Файл: Пояснительная записка общая характеристика учебного курса "математика" Предмет "Вероятность и статистика".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ценности научного познания: мммммммммммммммммммммммммммм
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Экологическое воспитание: ммммммммммммммммммммммммммммммм
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
— готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
— способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Вероятность и статистика»характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.
1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
— воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные;
— выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
— делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
— разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;
— выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное развитие процесса, а также вы- двигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
— выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
— выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
— в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
— представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.
Сотрудничество:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
— принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;
— участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);
— выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
— владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
— предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
— оценивать соответствие результата деятельности поставлен- ной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения курса «Вероятность и статистика» характеризуются следующими умениями.
7 КЛАСС
— Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
— Представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений.
— Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках.
— Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах.
— Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных; иметь представление о статистической устойчивости.
8 КЛАСС
— Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков; представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
— Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение).
— Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам измерений и наблюдений.
— Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями.
— Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера, числовая прямая.
— Оперировать понятиями: множество, подмножество; выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение; перечислять элементы множеств; применять свойства множеств.
— Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и курсов.
9 КЛАСС
— Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в различных источниках в виде таблиц, диаграмм, графиков; представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
— Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с использованием комбинаторных правил и методов.
— Использовать описательные характеристики для массивов числовых данных, в том числе средние значения и меры рассеивания.
— Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь результатами проведённых измерений и наблюдений.
— Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, в сериях испытаний до первого успеха, в сериях испытаний Бернулли.
— Иметь представление о случайной величине и о распределении вероятностей.
— Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении закономерности в случайной изменчивости и о роли закона больших чисел в природе и обществе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | | | |||||||||
всего | контрольные работы | практические работы | | | |||||||||
Раздел 1. Представление данных | | ||||||||||||
1.1. | Представление данных в таблицах. | 0.5 | | | | | |||||||
1.2. | Практические вычисления по табличным данным. | 1 | | | | | |||||||
1.3. | Извлечение и интерпретация табличных данных. | 1 | | | | | |||||||
1.4. | Практическая работа «Таблицы». | 1 | | 1 | | | |||||||
1.5. | Графическое представление данных в виде круговых, столбиковых (столбчатых) диаграмм. | 1 | | | | | |||||||
1.6. | Чтение и построение диаграмм. | 1 | | | | | |||||||
1.7. | Примеры демографических диаграмм. | 0.5 | | | | | |||||||
1.8. | Практическая работа «Диаграммы» | 1 | | 1 | | | |||||||
Итого по разделу | 7 | | | ||||||||||
Раздел 2. Описательная статистика | | ||||||||||||
2.1. | Числовые наборы. | 1 | | | | ||||||||
2.2. | Среднее арифметическое. | 1 | | | | ||||||||
2.3. | Медиана числового набора. | 1 | | | | ||||||||
2.4. | Устойчивость медианы. | 1 | | | | ||||||||
2.5. | Практическая работа «Средние значения». | 1 | | 1 | | ||||||||
2.6. | Наибольшее и наименьшее значения числового набора. | 1 | | | | ||||||||
2.7. | Размах. | 2 | 1 | | | ||||||||
Итого по разделу | 8 | | | | |||||||||
Раздел 3. Случайная изменчивость | | ||||||||||||
3.1. | Случайная изменчивость (примеры). | 1 | | | | ||||||||
3.2. | Частота значений в массиве данных. | 1 | | | | ||||||||
3.3. | Группировка. | 1 | | | | ||||||||
3.4. | Гистограммы. | 1 | | | | ||||||||
3.5. | Практическая работа «Случайная изменчивость» | 2 | 1 | 1 | | ||||||||
Итого по разделу: | 6 | | | ||||||||||
Раздел 4. Введение в теорию графов | | ||||||||||||
4.1. | Граф, вершина, ребро. | 0.5 | | | | ||||||||
4.2. | Представление задачи с помощью графа. | 0.5 | | | | ||||||||
4.3. | Степень (валентность) вершины. | 0.25 | | | | ||||||||
4.4. | Число рёбер и суммарная степень вершин. | 0.25 | | | | ||||||||
4.5. | Цепь и цикл. | 0.5 | | | | ||||||||
4.6. | Путь в графе. | 0.5 | | | | ||||||||
4.7. | Представление о связности графа. | 0.5 | | | | ||||||||
4.8. | Обход графа (эйлеров путь). | 0.5 | | | | ||||||||
4.9. | Представление об ориентированных графах. | 0.5 | | | | ||||||||
Итого по разделу: | 4 | | | ||||||||||
Раздел 5.Вероятность и частота случайного события | |||||||||||||
5.1. | Случайный опыт и случайное событие. | 0.5 | | | |||||||||
5.2. | Вероятность и частота события. | 0.5 | | | |||||||||
5.3. | Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. | 1 | | | |||||||||
5.4. | Монета и игральная кость в теории вероятностей. | 1 | | | |||||||||
5.5. | Практическая работа «Частота выпадения орла» | 1 | | 1 | |||||||||
5.6 | Повторение и систематизация | 1 | | | |||||||||
5.7 | Промежуточная аттестация | 1 | 1 | | |||||||||
Итого по разделу: | 6 | | | ||||||||||
Раздел 6. Обобщение, контроль | |||||||||||||
6.1. | Представление данных. | 1 | | | |||||||||
6.2. | Описательная статистика. Вероятность случайного события. | 2 | | | |||||||||
Итого по разделу: | 3 | | | ||||||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 3 | 5 |