Файл: Научноисследовательская работа (вид практики) (тип практики) студенту гр зМ62 заочного и вечернего факультета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации


Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)


Кафедра промышленной электроники (ПрЭ)





УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой___ПрЭ___

___Михальченко С.Г.___

(Ф.И.О.)

______________________

(подпись)

«___» __________ 20__ г.


ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

на ____производственную_________ практику: ___научно-исследовательская работа_____

(вид практики) (тип практики)

студенту гр._з-М62_заочного и вечернего факультета__

_______Громовой Анне Владимировне__________

(Ф.И.О студента)

  1. Тема практики: «Интеллектуальная робототехника, как внеурочная деятельность для развития креативности и технического мышления»

  2. Цель практики: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу формирования технического мышления учащихся во внеурочной деятельности.

  3. Сроки прохождения практики: 01.09.2022 – 01.07.2023


Совместный рабочий график (план) проведения практики

№ п/п

Перечень заданий

Сроки выполнения

1

Анализ научно-методической литературы по проблеме формирования технического мышления учащихся

01.09.2022 – 01.07.2023

2

Обзор форм и методов организации внеурочной деятельности по образовательной робототехнике

01.09.2022 – 01.07.2023

3

Разработка и реализация в учебном процессе программы по формированию технического мышления учащихся во внеурочной деятельности по технологии средствами образовательной робототехники.

01.09.2022 – 01.07.2023

Дата выдачи: «___» __________ 20__ г.
Руководитель практики от университета


_____________________

(должность)

___________________

(Подпись)

______Михальченко С.Г._________

(Ф.И.О.)

Согласовано:

Руководитель практики от профильной организации

_____________________

(должность)

___________________

(Подпись)

М.П.


______Михальченко С.Г.________

(Ф.И.О.)

Задание принял к исполнению «___» ______________ 20__ г.


Студент гр.__з-М62____

___________________

(Подпись)

________Громова А.В.________

(Ф.И.О.)

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)
Кафедра промышленной электроники (ПрЭ)





УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой ПрЭ

Михальченко С.Г.

__________________

(подпись)


ЗАДАНИЕ

На производственную практику: Научно-исследовательская работа

студенту гр. З-М62 факультета вечернего и заочного обучения

Громовой Анне Владимировне


  1. Тема практики: «Интеллектуальная робототехника, как внеурочная деятельность для развития креативности и технического мышления»

  2. Цель практики: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу формирования технического мышления учащихся во внеурочной деятельности

  3. Задачи практики: проанализировать научно-методическую литературу по проблеме формирования технического мышления учащихся. Рассмотреть формы и методы организации внеурочной деятельности по образовательной робототехнике. Выявить уровень сформированности технического мышления учащихся. Разработать и реализовать в учебном процессе программу по формированию технического мышления учащихся во внеурочной деятельности по технологии средствами образовательной робототехники.

  4. Технические требования к отчету по практике: Дневник и отчет, выполненные по образцу.


Дата выдачи: «01» _сентябрь_ 2022 г.
Руководитель практики от университета




Преподаватель, заведующий кафедры ПрЭ

________________

Михальченко С.Г.

(должность)

(Подпись)

(Ф.И.О.)


Согласовано:

Руководитель практики от профильной организации


Преподаватель, заведующий кафедры ПрЭ

________________

Михальченко С.Г.

(должность)

(Подпись)

(Ф.И.О.)


Задание принял к исполнению «___» ______________ 20__ г.


Студент гр. З-М62

________________

Громова А.В.




(Подпись)




положения

СОДЕРЖАНИЕ


Министерство науки и высшего образования Российской Федерации 1

ВВЕДЕНИЕ 4

1.Теоретические аспекты формирования технического мышления учащихся во внеурочной деятельности по технологии средствами интеллектуальной робототехники 8

2.Программа внеурочной деятельности по технологии по интеллектуальной робототехнике 13

3.Экспериментальная работа по формированию технического мышления учащихся во внеурочной деятельности по технологии средствами интеллектуальной робототехники 17

4.Техника безопасности 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 23




ВВЕДЕНИЕ


Актуальность проблемы исследования. Современный этап развития человечества характеризуется тенденцией создания информационного общества, нацеленного на создание условий для развития технических способностей человека. Техническое мышление является одной из ключевых составляющих технических способностей, ориентированных на инженерно-техническое восприятие мира. Ведущая роль в этой проблеме отводится образованию, ориентированному на формирование качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества.

Актуальность формирования технического мышления зафиксирована в современных Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Дисциплины естественнонаучного и технического циклов влияют на успешное формирование и развитие технического мышления. Идея развития технического мышления является одной из центральных в школьном курсе «Технология».


В содержание технологической подготовки учащихся входит подготовка неординарно мыслящей личности, способной ориентироваться в социуме, «включиться в свободное технологическое пространство», в мир труда и профессий, благодаря технологической грамотности обучающихся. Содержание учебного предмета «Технология» с его проблемно ориентированными комплексными дисциплинами (экономика, эргономика, информатика, инженерная экология и др.) позволяет выработать у школьников творческий подход к будущей деятельности, научить мыслить творчески, комплексно, системно, продуктивно, уметь находить нужную информацию, решать сложные задачи, все, что обеспечивает постепенный процесс развития технического мышления.

В научной литературе проблема развития технического мышления рассматривается в педагогике, психологии. В работах A.B. Антонова, Б.А. Душкова, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, Б.Ф. Ломова, А.Ф. Эсаулова, И.С. Якиманской и других раскрываются экспериментальные и прикладные психологические и педагогические аспекты развития технического мышления учащихся. В работах O.A. Булавенко, М.М. Зиновкиной, М.В. Мухиной, В.Д. Симоненко, П.Ф. Филиппова и других рассматриваются педагогические условия развития технического мышления учащихся и студентов.

Отдельные аспекты формирования технического мышления отражены в ТРИЗ — технологии решения изобретательных задач, разработанной Г.С. Альтшуллером. Одним из средств развития технического мышления учащихся является робототехника. В Федеральном государственном образовательном стандарте к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы в части формирования и развития у обучающихся общепользовательской компетентности в области использования новых технологий отнесены «умения рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства». Поэтому робототехника вошла в учебную программу школ.

Применение робототехники в образовательном процессе средней школы — новое направление в теории и методике технологической подготовки школьников образования. Обучение учащихся моделированию и сборке простейших роботов с применением специальных учебных конструкторов связывается в педагогических исследованиях с понятием «образовательная робототехника». В научной литературе данной проблемной занимались А.П. Алексеев, Л.Г. Белиовская, А.Н. Боголюбов, Д.М. Гребнева, Д.А. Каширин, Д.Г. Копосов, А.В. Литвин, А.С. Филиппов, В.Н. Халамов и др.


В большинстве случаев внимание уделяется вопросам организации робототехнического творчества учащихся в дополнительном образовании, на уроках информатики, физики.

Задачи включения образовательной робототехники в систему общего образования, в том числе в учебный процесс по технологии, рассматриваются пока лишь в начальной стадии своей постановки и описания отдельных приемов реализации.

Анализ состояния проблемы внедрения образовательной робототехники в учебную и внеурочную деятельность учащихся в средней школе в рамках образовательной области «Технология» позволил выявить следующие противоречия: на социально-педагогическом уровне: между потребностью отечественной науки и практики в устойчивом развитии современного роботостроения, подготовкой высококлассных инженеров и специалистов для различных сфер науки и техники и реальным уровнем подготовки учащихся по данному направлению, не обеспечивающим необходимые условия для решения этой задачи;

Цель работы- теоретически обосновать, разработать и апробировать программу формирования технического мышления учащихся во внеурочной деятельности.

Объект исследования: процесс формирования технического мышления учащихся во внеурочной деятельности по технологии средствами образовательной робототехники.

Предмет исследования: программа формирования технического мышления учащихся во внеурочной деятельности по технологии средствами образовательной робототехники.

В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:

1.Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме формирования технического мышления учащихся.

2.Рассмотреть формы и методы организации внеурочной деятельности по образовательной робототехнике.

3.Выявить уровень сформированности технического мышления учащихся.

4.Разработать и реализовать в учебном процессе программу по формированию технического мышления учащихся во внеурочной деятельности по технологии средствами образовательной робототехники.

1.Теоретические аспекты формирования технического мышления учащихся во внеурочной деятельности по технологии средствами интеллектуальной робототехники


В современных условиях развития образования актуальной является задача формирования у учащихся умений быстро ориентироваться в новых, нестандартных ситуациях, анализировать имеющиеся источники информации, преобразовывать окружающее пространство. Для этого необходим высокий уровень технического мышления.