Файл: Правила техники безопасности при занятиях фк на дому и количество занятий Особенности организации уроков фк в домашних условиях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенности преподавания дисциплины «Физическая культура» в условиях дистанционного обучения

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ:

«Особенности преподавания дисциплины «Физическая культура» в условиях дистанционного обучения»

Автор: Богомолов Б.Д

учитель физической культуры

р.п. Многовершинный, 2020г.

Оглавление

  1. Введение

    1. Актуальность

  2. Преподавание дисциплины «Физическая культура (ФК)» в условиях дистанционного обучения

    1. Платформы для проведения онлайн-занятий

    2. Правила техники безопасности при занятиях ФК на дому и количество занятий

    3. Особенности организации уроков ФК в домашних условиях

    4.  Принципы и правила педагогического взаимодействия на занятиях ФК в дистанционном режиме.

    5. Формы организации дистанционного взаимодействия педагога и ученика

    6. Контроль в дистанционном образовании

  3. Заключение



  1. Введение

    1. Актуальность

Актуальность данной темы продиктована сложившимися социальными реалиями. В российской системе образования всё большую роль начинает играть направление дистанционного обучения. Учащиеся, находясь в режиме дистанционного обучения, должны получить возможность полноценного образования в соответствии законодательством Российской Федерации. Формат дистанционного обучения удовлетворяет такую потребность обучаемого. Однако, несмотря на высокий уровень развития информационных технологий, дистанционное образование не имеет готовых решений в преподавании школьного предмета «Физическая культура». 

2.      Преподавание дисциплины «Физическая культура» в условиях дистанционного обучения

2.1.   Платформы для проведения онлайн-занятий

Обратимся к определениям. А.В. Андреев даёт следующее определение «дистанционного обучения». «
Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [1]. А.М. Анисимов подчеркивает «…дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством» [2].

А.В. Белозубов обращает внимание, что «целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся в образовательных учреждениях среднего полного образования возможности освоения основных и дополнительных образовательных программ основного и среднего образования (далее – образовательные программы) непосредственно по месту жительства или временного пребывания (нахождения)» [3].

Таким образом, резко возросший за последние годы спрос на подобного рода образовательные услуги диктуется, очевидно, реалиями современной жизни.

В чём же заключается эффективность применения компьютера на уроке? Ведь физкультура – это, прежде всего движение. Специфика каждого предмета разнообразна, но общий принцип, один – задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача учителя, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность учащегося.

Так, в своей работе в дистанционном формате я использую специальные платформы для проведения онлайн-занятий. Zoom (ссылка для скачиванияссылка для ознакомления с инструкцией к программе).  Moodle (ссылка для скачиванияссылка для ознакомления с инструкцией к программе).  Во время проведения онлайн-занятий так же использовал видеохостинг YouTube (ссылка). На этом сайте представлено очень много видеороликов с примерами занятий по физической культуре (например). Для самостоятельной работы школьников можно использовать сайты  «Российской электронной школы» (ссылка) и «Московской электронной школы» (ссылка). 

Проводить занятия в дистанционном формате можно через специальные платформы для проведения онлайн-занятий. Например: 



Класс

Название урока

Ссылка на учебные материалы

5

Физкультминутки и физкультпаузы в течение учебного дня

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7443/main/263049/




Физическая нагрузка и её дозирование

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7447/main/262861/




Самонаблюдение и самоконтроль

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7448/main/262829/




Развитие координации

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7451/main/262920/




Развитие гибкости

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7450/main/263267/




Дыхательная гимнастика

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7452/main/261321/




Формирование стройной фигуры

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7453/main/261423/




Гимнастика с основами акробатики

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7455/main/263075/




Акробатические упражнения

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7456/main/263333/




Лёгкая атлетика. Техника бега

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7459/main/262740/




Лёгкая атлетика. Техника прыжка в длину с разбега

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7460/main/262705/




Лёгкая атлетика. Техника метания малого мяча

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7461/main/262798/




Технические элементы игры в баскетбол

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7464/main/261481/




Технические элементы игры в волейбол

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7465/main/261451/




Технические элементы игры в футбол

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7466/start/262671/




Национальные виды спорта

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7467/main/262644/

6

Упражнения для коррекции фигуры

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7138/main/261680/




Упражнения для профилактики нарушения осанки

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7140/main/262091/




Акробатические комбинации

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7141/main/262059/




Упражнения на гимнастическом бревне и невысокой перекладине

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7142/main/261995/




Упражнения на брусьях

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7143/main/261574/




Лазанье

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7145/main/262486/




Техника бега на короткие дистанции

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7146/main/262586/




Техника эстафетного бега, бега с препятствиями

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7147/main/261612/




Техника прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7148/main/262259/




Техника метания малого мяча на точность

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7149/main/262324/




Технические элементы игры в баскетбол

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7154/main/271458/




Технико-тактические действия в баскетболе

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7155/main/262387/




Технические элементы игры в волейбол

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7156/main/262460/




Тактические действия в волейболе

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7157/main/266591/




Технические элементы игры в футбол

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7158/main/262291/




Тактические действия в футболе

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7159/main/262555/

7

Техника приема и передачи мяча в волейболе

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3109/main/




Техника подачи мяча в волейболе

Гимнастика. Висы и упоры на снарядах

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3418/main/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3417/main/




Техника основных акробатических элементов

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3106/main/




Футбол. Техника бега футболистов

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3201/main/




Футбол. Действия футболиста без мяча

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3200/main/




Основные правила игры в волейбол

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3199/main/




Техника передвижений и остановок баскетболиста

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3198/main/




Баскетбол. Подготовительные упражнения

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3197/main/




Основные виды лёгкой атлетики

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3165/main/




Техника прыжков в длину и высоту

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3460/main/

8

Оценка эффективности занятий физическими упражнениями

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3097/main/




Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3223/main/




Техника подачи мяча в волейболе

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3418/main/




Техника прямого нападающего удара

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3418/main/




Основные правила игры в футбол

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3216/main/




Техника выполнения основных элементов игры в футбол

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3215/main/




Специальная физическая подготовка футболистов

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3455/main/




История и основные правила игры в баскетбол

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3214/main/




Техника выполнения основных элементов игры в баскетбол

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3213/main/




Специальные приёмы и действия баскетболиста

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3464/main/




Основные виды лёгкой атлетики

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3463/main/




Техника высокого старта и бега по дистанции

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3212/main/




Техника бега на короткие, средние и длинные дистанции

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3211/main/

9

Развитие основных физических качеств

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3240/main/




Техника выполнения кувырка вперед в группировке, кувырка назад

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3239/main/




Технические элемента бега на длинные дистанции

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3422/main/




Технические элемента бега на средние дистанции

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3421/main/




Техника бега на средние и длинные дистанции

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3238/main/




Тактические действия в спортивных играх

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3462/main/




История и основные правила игры в футбол

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3234/main/




Основы тактических построений в футболе

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3233/main/




Основные технические элементы игры в футбол

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3466/main/




История баскетбола

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3456/main/




Техника броска одной и двумя руками

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3232/main/




Основные технические элементы игры в баскетбол

Прикладная физическая культура

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3231/main/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3420/main/


2.2.   Правила техники безопасности при занятиях ФК на дому и рекомендуемое количество занятий

Несомненно, что необходимо соблюдать правила техники безопасности при занятиях на дому. Правила техники безопасности направлены на минимизацию травматизма во время занятия и обязательны к выполнению всеми участниками процесса обучения. 

 Вводные положения  

Во время проведения занятий по ФК необходимо исключить возможность:  

травм при падении на неровной поверхности;  

травм при нахождении на небезопасном расстоянии от мебели, бытовых приборов и т.п.; 

травм вследствие плохой разминки; 

травм при столкновении в ходе выполнения гимнастических упражнений; 

травм в ходе несоблюдения правил проведения подвижных игр в домашних условиях.  

Для минимизации рисков необходимо выделить для ученика хорошо освещенное, хорошо проветриваемое пространство, площадью не менее трех метров в радиусе.  

К основной программе занятий могут быть допущены учащиеся первой медицинской группы здоровья. 

Учащиеся 2 и 3 медицинских групп здоровья занимаются по адаптированным для данных показателей здоровья программам. 

Ученики, имеющие полное либо частичное освобождение от занятий по ФК, занимаются по адаптированным программам занятий. 

Ученики обязаны заниматься в спортивной форме, не стесняющей движений, в спортивной обуви с нескользящей подошвой. 

При выполнении упражнений запрещается жевать жевательную резинку и употреблять пищу. 

После физической нагрузки ученикам нельзя пить холодную воду во избежание простудных заболеваний. 

 До начала занятий 

Ученики должны переодеться в спортивную обувь и форму. Необходимо снять с себя все украшения, предметы, представляющие опасность: браслеты, перстни, ремни т.п. 

Одежда должна быть свободной и не стеснять движения учащегося во время проведения занятия. Длина спортивных штанов не должна быть ниже пятки. Спортивная обувь должна соответствовать размеру ноги и иметь нескользящую подошву. Обувь должна быть легкой.  

Ученики должны знакомиться с видеоматериалами и конспектами занятий, предстоящих к выполнению. 

 Во время занятий  

Необходимо безукоризненно выполнять инструкции и рекомендации учителя по технике безопасности при проведении занятий ФК на дому. 


Каждое занятие необходимо начинать с разминки и заканчивать заминкой. 

Запрещается выполнять прыжки, вращения, подскоки и другие сложнокоординационные действия вблизи мебели и бытового оборудования, во избежание травм. 

Запрещается выполнять прыжки, вращения, подскоки и другие сложнокоординационные действия на неровной, нестабильной, скользкой поверхности (ковры, скользкий пол, плитка, кафель), нельзя приземлять после прыжка, переводя вес тела на верхние конечности. 

Во время выполнения упражнений соблюдать дистанцию, избегать несанкционированных падений, столкновений с мебелью, бытовыми приборами и т.п. 

Для предотвращения столкновения частей тела с мебелью и бытовыми приборами, необходимо проверить недосягаемость всех предметов до ученика во время выполнения движений.  

Для профилактики травмоопасных ситуаций следует убрать с пола все мелкие предметы в радиусе трех метров. 

При выполнении упражнения следуют соблюдать технику выполнения данного упражнения. 

При ухудшении самочувствия во время занятия незамедлительно прекратить его, сообщив учителю дистанционно. 

 После окончания занятий 

Ученики моют руки с мылом и теплой водой, умывают лицо (по возможности принимают тёплый душ) 

Переодеваются в повседневную одежду и обувь. 

         В связи с режимом самоизоляции населения следует увеличить количество занятий в домашних условиях. Так как самоизоляция подразумевает под собой нахождение в режиме карантина на дому, в данной ситуации обучающиеся маломобильны, соответственно двигательные задачи у школьников различных возрастов не решаются в должной мере.  Рекомендуется распределение нагрузки на неделе в соответствии с возрастом, уровнем подготовленности и функциональными способностями учеников. В таблице 1 представлено рекомендуемое количество занятий физическими упражнениями, среди которых онлайн-уроки ФК, проводимые педагогом, утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельные занятия физическими упражнениями под наблюдением родителей.  Характер, структура и содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями предлагается педагогом ФК или тренером, если обучаемый занимается в спортивной секции. Длительность занятий определяется педагогом или указана в рекомендациях самостоятельными занятиями физическими упражнениями. 

Таблица 1.  

Рекомендованное количество проведений уроков ФК и утренних гигиенических гимнастик (УГГ) на дому, в условиях карантина, в неделю.