ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования
Российской Федерации
"Курганский государственный университет"
(КГУ)
Институт экономики и права
Кафедра "Учет и внешнеэкономическая деятельность"
Контрольная работа
по дисциплине "Всеобщая история "
Тема: «Культура Греции классического периода»
Зачётная книжка №132230005
Вариант №5
Выполнил: студент группы
ЭПЗ-3825222 Алексеева А.Д
Проверил: Архипов Б.В
Курган 2022 год
Содержание
Введение..........................................................................................................3
Греческая мифология.....................................................................................6
Архитектура и искусство Греции.................................................................9
Литература классического периода..............................................................14
Быт и нравы жителей Греции........................................................................20
Жизнь и творчество греческого философа Платона...................................22
Заключение.....................................................................................................26
Список литературы.........................................................................................29
Введение
В V—IV вв. до н. э. греческая культура стала одной из самых развитых систем древнего мира. Три важнейшие особенности придают ей исключительный характер: полнота, разнообразие и известная законченность составных частей культуры (литературы, искусства, философии); ее гуманистическая направленность; большой вклад греков в сокровищницу мировой культуры, создание шедевров, обогативших культурное творчество следующих поколений и прочно вошедших в жизнь народов Средиземноморья и Европы. Можно указать на несколько условий такого невиданного подъема.
Культура греков прежде всего создавалась на базе более динамичного способа производства, рационально организованного хозяйства. Греческая экономика с товарным производством, построенная на началах частной собственности, обеспечивала получение прибавочного продукта за счет более эффективной эксплуатации работников, создавала достаточные материальные возможности для культурного творчества. Господствующий класс, состоящий из собственников относительно небольших поместий, мастерских, кораблей, должен был принимать деятельное участие в организации производства, был заинтересован в общем культурном прогрессе. Социальную основу полисной организации составляло среднее гражданство, прежде всего зажиточные землевладельцы, которые вместе с тем были полноправными гражданами и воинами. Эта активная в социально-политическом отношении категория гражданства была больше готова к восприятию культурных ценностей, чем, например, бесправные общинники в странах Древнего Востока.
Процесс культурного творчества в разных полисах Греции имел свою степень интенсивности, причем был более плодотворным в государствах с демократическим устройством.Отсутствие замкнутого слоя правящей, отделенной от основной массы гражданства бюрократии и наемной армии, концентрация власти в руках Народного собрания, ежегодно сменяемый и контролируемый аппарат управления, ополчение как основа военной организации порождали близость государственных институтов и основной массы гражданства, предполагали активное участие граждан в государственных делах, воспитание культурной и политически мыслящей личности. Постоянное участие в прениях, обсуждение законопроектов и решений в Народном собрании формировало политическое мышление гражданина, с одной стороны, а с другой — способствовало расцвету ораторского искусства. Не случайно именно в Греции V—IV вв. до н. э. появляются прославленные ораторы: Перикл, Клеон, Исократ, знаменитый Демосфен.
Развитию греческой культуры способствовало отсутствие в стране могущественной жреческой организации, такой, например, как в странах Древнего Востока, где процесс культурного творчества был взят ею под контроль. Характер греческой религии, простота культовых обрядов, проведение главных религиозных церемоний выборными магистратами исключали возможность складывания разветвленной и влиятельной жреческой корпорации. Это предопределило более свободный характер образования, системы воспитания, мировоззрения и всей культуры. В этом же направлении действовал и еще один важный фактор: довольно широкое распространение грамотности, т. е. умения писать и читать, грекам были доступны замечательные произведения историков, философов, драматургов, писателей. Широкое распространение грамотности характерно для демократических государств, предполагающих политическую активность рядовых граждан, их участие в выборах, голосованиях, составлении решений, знакомстве с документами государственной важности. Именно возможность чтения и компетентного суждения о прочитанном была важным стимулом для творчества греческих мыслителей.Одним из непременных условий формирования греческой культуры являются особенности ее природного окружения. В целом природные условия оказались на том этапе исторической жизни довольно благоприятными для расцвета греческой культуры. И дело не в том, что греческая природа очень щедра к человеку и легко предоставляет ему все блага, а в том, что она побуждала людей к труду, требовала от них трудолюбия как необходимого условия существования. Холмистый рельеф, среднего плодородия земля, поросшая цепким кустарником, в классический период греческой истории стала приносить щедрые урожаи винограда, маслин, фруктов, овощей, а в ряде областей — и зерновых потому, что грекам пришлось расчистить от деревьев и кустарников посевные площади, взрыхлить и удобрить каменистую землю, ввести новые агротехнические приемы, вывести новые сорта. На территории Балканской Греции много полезных ископаемых: железной и медной руды, высококачественной глины, строительного известняка и мрамора, серебра и золота. Однако они лежат глубоко в земле и, чтобы добыть их и использовать в производстве, нужно было прорубить глубокие шахты, провести от них разветвленные штреки, а все это требовало знаний, сметливости, трудолюбия, веры в созидательные силы человека.
Греческая мифология
Классическая мифология древней Греции именуется мифологией эпохи патриархата. Так же, как произошло объединение родового коллектива, возглавляемого вождем, мужчиной, отцом, так же произошло объединение греческих богов под властью одного владыки, Зевса, средоточие власти которого находится на горе Олимп в Фессалии (Северная Греция). Вот почему классический период мифологии древней Греции по праву именуется Олимпийским и Фессалийским, в противовес доолимпийской архаике с её разлитой по всей природе магически-демонической силой.
Прекрасные и величественные боги Олимпа, великие и мощные герои, дети и потомки богов, сами, зачастую против своей воли, скрывают в себе нечто страшное, грубое, несправедливое, злое. Но эти тайники героической души зависят от кровной её связи с тёмной архаикой, которую герой преодолевает всю жизнь и даже искупает своими страданиями и смертью.
Олимпийская мифология древней Греции является сложнейшим комплексом, в котором можно увидеть более древние пласты, уходящие в хтоническое прошлое. Они не характерны для принципов нового отношения к жизни и переживаются как некое закономерное наследие, рудименты, оставшиеся от глубокой архаики в исторически сложившихся мифах, а совсем не как случайное уродство или причудливость образа.
В мифологии олимпийского периода (или ранняя классика), связанного с переходом к патриархату, появляется герои, которые расправляются с чудовищами и страшилищами, некогда пугавшие воображение человека задавленного непонятной ему и всемогущей природой. Например Аполлон убивает пифийского дракона и основывает на этом месте своё святилище. Вместо мелких богов и демонов появляется один главный, верховный бог Зевс, которому поклоняются все остальные боги и демоны. Патриархальная община водворяется теперь на небе или на горе Олимп.
Женские божества, оформившиеся из многогранного древнего образа богини – матери, получили новые функции в эпоху героизма. Гера, стала покровительницей браков и омоногамной семьи, Афина Паллада стала покровительницей честной, открытой и организованной войны, а Афродита стала богиней любви и красоты. Богами патриархального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон, которые славятся мудростью, красотой и художественно – конструктивной деятельностью. Гермес превратился в покровителя всякого человеческого предприятия, включая скотоводство, искусство и торговлю. Не только боги и герои, но и вся жизнь получила в мифах совершенно новое оформление. Прежде всего преображается природа, которая раньше была наполнена непонятными и страшными для человека силами. Власть человека над природой значительно возросла, он уже умеет находить в ней красоту, использовать природу для своих надобностей. Но всем правил Зевс, и все стихийные силы оказались в его руках. Прежде он был и ужасным громом, и ослепительной молнией, не было никакого божества, к кому можно было бы обратится за помощью против него. Теперь же гром и молния стали больше как атрибутами Зевса. Греки стали представлять, что от разумной воли Зевса, зависит, когда и для каких целей он пользуется своим перуном. К олимпийскому периоду миографы относят и подвиги Геракла, загадка Сфинкса, которую разгадал Эдип, Одиссей, который не поддался завораживающему пению сирен и невредимо проплыл мимо них, что способствовало гибели сирен и др.
Архитектура и искусство Греции
Классический период (5-4 вв. до н. э.) вошел в историю Греции как один из самых важных, поскольку в это время греки одержали победу в войне над персами и смогли отстоять право на развитие их уникальной европейской культуры. Стоит отметить, что это был также главный этап становления государства, который знаменуется важными изменениями в политическом устройстве, бурным подъемом экономики и переменами в мировоззрении народа. И, поскольку искусство этой уникальной страны во все времена отображало чувства и эмоции ее жителей, основные перемены затронули также популярные жанры литературы, архитектуры, скульптуры.
Так, самой важной чертой развития раннего классического искусства (6 – первая половина 5 в. до н. э.) стал поиск способов реалистичного отображения человеческой природы. Вместе с тем, во всех произведениях древнегреческих творцов этой эпохи ощущается удивительное стремление к гармонии и соразмерности, строгость и упорядоченность.
В то же время, обретает актуальность синтез культур. Например, архитектурные течения продолжают развиваться в гармоничной взаимосвязи со скульптурой, вазопись — с монументальной росписью.
Второй период (третья четверть V в. до н.э.) называют великой классикой. В его рамках политика была унифицирована, и демократическая рабовладельческая система Афин стала основной политикой государства. Поэтому она вошла в историю как эпоха реставрации и создания новых величественных шедевров. кроме того, в области искусства он характеризуется как эпоха красоты, мудрости и неприхотливого богатства, служащего средством деятельности и развития.
Позднее, в конце 5 в. до н. э., происходят грандиозные перемены в политических течениях: демократические основы сменяют индивидуалистические идеалы. Поэтому в эпоху поздней классики происходит утрата веры в величие прекрасного, а на смену старым традициям в искусстве закономерно приходят новые идеи и решения. На первый план выходят реалистические тенденции, стремление максимально отобразить внутренний мир человека и экспрессивный дух героизма.
По мере того, как происходила смена культур, видоизменялись старые и возникали новые архитектурные формы. Ведь внешний вид и оформление важных общественных помещений должны были соответствовать настроению и характеру общества. И талантливые проектировщики стремились к созданию таких архитектурных шедевров, которые бы соответствовали духу времени.
Дорический ордер смог подчеркнуть внутреннюю борьбу с остатками прошлого и возможность движения вперед. Поэтому важнейшей чертой архитектуры раннеклассического периода были строгость и порядок, которые одновременно пересекались с динамизмом и героизмом греческих городов-государств.
Идеальным образцом нового направления в зодчестве стал храм Зевса в Олимпии с типичными для того времени скульптурами фронтонов. А судить об особенностях оформления колон и сочетании главных и второстепенных деталей можно на примере храма Геры, который был найден на территории древнего Пестума.
Отличительной чертой этого архитектурного памятника, как и других шедевров классических мастеров, была внутренняя дисциплинированность и собранность. Здесь уже нет разительных контрастов, характерных для архаических построек. Гармоничное соотношение между несомыми и несущими частями создает эффект естественности.
В эпоху высокой классики центром культурной жизни греческих поселений считались Афины. Поскольку в этот город съезжались лучшие деятели искусства из всех уголков Греции, проектировка и неповторимые шедевры Афин стали ярким примером развития классической архитектуры.
Лучшим образцом, который демонстрирует достижения и архитекторов, и скульпторов, и живописцев стал Афинский Акрополь, который объединил величественные храмы и другие общественные сооружения. И расположение памятников в этой части города, и их убранство вдохновляло на мысли о свободе, природной гармонии и торжестве прекрасного.
Оформленные в дорическом стиле культовые сооружения Акрополя (в частности, храм в честь Афины Парферос — Парфенон) включали изысканные элементы ионического ордера. Так, например, элегантные детали оформления колон, стилизованные фризы, декорированные скульптурными изображениями исторических событий, фигурами людей и богов, гармонично сочетались в этих зданиях со строгими и сдержанными пропорциями.
В целом стоит отметить, что Акрополь, сооруженный в честь древнегреческих божеств, в то же время, возвышал человеческую природу. В окружении реалистичных статуй божеств ощущалась значимость основных человеческих добродетелей — героизма, смелости, справедливости. А благодаря оптимальному расположению (на обрывистом холме с крутыми склонами) и развитой оборонительной системе он также служил убежищем для окрестного населения во время войны.