Файл: Задание Перечислите особенности логопедического обследования при дислалии, дизартрии и ринолалии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сидорова С.С.

Задание: Перечислите особенности логопедического обследования при дислалии, дизартрии и ринолалии.

Ответ:

Особенности логопедического обследования при дислалии

Поскольку ведущим нарушением при дислалии является нарушение звукопроизношения и фонематического слуха, следует более подробно изучить:

- анатомическое строение артикуляционного аппарата (отметить наличие и характер аномалий в строении губ, зубов, прикуса, твёрдого нёба, мягкого нёба, языка);

- особенности артикуляционной моторики;

- состояние звукопроизношения (изолированное произношение звуков, в слогах, словах, предложениях, связной речи);

- состояние фонематического слуха (повторение слогов с оппозиционными звуками, дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении, дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении);

- состояние навыков звукового анализа и синтеза (выделение заданного звука из слов, выделение ударного гласного в начале слова, определение первого согласного звука в начале слова, последнего звука в словах, последовательности звуков в слове, количества звуков в словах).

Особенности логопедического обследования при дизартрии

При обследовании ребенка с дизартрией особое внимание следует обратить на:

1. Воздействие повреждающих факторов в перинатальном периоде развития.

2. Наличие признаков псевдобульбарного синдрома, которые можно отметить уже у новорожденного:

- слабость крика или его отсутствие (афония);

- нарушения сосания, глотания;

- поверхностное, нередко учащенное и аритмичное дыхание;

- отсутствие или слабость некоторых врожденных безусловных рефлексов (сосательного, поискового, хоботкового, ладонно-рото-головного);

- асимметрия лица;

- отвисание нижней губы, что препятствует захвату соски или соска;


- звуки гуления, лепета отличаются однообразием и появлением в более поздние сроки;

- ребёнок длительное время не может жевать, кусать, давится твёрдой пищей, не может пить из чашки;

- врождённые безусловные рефлексы, которые были угнетены в период новорожденности, проявляются в значительной степени, затрудняя развитие произвольной артикуляционной моторики.

3. Особенности артикуляционной, мелкой и общей моторики. При выполнении диагностических заданий отменить тонус, темп движений, переключение от одного движения к другому, объём движений, точность выполнения, синкинезии.

4. Состояние дыхательной и голосовой функции (темп, объём, плавность неречевого и речевого выдоха, характеристика голоса: громкость, наличие или отсутствие носового оттенка, модуляция голоса).

5. Особенности звукопроизношения (изолированное произношение звуков, в словах, предложениях, связной речи).

6. Состояние фонематического слуха и звукового анализа и синтеза (повторение слогов с оппозиционными звуками, дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении, дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении, выделение заданного звука из слов, выделение ударного гласного в начале слова, определение первого согласного звука в словах, последнего звука в словах, последовательности звуков в слове, количества звуков в словах).

Особенности логопедического обследования детей при ринолалии

При обследовании ребёнка с ринолалией необходимо, как и при дизартрии, отметить наличие вредностей в перинатальном периоде развития, наличие дефектов в строении периферического речевого аппарата (расщелины губ, нёба), особенности голоса и дыхания, характер нарушения произношения как гласных, так и согласных звуков.

Специфика обследования детей с ринолалией:

1. Установление наличия и степени нёбо-глоточной недостаточности.

2. Установление рубцовых изменений твёрдого и мягкого нёба.

3. Установление длины нёба.

4. Выявление характера контакта с задней стенкой глотки (пассивный, активный, функциональный).

5. Выявление зубочелюстных аномалий.

6. Выявление особенностей моторики артикуляционного аппарата.



7. Установление наличия компенсаторных мимических движений.

8. Выявление особенностей дыхания.

9. Выявление особенностей голоса.