронный ресурс].-http://slovari.yandex.ru/книги/Конституционное%20право%20РФ/Вступление%20Президента%20Российской%20Федерации%20в%20должность/
17. Выборы президента Российской Федерации [Электронный ресурс].-https://ru.wikipedia.org/wiki/Выборы_президента_российской_федерации
18. Президент [Электронный ресурс].-https://ru.wikipedia.org/wiki/Президент
19. Конституционное право Российской Федерации : учеб.для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2007. - 784 с.


1Президент [Электронный ресурс].-https://ru.wikipedia.org/wiki/Президент (дата обращения: 31.10.2014)

2М.В. Баглай. Конституционное право Российской Федерации: учеб.для вузов/ 6-е изд., изм. и доп. М., 2007.С.453.
3Бархатова, Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) [Электронный ресурс] / Е. Ю. Бархатова. - Москва : Проспект, 2010. - 256 с. - Режим доступа: Система ГАРАНТ. (дата обращения: 31.10.2014)



4Выборы президента Российской Федерации [Электронный ресурс].-https://ru.wikipedia.org/wiki/Выборы_президента_российской_федерации (дата обращения: 1.11.2014)

5О выборах Президента Российской Федерации: федеральный закон от 10 янв. 2003 г. №19-ФЗ // Собр. законодат. РФ.- 2003.- №2.- ст. 171.





6О выборах Президента Российской Федерации: федеральный закон от 10 янв. 2003 г. №19-ФЗ // Собр. законодат. РФ.- 2003.- №2.- ст. 171.


7Вступление Президента Российской Федерации в должность [Электронный ресурс].-http://slovari.yandex.ru/книги/Конституционное%20право%20РФ/Вступление%20Президента%20Российской%20Федерации%20в%20должность/ (дата обращения: 02.11.2014)

8О выборах Президента Российской Федерации: федеральный закон от 10 янв. 2003 г. №19-ФЗ // Собр. законодат. РФ.- 2003.- №2.- ст. 171.

9О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 янв. 1998 г. № 2134 – II ГД // Собр. законодат. РФ.- 1998.- № 7 .-ст. 801.


10По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 дек. 1998 г. № 28-П // Собр. законодат. РФ.- 1998.- № 52.- ст. 6447.

11Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 6 апр. 2004 г. № 490 // Собр. законодат. РФ.- 2004.- № 15.- ст. 1395.





12О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 янв. 2002 г. № 33-СФ // Собр. законодат. РФ.- 2002.- № 7.-ст. 635.

13О статусе судей в Российской Федерации: федеральный закон от 26 июня 1992 г. № 3132-1 // Рос.газ.- 1992.- 29 июля.


14Бархатова, Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) [Электронный ресурс] / Е. Ю. Бархатова. - Москва : Проспект, 2010. - 256 с. - Режим доступа: Система ГАРАНТ. (дата обращения: 03.11.2014)

15О Государственном совете Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 1 сент. 2000 г. № 1602 // Собр. законодат. РФ.- 2000.- №36.- ст. 3633.

16О безопасности: федеральный закон от 28 дек. 2010 г. № 390-ФЗ // Собр. законодат. РФ.- 2011.- №1.- ст. 2.

17О чрезвычайном положении: федер. конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ // Собр. законодат. РФ.- 2001.- № 23.- ст. 2277.


18О международных договорах Российской Федерации: федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ //Собр. законодат. РФ.- 1995.- № 29.- ст. 2757.

19Бархатова, Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) [Электронный ресурс] / Е. Ю. Бархатова. - Москва : Проспект, 2010. - 256 с. - Режим доступа: Система ГАРАНТ. (дата обращения: 03.11.2014)

20М.В. Баглай. Конституционное право Российской Федерации: учеб.для вузов/ 6-е изд., изм. и доп. М., 2007.С.465.

21Бархатова, Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) [Электронный ресурс] / Е. Ю. Бархатова. - Москва : Проспект, 2010. - 256 с. - Режим доступа: Система ГАРАНТ. (дата обращения: 04.11.2014)

22О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи: федеральный закон от 12 фев. 2001 г. № 12-ФЗ //Собр. законодат. РФ.- 2001.- № 7.- ст. 617.