Файл: Научноисследовательская работа (вид практики) (тип практики) студенту гр зМ62 заочного и вечернего факультета.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопросы формирования мышления, свойственного или присущего представителям различных специальностей, в разное время разрабатывались в научных трудах и исследованиях ученых: М.И. Махмутова, Д.В. Вилькеева, А.М. Матюшкина, А.А. Баталова, Е.К. Осиповой и др. Так, С.Л. Рубинштейн отмечал, что «специфические особенности различных видов мышления обусловлены у разных людей прежде всего специфичностью задач, которые им приходится решать, они связаны также с индивидуальными особенностями, которые складываются в связи с характером деятельности». В современной психологической науке с процессом мышления связывают интеллект, который, с одной стороны, рассматривают как глобальную интегральную биопсихическую особенность человека, характеризующую его возможности в адаптации.
Другая трактовка интеллекта, более узкая, объединяет в этом понятии обобщенную характеристику умственных способностей человека [3, С. 309]. Следует отметить, что участие мышления в адаптации не ограничивается лишь формированием базовых понятий. При формировании поведения человек исходит из существующих в обществе моральных ценностей, своих личных интересов и тех задач, которые ему необходимо решить. При этом процессы и действия технического мышления, а также те свойства личности, которые благоприятствуют их протеканию, можно развивать и совершенствовать в процессе воспитания и обучения через решение проблемных технических задач. Рассматривая особенности предметно специфического вида мышления, можно отметить, что их структура состоит из последовательно укрупняющихся компонентов от простых умственных операций до способов умственных действий, а также алгоритмов их применения.
Поэтому предметно специфические виды мышления в образовании становятся содержанием обучения. Проблема становления, формирования и принятия термина «техническое мышление» крайне интересна и актуальна в настоящее время. Это связано со стремительным и многогранным развитием науки, постоянным изменением и усложнением технических средств производства, вновь проявляемому интересу к инженерным специальностям, в том числе и на государственном уровне.
Отдельные аспекты проблемы формирования технического мышления являются традиционными для психологии, педагогики и философии начиная со времен античности. В трудах Аристотеля встречаются размышления о том, что есть два вида мышления: теоретическое, направленное на познание всеобщего, и практическое, требующее применения законов всеобщего к частным случаям.
Большое значение для успешного решения конструктивно-технических задач, по мнению Т.В. Кудрявцева, является опора на восприятие графических изображений (наглядно-технических средств) и умения оперировать динамическими пространственными образами. Возникновение таких представлений существенно облегчает процесс конструирования машин и механизмов. Динамические пространственные представления позволяют увидеть пространственные связи и отношения между частями устройства. Успешное решение разных видов конструктивно-технических задач служит одним из показателей развития технического мышления. Т.В. Кудрявцев определяет техническое мышление как «тесный сплав мыслительных и практических действий в их взаимозависимостях и взаимопереходах» [19, с. 212.].
К теоретическим действиям относятся:
-
действия, направленные на оперирование уже известными техническими понятиями, лежащими в основе понимания; -
действия, нацеленные на формирование новых технических понятий в сочетании с ранее усвоенными, на базе которых создается та или иная система знаний; -
теоретические действия, на основе которых проводится планирование предстоящей деятельности, осуществляется умственный эксперимент, операции по преобразованию имеющейся ситуации.
К практическим действиям отнесены:
-
исполнительские, -
пробно-поисковые, -
контрольные и контрольно-регулировочные, -
действия, имеющие целью получение новых идей.
Интеллектуальное мышление рассматривается как важнейший компонент профессиональной подготовки, который формируется в процессе системного, преемственного, непрерывного образования.
Интеллектуальное мышление — это не только представления об инженерной картине мира, но и умения: создавать новые технологии;
-
преобразовывать и совершенствовать имеющиеся технологии; -
структурировать информацию для работы системы человек — машина (искусственный интеллект); -
владеть профессиональной коммуникацией;
В научной литературе встречается также понятие «Интеллектуальное мышление». Попытки разграничить эти понятия ведутся различными исследователями. Технологическое мышление — это совокупность умений ориентировать свою деятельность в различных производственных ситуациях, представлять комплекс явлений, протекающих в технологических процессах [6].
Интеллектуальное мышление — это способ мышления, при котором целостно воспринимается
, осмысливается и осознается целенаправленный процесс сбора, анализа и преобразования информации для оптимального решения интеллектуальных задач. Концепция предметно-специфического вида мышления предполагает наличие определённой иерархии интеллектуальных процессов, завершающейся высшей единицей продуктивного интеллекта — видом мышления: умственная операция; умственное действие; приём умственной деятельности; способ умственной деятельности; вид мышления.
Эта концепция очень удобна для организации развития определённого вида предметно-специфического мышления, поскольку позволяет распределить содержание, методы и этапы обучения от простых интеллектуальных операций до видов предметно-специфического мышления.
Умственная операция — из определённого набора таких действий формируются умственные предметно-специфические действия. Обычно эти операции лежат в основе инструкции к операции, например: посмотри, сосредоточься на…, вспомни, различи, сравни, проанализируй и т.д.
Умственное действие — это набор умственных операций, обеспечивающих некоторое логически завершённое действие. Обычно умственное действие отражено в инструкции к действию. Такая инструкция предполагает выполнение нескольких умственных операций одновременно, укрупняя их в действие, например: посчитай сколько…?, Установи, какого размера…?, Опиши из чего состоит…?, Упорядочить по критерию, переместить.
Приём умственной деятельности — это комплекс умственных действий, позволяющий выполнять учебную задачу как промежуточный результат обучения, необходимый для выполнения технологического задания.
Приём основан на чёткой последовательности применения включённых в него умственных действий, т.е. жестком алгоритме действий, позволяющих выполнить поставленную инструкцией задачу, например: сопоставь; определи совпадения и различия; объясни смысл…, что является причиной того, что…?, найти общее из предложенного, преобразовать объект одного вида в другой и т.д.
Способ умственной деятельности — это также алгоритмизированный комплекс приёмов умственной деятельности, позволяющий выполнить как сложную учебную задачу, так и технологическое задание.
Способ умственной деятельности, как правило, состоит из нескольких приёмов умственной деятельности, применение которых в заданном алгоритме гарантирует успешность выполнения технологического задания.
Например: создание модели, оценивание эффективности деятельности, планирование деятельности, выбор оптимального варианта из предложенных, дать прогноз преобразовательной деятельности и т.д.
Вид мышления — в нашем понимании — это продуктивно ориентированная интеллектуальная деятельность, заключающаяся в системе разнообразных способов умственной деятельности, объединённым универсальным алгоритмом применения, позволяющим осмысливать и выполнять сложные виды конкретной специфической деятельности, например математическую деятельность, техническую деятельность, технологическую деятельность и т.д.
В связи с этим, нами выделены основные умения, соответственные интеллектуальному виду мышления:
-
умение моделировать (создание информационных моделей технологических процессов и явлений, обоснование их разнообразных вариантов на основе правила получения конечного результата деятельности «рационально-оптимально») технологические процессы; -
умение переносить знания из одной предметной области в другую с целью их применения для целостного описания технологических ситуаций разного вида; -
умение строить причинно-следственные связи, переходить с одного уровня обобщения на другой при решении технологических задач; -
умение находить общие основания для интеграции различных предметных областей и получать обобщённые представления о технологическом мире; -
умения добывать и преобразовывать информацию (пользоваться различного рода источниками информации для решения различных технологических задач).
2.Программа внеурочной деятельности по технологии по интеллектуальной робототехнике
Новые ФГОС требуют освоения основ конструкторской и проектно-исследовательской деятельности, и программа по робототехнике полностью удовлетворяет эти требования. В соответствии с целью исследования была разработана программа внеурочной деятельности по технологии по образовательной робототехнике, которая представлена в Приложении. Программа «Интеллектуальная робототехника» имеет техническую направленность, реализуется во внеурочной деятельности и предназначена для учащихся.
По программе предусмотрено проведение двух занятий в неделю. Для контроля знаний и умений выбраны следующие формы:
-
защита проекта, -
участие в соревнованиях, -
выставка моделей, -
участие в конкурсах.
Целью программы является развитие технического мышления учащихся. Этому способствуют различные виды технического творчества, включенные в программу, интегрированный характер занятий (интеграция информатики, математики, физики, черчения, технологии).
В основе программы — творческое, самостоятельное выполнение практических заданий задания в форме описания поставленной задачи или проблемы, дают возможность обучающемуся независимо и самостоятельно выбирать пути ее решения в отличие от типичных лабораторных заданий, где присутствует готовые указание, требующие лишь повторения заранее предписанных действий.
Основной акцент в освоение данной программы делается на использование проектной деятельности в создании роботов, что позволяет получить полноценные и конкурентоспособные продукты.
Проектная деятельность, используемая в процессе обучения, способствует развитию ключевых компетентностей обучающегося, а также обеспечивает связь процесса обучения с практической деятельности за рамками образовательного процесса.
Развитию технического мышления также способствует то, что учащиеся знакомятся с основами алгоритмизации и программирования. Учащиеся изучают принципы работы многих механизмов, получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации и механизмов, моделировании работы систем.
Образовательный процесс по программе осуществляется в следующих формах:
-
занятие теоретического характера; -
занятие практического характера; -
соревнование.
Развитие технического мышления осуществляется посредством комплекса взаимосвязанных методов обучения: метод проектов;
объяснительно-иллюстративный метод (предъявление информации различными способами — объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);
эвристический — метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);
проблемный — постановка проблемы и самостоятельный поиск ее решения обучающимися.
Значительную часть времени по программе занимают занятия практического характера с использованием метода проектов и эвристического метода.
Программа рассчитана на несколько этапов:
-
пропедевтический — ознакомление с основами конструирования, умение работать по схемам, составлять простейшие модели; -
ведущий метод — объяснительно-иллюстративный, метод проектов; -
основной — углубление знаний и практических умений конструировать модели, упор на самостоятельную творческую деятельность учащихся; -
ведущий метод — эвристический, проблемный, методы проектов.