ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема детей и детства в рассказах А.П. Чехова «Ванька» и «Спать хочется»
В рассказах Чехова о детях фиксируются этико-психологические проблемы, возникающие от непонимания взрослыми мира ребенка и от столкновения детей с миром взрослых. Доказывается, что писатель, размышляя о детях, думал о «взрослых» проблемах, ставших для него «больными вопросами», в том числе о красоте человеческой и природной, о вольных и счастливых людях, о самой возможности счастья.
Мир ребенка, необычный, неожиданный, яркий — целая область эстетических и этических интересов А. П. Чехова. Для него это особый мир, дети у него — особые люди. Чехова не привлекала литература собственно детская, но его крайне волновала сама стихия детства, притягивал внутренний мир детей, еще не испорченный влиянием общественной среды. В детском сознании он находил неискушенный, гармоничный взгляд на жизнь в ее целостном единстве. Детская тема давала выход его эмоциональному стремлению понять, как соотносится мир взрослых с миром детей. Большая часть произведений Чехова о детях приходится на вторую половину 1880-х гг.
Лишённые детства герои рассказов «Ванька», «Спать хочется». А.П. Чехов в своих рассказах «Ванька», «Спать хочется» поднимает проблему, связанную с положением детей в непростом мире социального неравенства. В его рассказах за смешными моментами выступает горькое, даже трагическое, ещё больше обострённое тем, что героями этих произведений являются дети, оставшиеся без родителей («Ванька»), или же живущие с родителями, которые не имеют средств к существованию («Спать хочется»), вынужденные с ранних лет работать, изнывающие от голода, недосыпа, постоянных побоев и унижений со стороны хозяев. Это дети, лишённые детства.
Наверно, трудно найти более хрестоматийного литературного героя, чем чеховский Ванька Жуков из рассказа «Ванька» (1886). Кроме ярко выраженных социальных мотивов, в этом произведении есть и глубочайший психологический портрет, и удивительное сочетание трагизма и юмора.
Поразителен талант мальчика, богатство его воображения, его наблюдательность, память, вместившая все впечатления детства. Чехов явно любуется своим героем, ведя рассказ от его лица. Поэтичнейше, с пушкинской простотой описана природа, — этот эпизод существует и в контексте воспоминаний Ваньки и как бы сам по себе. Образ деревни прекрасен, как прекрасна и заманчива мысль мальчика о возвращении домой. Когда Ванька рассказывает о своей беспросветной жизни в учении у сапожника, появляются «ейный», «харя», «морда», «трескают». Грубый быт рождает и соответствующие слова. А воспоминания о жизни дома, в деревне, связаны с прекрасным. И слова, в которые облекаются картины воспоминаний, — яркие, образные, светлые. «Убаюканный сладкими надеждами, он, час спустя, крепко спал. Ему снилась печка. На
печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам».
Этот маленький литературный шедевр достигает высот трагедии. Горькая сиротская судьба мальчика воспринимается и в более широком смысле. Ведь дедушка Константин Макарыч отправил любимого внука в город, думая, что там ему будет лучше, чем в родной деревне. «Ванька», как и многие произведения Чехова, — об одиночестве, о том, как трудно быть понятым, о невозможности предощутить страдание другого человека.
Незащищенность ребенка от произвола взрослых может толкнуть его на поступок ужасный. Взрослые ставят ребенка в условия, когда само физическое существование становится для него невыносимым, и в его душе происходят страшные, непоправимые перемены – он просто перестает быть ребенком, как Варька в рассказе «Спать хочется» (1888). В одном лице прислуга, горничная, прачка и нянька, эта тринадцатилетняя девочка не выдерживает тяжести бессонных ночей.
Измученная девочка в бессознании, а «ребенок плачет. Он давно уже осип и изнемог от плача, но все еще кричит, и неизвестно, когда он уймется. А Варьке хочется спать. Глаза ее слипаются, голову тянет вниз, шея болит!»
У Варьки нет даже светлых воспоминаний о деревенской жизни, как у Ваньки Жукова. Ее грезы окрашены в недетские, мрачные тона: темные облака, холодный, суровый туман, какие-то обозы, люди с котомками и тени, бегущие по жидкой грязи Сон и явь, соперничая друг с другом в мрачности, давят на мозг Варьки, она на грани безумия.
Очевидно, практика жизни «в людях» была достаточно распространенным явлением в описываемое время. Не избежали этого в силу разных причин герои двух рассказов А. Чехова Ваня Жуков и девочка Варя - об этом мы узнаём со страниц рассказов.
Попытаемся провести сравнительный анализ некоторых фактов, обозначенных в произведениях, тем самым выявим возможные сходства и различия в условиях жизни персонажей, что, конечно, влияет на раскрытие автором темы безрадостного детства Ваньки и Варьки.
Конечно, рассказы очень похожи. Во-первых, их сближает общая тема: в том и другом произведении показан ребенок, служащий в хозяйском доме; Ваньке - 9 лет, Варьке - 13. Оба 1) работают и 2) живут у хозяев, промышляющих сапожным ремеслом. В обоих рассказах условия жизни детей оставляют желать лучшего, так как, кроме работы, времени или совсем не остаётся (как у Варьки), или почти ни на что не остаётся (как у Ваньки), и в этом мы видим небольшое различие. Посмотрим, например, как живётся Ваньке (это мы узнаём из его письма деду): «
Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт чем попаядя. А еды нету никакой... А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья во двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул». Не правда ли, знакомая ситуация? В рассказе «Спать хочется» точно такая работа выполняется Варькой, в конце концов сводя её с ума: «Нянька Варька, девочка лет тринадцати, качает колыбель, в которой лежит ребёнок... Варька моет лестницу, убирает комнаты, потом топит... печь и бежит в лавочку. Работы много, нет ни одной минуты свободной». Говоря иначе, условия жизни Ваньки несколько выгоднее. Такое утверждение мы делаем на основании авторского стремления показать читателю, что пускай в ночь перед Рождеством, но у него есть физическая возможность написать деду. У Варьки же, как видно из текста рассказа, свободного времени нет совсем.
Кроме того, читателю известно, что Ванька работает у сапожника Аляхина три месяца; сколько же работает у хозяина-сапожника Варька, мы не знаем. После выяснения этого обстоятельства вполне можно заключить, что Ваня Жуков, будучи случайно грамотным, пытается противостоять жизненной ситуации, в которой он оказался, достаточно цивилизованно; Варька тоже пытается, но - по-своему. Как известно, попытки обоих детей «освободиться» от физических страданий, облегчить их ни к чему не привели.
То обстоятельство, что Ванька и Варька оказались «в людях», вполне закономерно по той причине, что они сироты. В случае с Варькой автор не указывает причину её появления в доме сапожника. По нашему мнению, он делает это умышленно: читатель сам догадается о ней, так как, скорее всего, ему уже известен рассказ «Ванька», вышедший двумя годами ранее, где эта причина обозначена: «Когда Пелагея (мать Ваньки) умерла, сироту Ваньку отправили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину...». Варька попадает в услужение также после смертей родителей; интересно в этой связи, что смерть её отца показана очень подробно, а об уходе матери нет ни слова. Образы же живых родителей постоянно всплывают в её затуманенном бессонницей сознании; создаётся впечатление, что таким образом она ОЧЕНЬ мечтает вернуть то время, когда они были живы. Эти образы - последние в череде других, которые Варька видит в заключительном печальном полусне: «Варька видит опять грязное шоссе, людей с котомками, Пелагею, отца Ефима».
Таким образом, параллельный мир взрослых в большинстве случаев бесцеремонно нарушает гармонию мира ребенка и предстает в отталкивающей неприглядности. Дети у Чехова не принимают мир взрослых, они, как правило, далеки от его фальши, жестокости, равнодушия. Поэтому чеховские маленькие герои часто одиноки и беззащитны. «Равнодушие — постоянный фон в рассказах писателя», но «герои равнодушны и отчуждены не в силу своих индивидуальных недостатков, а в силу всеобщих свойств мира, в котором они живут», поэтому они «никогда не несут зло своим близким сознательно». Взрослые обрекают детей на одиночество, сами того не осознавая, просто потому что так пошло.
«Детские» рассказы Чехова — одна из форм выражения идеала писателя, художественная конструкция взаимосвязей между людьми вообще. Своими рассказами о «недетской» жизни детей писатель взволнованно говорил о том, что дети вправе быть собой, что детство должно быть действительно детством. Размышляя о детях, писатель думал о «взрослых» проблемах, ставших для него «больными вопросами». «Детская» тема у Чехова связана с коренными его размышлениями о нескладной жизни, «убыточной» и ненормальной, о корысти и расчете, отравляющих жизнь людей.