Файл: Задание Перечислите особенности логопедического обследования при дислалии, дизартрии и ринолалии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сидорова С.С.
Задание: Перечислите особенности логопедического обследования при дислалии, дизартрии и ринолалии.
Ответ:
Особенности логопедического обследования при дислалии
Поскольку ведущим нарушением при дислалии является нарушение звукопроизношения и фонематического слуха, следует более подробно изучить:
- анатомическое строение артикуляционного аппарата (отметить наличие и характер аномалий в строении губ, зубов, прикуса, твёрдого нёба, мягкого нёба, языка);
- особенности артикуляционной моторики;
- состояние звукопроизношения (изолированное произношение звуков, в слогах, словах, предложениях, связной речи);
- состояние фонематического слуха (повторение слогов с оппозиционными звуками, дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении, дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении);
- состояние навыков звукового анализа и синтеза (выделение заданного звука из слов, выделение ударного гласного в начале слова, определение первого согласного звука в начале слова, последнего звука в словах, последовательности звуков в слове, количества звуков в словах).
Особенности логопедического обследования при дизартрии
При обследовании ребенка с дизартрией особое внимание следует обратить на:
1. Воздействие повреждающих факторов в перинатальном периоде развития.
2. Наличие признаков псевдобульбарного синдрома, которые можно отметить уже у новорожденного:
- слабость крика или его отсутствие (афония);
- нарушения сосания, глотания;
- поверхностное, нередко учащенное и аритмичное дыхание;
- отсутствие или слабость некоторых врожденных безусловных рефлексов (сосательного, поискового, хоботкового, ладонно-рото-головного);
- асимметрия лица;
- отвисание нижней губы, что препятствует захвату соски или соска;
- звуки гуления, лепета отличаются однообразием и появлением в более поздние сроки;
- ребёнок длительное время не может жевать, кусать, давится твёрдой пищей, не может пить из чашки;
- врождённые безусловные рефлексы, которые были угнетены в период новорожденности, проявляются в значительной степени, затрудняя развитие произвольной артикуляционной моторики.
3. Особенности артикуляционной, мелкой и общей моторики. При выполнении диагностических заданий отменить тонус, темп движений, переключение от одного движения к другому, объём движений, точность выполнения, синкинезии.
4. Состояние дыхательной и голосовой функции (темп, объём, плавность неречевого и речевого выдоха, характеристика голоса: громкость, наличие или отсутствие носового оттенка, модуляция голоса).
5. Особенности звукопроизношения (изолированное произношение звуков, в словах, предложениях, связной речи).
6. Состояние фонематического слуха и звукового анализа и синтеза (повторение слогов с оппозиционными звуками, дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении, дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении, выделение заданного звука из слов, выделение ударного гласного в начале слова, определение первого согласного звука в словах, последнего звука в словах, последовательности звуков в слове, количества звуков в словах).
Особенности логопедического обследования детей при ринолалии
При обследовании ребёнка с ринолалией необходимо, как и при дизартрии, отметить наличие вредностей в перинатальном периоде развития, наличие дефектов в строении периферического речевого аппарата (расщелины губ, нёба), особенности голоса и дыхания, характер нарушения произношения как гласных, так и согласных звуков.
Специфика обследования детей с ринолалией:
1. Установление наличия и степени нёбо-глоточной недостаточности.
2. Установление рубцовых изменений твёрдого и мягкого нёба.
3. Установление длины нёба.
4. Выявление характера контакта с задней стенкой глотки (пассивный, активный, функциональный).
5. Выявление зубочелюстных аномалий.
6. Выявление особенностей моторики артикуляционного аппарата.
7. Установление наличия компенсаторных мимических движений.
8. Выявление особенностей дыхания.
9. Выявление особенностей голоса.