Файл: Природа и Родина в стихотворениях русских поэтов xix века ( на примере стихотворения И. С. Никитина Утро).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Природа и Родина в стихотворениях русских поэтов XIX века

( на примере стихотворения И.С. Никитина «Утро»)
Время: 40 минут

Цели урока:

  • показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов,

  • помочь понять настроения, чувства поэта,

  • определить способы создания образов.

Тип урока. Систематизация и обобщение знаний

Вид урока. Урок- исследование

Средства обучения. Текст стихотворения И. Никитина «Утро», иллюстрации, карточки для групп с алгоритмом рассуждений.

Межпредметные связи. Русский язык, изобразительное искусство.
Ход урока
Эпиграф:

Природа была мне мать, друг и наставник.

Никитин

I Организационный этап.

Проверка готовности учащихся к уроку.
II Актуализация опорных знаний.
Одной из любимых тем в русской поэзии XIX века была тема природы. - Вспомните, каких русских поэтов знаете вы?
Сегодня мы поговорим о стихотворении Ивана Саввича Никитина «Утро» и попробуем ответить на вопросы:

  • Какой видит природу Никитин.

  • Какие художественные средства помогают ему в создании образа русской природы.

  • Каково место человека в мире природы.


2. Прочтите стихотворение «Утро» про себя

  • Понравилось ли вам стихотворение?

  • О чем оно?

Мы определили тему стихотворения, а сейчас, чтобы ответить на главные вопросы сегодняшнего урока, поработаем исследователями, а я на время стану вашим научным руководителем.

  • Поделите стихотворение на три части по количеству строк в стихотворении.

  • О чем говорится в первой части?

  • О чем говорится во второй части?

  • О чем говорится в третьей части?


Составим план стихотворения:
1. Предутренняя тишь и безлюдье

2. Пробуждение природы и людей

3. Восход солнца и выезд пахаря в поле.
III Исследовательская работа учащихся
1) Самостоятельный поиск ответов на вопросы по проблеме урока
На этом этапе исследования класс делится на три группы. Первая группа получает свое задание к первой части стихотворения

Первая группа:


  1. Выделите признаки раннего утра.

  2. Какие этапы пробуждения выделяет Никитин?

  3. Зрительные или слуховые образы преобладают в этой части стихотворения?

  4. Выразительно прочтите свою часть стихотворения.

  5. Выпишите из всего стихотворения эпитеты, которые помогают создать картину раннего утра


Вспомнить определения дети смогут с помощью справочных карточек, которые получает каждая группа.
эпитеты – яркие художественные определения.

Зеркальная вода, алый свет, чуткий камыш, роса серебристая, золотые потоки солнца, утро веселое.
Вторая группа:


  1. Как изображено поэтом пробуждение жизни в природе и среди людей?

  2. Выразительно прочтите свою часть стихотворения.

  3. Зрительные или слуховые образы преобладают в этой части стихотворения?

  4. Выпишите из всего стихотворения олицетворения


Олицетворение – это очеловечивание явлений природы или перенесение свойств человека на явления природы.

Дремлет чуткий камыш,

Потянул ветерок, воду морщит, рябит

И стоит себе лес, улыбается,

Вот и солнце встает

За морями ночлег свой покинуло,

Здравствуй, солнце да утро веселое.

Третья группа:
1. Что самое главное в этой части?

2. Выразительно прочтите свою часть стихотворения.

3. Какой пейзаж изображен в стихотворении – городской или сельский?

Чьими глазами увиден пейзаж?

4. Выпишите выражения, которые не являются ни эпитетами, ни олицетворениями
В результате работы учащиеся выписывают следующие выражения:

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается,

От зари алый свет разливается,

А восток все горит-разгорается,

Солнце… золотыми потоками хлынуло.
Это метафора – образное выражение, переносящее свойства неодушевленных предметов на явления природы.



Это греческое слово буквально означает ПЕРЕНЕСЕНИЕ
2) Рассмотрение различных точек зрения, полученных в результате исследовательской работы в группах.
3) Выразительное чтение стихотворения.
- Найдите образ, который объединяет все три части стихотворения.

(свет солнца)

- Какое место занимает человек в мире природы?

4) Закрепление полученных результатов в процессе обобщающей беседы.
Изображая картину утра, Никитин отмечает три последовательных этапа в ней, то есть дает картину в развитии и в движении. В этом выразилось преимущество поэтического изображения перед живописью. Художник-живописец схватил бы и передал на полотне лишь какой-нибудь один момент. Художник-поэт дал живую картину природы, показал движение во времени и пространстве.

Так ли это?

Давайте обратимся к картинам художников XIX века.

( Учитель строит беседу на основе репродукций картин художников XIX века А. Куинджи «Ладожское озеро», Н. Дубовского «На Волге»,

К. Крыжицкого «Озеро», Г. Сороки «Рыбаки. Вид в Спасском»).


  • Какая из картин, с вашей точки зрения, наиболее созвучна настроению стихотворения?

  • Одинаково ли понимают художники и поэты место человека в мире природы?


Таким образом, мы видим, что И.С. Никитин, благодаря использованию различных художественных средств, создал необыкновенно точную, яркую и хорошо запоминающуюся картину утра в развитии и очень точно определил место человека в мире природы: он не хозяин, не властелин, а гармоничная часть этого мира.
IV Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть.
V Выставление оценок.

Первая группа:

  1. Выделите признаки раннего утра.

  2. Какие этапы пробуждения выделяет Никитин?

  3. Зрительные или слуховые образы преобладают в этой части стихотворения?

  4. Выразительно прочтите свою часть стихотворения.

  5. выпишите из всего стихотворения эпитеты, которые помогают создать картину раннего утра

Вторая группа:

  1. Как изображено поэтом пробуждение жизни в природе и среди людей.

  2. Выразительно прочтите свою часть стихотворения.

  3. Зрительные или слуховые образы преобладают в этой части стихотворения?

  4. Выпишите из всего стихотворения олицетворения


Третья группа:

1. Что самое главное в этой части?

2. Выразительно прочтите свою часть стихотворения.

3. Какой пейзаж изображен в стихотворении – городской или сельский?

Чьими глазами увиден пейзаж?

4. Выпишите выражения, которые не являются ни эпитетами, ни олицетворениями
Первая группа:

  1. Выделите признаки раннего утра.

  2. Какие этапы пробуждения выделяет Никитин?

  3. Зрительные или слуховые образы преобладают в этой части стихотворения?

  4. Выразительно прочтите свою часть стихотворения.

  5. выпишите из всего стихотворения эпитеты, которые помогают создать картину раннего утра

Вторая группа:

  1. Как изображено поэтом пробуждение жизни в природе и среди людей.

  2. Выразительно прочтите свою часть стихотворения.

  3. Зрительные или слуховые образы преобладают в этой части стихотворения?

  4. Выпишите из всего стихотворения олицетворения

Третья группа:

1. Что самое главное в этой части?

2. Выразительно прочтите свою часть стихотворения.

3. Какой пейзаж изображен в стихотворении – городской или сельский?

Чьими глазами увиден пейзаж?

4. Выпишите выражения, которые не являются ни эпитетами, ни олицетворениями

Первая группа:

  1. Выделите признаки раннего утра.

  2. Какие этапы пробуждения выделяет Никитин?

  3. Зрительные или слуховые образы преобладают в этой части стихотворения?

  4. Выразительно прочтите свою часть стихотворения.

  5. выпишите из всего стихотворения эпитеты, которые помогают создать картину раннего утра

Вторая группа:

  1. Как изображено поэтом пробуждение жизни в природе и среди людей.

  2. Выразительно прочтите свою часть стихотворения.

  3. Зрительные или слуховые образы преобладают в этой части стихотворения?

  4. Выпишите из всего стихотворения олицетворения

Третья группа:

1. Что самое главное в этой части?

2. Выразительно прочтите свою часть стихотворения.

3. Какой пейзаж изображен в стихотворении – городской или сельский?

Чьими глазами увиден пейзаж?

4. Выпишите выражения, которые не являются ни эпитетами, ни олицетворениями
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


  • Эпитеты – яркие художественные определения.

  • Олицетворение – это очеловечивание явлений природы или перенесение свойств человека на явления природы.

  • Это метафора – образное выражение, переносящее свойства неодушевленных предметов на явления природы.


Это греческое слово буквально означает ПЕРЕНЕСЕНИЕ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


  • Эпитеты – яркие художественные определения.

  • Олицетворение – это очеловечивание явлений природы или перенесение свойств человека на явления природы.

  • Это метафора – образное выражение, переносящее свойства неодушевленных предметов на явления природы.

Это греческое слово буквально означает ПЕРЕНЕСЕНИЕ

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


  • Эпитеты – яркие художественные определения.

  • Олицетворение – это очеловечивание явлений природы или перенесение свойств человека на явления природы.

  • Это метафора – образное выражение, переносящее свойства неодушевленных предметов на явления природы.

Это греческое слово буквально означает ПЕРЕНЕСЕНИЕ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


  • Эпитеты – яркие художественные определения.

  • Олицетворение – это очеловечивание явлений природы или перенесение свойств человека на явления природы.

  • Это метафора – образное выражение, переносящее свойства неодушевленных предметов на явления природы.

Это греческое слово буквально означает ПЕРЕНЕСЕНИЕ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


  • Эпитеты – яркие художественные определения.

  • Олицетворение – это очеловечивание явлений природы или перенесение свойств человека на явления природы.

  • Это метафора – образное выражение, переносящее свойства неодушевленных предметов на явления природы.

Это греческое слово буквально означает ПЕРЕНЕСЕНИЕ