Файл: Практическая работа (Кейс) Дисциплина Психология и педагогика Арефьева Алена Владимировна Проверил(а).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Практическая работа (Кейс)
Дисциплина: Психология и педагогика
Выполнила:
Арефьева Алена Владимировна
Проверил(а):
___________________________
(Ф.И.О. преподавателя)
____________________________
дата
Омск 2023 г
КЕЙС 1.
Стадия 1. Базовое чувство доверия - недоверия. От рождения до 18 месяцев.
1)С какого возраста ребенка матери лучше всего выходить на работу?
Чтобы выводить средние данные о выходе мамы на работу, надо сначала определиться, а действительно ли мамы должны работать, есть ли в этом потребность, как финансового, так и психологического состояния матери.
У каждой семьи свои идеальные условия. Так же нужно смотреть на то, как ребенок развит, способен он сам ходить на горшок, есть и т.д. Ведь в садике мало кто из воспитателей будет заботиться о ребенке, так как мама. Для меня в полнее подходящий возраст ребенка это 2- 2,5 года. Что бы я смогла выйти на работу.
2. Нужно ли с младенчества приучать ребенка к жесткому режиму (сон и кормление по часам и т.п.)?
-
Ежедневное кормление в одно и то же время помогает быстрее отладить процессы пищеварения младенца. Организм, приученный к поступлению питания в назначенный час, своевременно вырабатывает ферменты, желудочный сок, улучшается слюноотделение. Все это существенно облегчает переваривание пищи. Хорошо переваренная пища легче усваивается. Привычные для грудных детей колики и излишнее газообразование быстрее сходят на нет; -
Соблюдение режима сна и бодрствования позволяет уравновесить психику ребенка. В первые месяцы жизни младенец усваивает колоссальный объем информации. Если научить грудничка просыпаться и засыпать в заданное время, это позволит равномерно распределить нагрузку: во время сна происходит усвоение полученной ранее информации, после пробуждения малыш готов к освоению новых навыков; -
У малыша, живущего по режиму, более глубокий спокойный сон. Полноценно отдохнувший младенец меньше капризничает, не требует излишнего внимания родителей; -
Четкий распорядок дня помогает организму ребенка сбалансировать свою работу, повысить эффективность всех процессов жизнеобеспечения. Как следствие, укрепляется иммунитет, улучшается здоровье, высвобождается энергия для активных игр и изучения мира.
Cтадия 2. Автономность - стыд, сомнение. От 18 до 36 месяцев
1. Нужно ли маленького ребенка отдавать на время бабушкам, тетям и т.д. или это в данном периоде может нанести вред ребенку?
Лучше для ребенка быть с родителями. Какими бы хорошими не были дедушки и бабушки, ребенок прежде всего нуждается в вас. ... Но это ваш выбор, и никто не сможет за вас его сделать.
2. Смоделируйте, к чему может привести постоянное нетерпение и стремление выполнить за ребенка все действия, которые он, в принципе, может сделать сам?
Если окружающие ребенка люди проявляют нетерпение и в спешке стремятся выполнить за ребенка действия, которые он уже способен сделать сам, то у ребенка развиваются стыдливость и нерешительность.
3. Каким образом можно развивать автономность ребенка в этом возрасте? Приведите примеры.
От 18 до 36 месяцев Когда ребенок начинает доверять своему миру, он стремится отделиться от своих попечителей и "встать на ноги". Это сопровождается заявлениями "нет" ребенка как фактом его отдельности и обнаружением его автономности. Если заботящиеся о нем люди поддерживают здоровый баланс ограниченного и дозволенного, который защищает ребенка от опасного опыта и усиливает автономию, тогда у ребенка развивается здоровое воображение, способность сдерживать себя, способность уступать своему телу, эмоциям и сексуальности
Cтадия 3. Инициатива (предприимчивость) - вина. От 3 до 5 лет
-
Прокомментируйте высказывание ребенку этого возраста: «Тебе нельзя, ты еще маленький», «Не лезь, куда не следует!», «Ай-ай-ай, опять ты…»
От 3 до 5 лет после развития чувства автономности ребенок начинает исследовать свой собственный мир и действовать в нем. Он наблюдает за действиями взрослых, имитирует их и может заниматься воображаемыми играми в течение нескольких часов. Кризис развития состоит в том, как удовлетворять собственные желания настолько широко, насколько это возможно без переживания чувства вины. Это такой период времени, когда появляется совесть. В поведении ребенок руководствуется своим собственным пониманием того, что хорошо и что плохо. В какие-то периоды он может быть жестоким и бескомпромиссным, если это никак не сдерживается соответствующим родительским руководством. Например, на этой стадии часто появляется ревнивая ярость против вторгающихся в мир ребенка братьев и сестер. Ребенок учится сдерживать ярость и контролировать импульсы, в этих попытках в рудиментарной форме проявляется моральная и социальная ответственность. На этой стадии ребенок идентифицируется с человеком своего пола, который о нем заботится, и пытается "ухаживать" за людьми противоположного пола. Когда заботящийся о нем человек противоположного пола отвечает соответственно, тогда ребенок научается, что не может "иметь" выбранного попечителя и психологически свободен рассматривать других партнеров в дальнейшей
2.Какими, на ваш взгляд, могут быть последствия ограничений в самостоятельном изучении своего мира ребенком в его зрелом возрасте?
Если родители (бабушки, няни, воспитатели) постоянно ругают малыша за его "промахи", у ребенка закрепляется чувство стыда и неуверенности в своих способностях. Именно к этому возрасту уходят корни проблем у людей, страдающих от неуверенности в себе и испытывающих постоянное, часто беспричинное, чувство подавленности и зависимости. С этой проблемой довольно сложно бывает работать, так как из-за постоянного чувства стыда ко взрослому состоянию накапливается много событий с отрицательными эмоциями, а в силу неуверенности человек часто ограничивает, одергивает себя, не позволяя себе сделать что-то значительное и получить от этого удовольствие. Поэтому при поиске положительных, ресурсных состояний получается, что их не так много, и почти все они имеют уже "привкус" стыда и неуверенности.
Стадия 4. Трудолюбие, усердие - неполноценность. От 6 до 11лет
1. Чем и как должно быть заполнено свободное время (от учебных занятий) ребенка этого возраста?
Школа играет несомненно важную роль, помогая ребенку развить чувство трудолюбия и достижения, тем самым, подтверждая чувство "Я" и чувство личностной силы. Когда ребенок чувствует себя компетентным, он может быть трудолюбивым и создавать для себя место в этом мире. Если ребенка поощряют мастерить, рукодельничать, готовить, разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у него формируется чувство компетентности, "умелости", уверенность в том, что он может освоить новое дело, развиваются способности к техническому творчеству.
2. Можно ли считать свободное время ребенка, когда он не занимается «серьезным делом» - баловством и помехой для «серьезных занятий»?
В школьные годы новый биологический ритм ребенка дает начало обучению дальнейшим умениям, необходимым для выживания. Построив на ранних стадиях "ego" чувства доверия и надежды, автономности и "силы желания", инициативности и целеустремленности, ребенок теперь должен научиться всему, что может подготовить его к взрослой жизни.
Стадия 5. Идентичность – смешение ролей. От 11 до 18 лет
1.Почему для подростков становятся более значимыми не родители, а сверстники?
Переход от детства к взрослому состоянию вызывает как физиологические, так и психологические изменения. Психологические изменения проявляются как внутренняя борьба между стремлением к независимости, с одной стороны, и желанием сохранить зависимость от тех людей, которые о тебе заботятся, желанием быть свободным от ответственности за то, что ты взрослый человек, - с другой. Родители или другие значимые люди. становятся "врагами" или "идолами".
2.Кричащий макияж, курение, необычный стиль одежды, пирсинг и т.д. – зачем это подростку?
У него развиваются стереотипные поведение и идеалы и, он часто вступает в различные группировки или кланы. Группы "равных" очень важны для восстановления само тождественности. Разрушение строгости в одежде и поведении присуще этому периоду. Это попытка утверждения структуры в хаосе и обеспечения тождественности во время отсутствия само тождественности.
Cтадия 6. Начала среднего Интимность - изоляция. Ранняя взрослость. От 18 лет до возраста – 35 лет
1. Приведите примеры тех проблем, которые могут возникнуть у человека на этом этапе
От 18 лет до начала среднего возраста – 35 лет Эта стадия продолжает обращаться к вопросам об образе "Я", само завершенности и близости (близкие, доверительные отношения между людьми, не обязательно предполагающие сексуальные отношения) дома и на работе.
2. «Люди, не сумевшие в этом возрасте установить близкие взаимоотношения (дружбу, любовь, просто эффективное общение) с кем-либо, оказываются в социальной изоляции» - ваше отношение к этим словам?
Опасность данной стадии - избегание ситуаций и контактов, которые ведут к близости. Избегание опыта близости из боязни «потерять независимость» приводит к самоизоляции и закреплению чувства одиночества.
Стадия 7. Производительность - застой. Взрослость (35 – 60 лет)
Смоделируйте ситуацию, иллюстрирующую проблемы, которые могут возникнуть на данном этапе жизненного роста
Генеративность – потребность в том, чтобы быть нужным, и осознание того, что ты направляешь по жизни «следующее поколение». Если в этом возрасте люди понимают, что не могут ничего передать молодому поколению, вместо генеративной у них развивается чувство стагнации (застоя). Они оказываются как бы в изоляции, где некому передать свою мудрость.
Стадия 8. Целостность - отчаяние, безысходность. Поздняя взрослость, зрелость, за пределами 60 лет
Ваше отношение к словам Э. Эриксона: «...здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики достаточно мудры, чтобы не бояться смерти...»
Человек, который испытывает недостаток целостности, часто хочет прожить свою жизнь еще раз. Он может рассматривать свою жизнь как слишком короткую, чтобы полностью достичь определенных целей и поэтому может переживать безысходность и недовольство, испытывать отчаяние оттого, что жизнь не сложилась, а начинать все сначала уже поздно, возникает ощущение безнадежности и страх смерти. Здоровое решение выражается в принятии собственной жизни и судьбы.
Заключение
Эрик Эриксон создал психосоциальную теорию развития личности. В отличие от З. Фрейда, который в центре развития личности ставил Ид, Эриксон важным считал Эго. Фрейд ограничивался детством, Эриксон утверждал, что человек развивается всю жизнь. Он установил хронологический возраст периодов развития, акцент ставил на зависимости каждого периода от социальных факторов и возрастных изменениях человека
КЕЙС 2.
Охарактеризуйте, какой метод использует воспитатель в представленных ситуациях | |
1. Воспитатель предлагает воспитанникам в готовом виде понятия о добре и зле (других нравственных категориях | Методы формирования сознания внушение |
2. Воспитатель говорит: «Каждый должен…», «В таких случаях надо…» | Методы формирования поведения инструктаж |
3. Воспитатель использует суждения «Интеллигентные люди всегда скромны, никогда не допускают излишних трат времени окружающих людей на свою персону» или «Мужчины в транспорте не садятся: всегда есть те, кому надо уступить место» | Методы формирования поведения Метод примера |
4. Мама говорит сыну: «Ты нарочно меня изводишь! Ты хочешь, чтобы я сошла с ума!» | Методы педагогической коррекции критика |
Предложите метод воспитания (или группу методов), который в данной ситуации надо использовать | |
1. Ребенок гуляет по улице и не реагирует на то, что родители уже несколько раз звали его домой | Методы формирования сознания метод проблемных ситуаций |
2. Ребенок дома ведет себя адекватно требованиям родителей, а на улице становится не управляемым, совершенно не реагирующим на социальные нормы и правила поведения | Методы педагогической коррекции - замены интереса (доминанты); |
Составьте «профессиограмму» РОДИТЕЛЯ. Какие основные качества и способности родительской профессии можно выделить? Охарактеризуйте основные знания, умения и навыки, которыми должен владеть родитель. | создать максимальные условия для роста и развития ребёнка; - быть социально-экономической и психологической защитой ребёнка; - передавать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; - обучать детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; - воспитывать чувство собственного достоинства, ценность собственного «Я». |