Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Внутригрупповой конфликт
Конфликт между личностью и группой - ситуация, при которой возникает несоответствие между принятыми в конкретном обществе нормами поведения и действиями другого человека. Конфликт «личность-группа» возникает в среде групповых взаимоотношений и отличается рядом особенностей:
-
субъектом в данном типе конфликтов выступает личность, в противовес которой выступает группа. Следовательно, конфликтное взаимодействие здесь проходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены первым субъектом в индивидуальных взглядах и оценках, а вторым - в групповых; -
причины конфликта непосредственно связаны с положением индивида в группе (роль, положение, статус, внутренняя установка, групповые нормы); -
в качестве форм проявления конфликта могут быть применены групповые санкции, ограничение или полное сокращение неформализованного общения членов группы с конфликтующим, резкая критика, создание нервозной обстановки, манипуляции, подавление и т.д.
-
Межгрупповой конфликт
Межгрупповой конфликт - противоречия, возникающие между малыми социальными группами (школьными классами, студенческими группами, микрогруппами внутри рабочего коллектива и т.д.) [2]. Исходя из сложности и многообразия социальных институтов в современном мире, можно говорить о конфликтах между малыми и большими группами (религиозные противоречия, классовые и этнические конфликты), формальными и неформальными группами и т.д.
Впервые межгрупповая враждебность была описана Зигмундом Фрейдом, который утверждал факт ее универсальности в любом взаимодействии групп. Он определил функцию враждебности, объяснив ее как средство поддержания сплоченности групп.
Сплочённость групп, в свою очередь, может достигаться за счёт «внутригруппового фаворитизма». Его смысл заключается в тенденции всячески благоприятствовать членам собственной команды в противовес членам другой («дружить против»). Он может проявляться как во внешне наблюдаемом поведении, так и при формировании мнений, суждений, оценок, относящихся к членам собственной команды. Эти эффекты могут действовать в различных ситуациях и на различных уровнях социального взаимодействия [10].
3. Динамика и трансформация конфликта
Важным моментом динамики конфликта является его возможный переход из одних форм в другие. Диапазон таких переходов весьма широк. Например, внутренний конфликт (внутриличностный, внутригрупповой) может переходить во внешний (межличностный, межгрупповой) и внешний – во внутренний. Последнее, в частности, имеет место в случае частичного разрешения конфликтов, когда тем или иным образом пресекается конфликтное поведение, направленное вовне, но внутреннее стремление к этому конфликтному поведению не исчезает, а лишь сдерживается, порождая тем самым внутреннее напряжение, внутренний конфликт. Далее, упоминавшийся уже ложный конфликт, то есть конфликт, возникающий при отсутствии объективной конфликтной ситуации в силу ошибочного взаимного восприятия сторон, может трансформироваться в истинный, подлинный. Аналогичным образом истинный (ложный) конфликт по одному поводу может перейти в истинный (ложный) конфликт по другому поводу и так далее. Последнее, например, происходит, когда конфликт, возникший на личной почве, перерастает в деловой и обратно [8].
При исследовании взаимоотношений в различных группах довольно часто также приходится сталкиваться с серией частных, на первый взгляд, неоправданных конфликтов, которые на самом деле репрезентируют какой-то глубокий, серьезный конфликт. Последний, являясь базовым, иррадиирует, обрастая совокупностью внешних, более мелких конфликтов.
Заключение
Конфликт представляет собой сложный и динамичный процесс. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.
Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Во многих ситуациях они помогают выявить разнообразие точек зрения, дают дополнительную информацию, позволяют выявить большее число альтернатив и т.д. Это, в свою очередь, делает процесс принятия решения группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти.
Список литературы
-
Геранюшкина Г. П. Управление конфликтами и организация переговорного процесса: учеб. пособие / Г. П. Геранюшкина. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2015. - 174 с -
Горбунова М.Ю. Общая социология – М.: Эксмо, 2008. – 160 с. -
Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008 – 544 с. -
Добрина О.А. Практическая психология конфликта: современные психотехнологии: учебно-методическое пособие и хрестоматия / О.А. Добрина. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2004. – 208 с. -
Классификации конфликтов // Психология управления [сайт] URL: https://studme.org/123675/menedzhment/klassifikatsii_konfliktov (Дата обращения: 12.05.2023) -
Классификация конфликтов // Психология конфликта [сайт] URL: https://psylaser.ru/lectures/psychology-conflict/classification-conflicts.html (Дата обращения: 12.05.2023) -
Конфликтология : учебное пособие / Е.А. Замедлина. — 2-е изд. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2022. — 141 с. -
Лютова С.Н. Основы психологии и коммуникативной компетенции: курс лекций. – М.: МГИМО-Университет, 2007. – с. 198. -
Столяренко, Л. Д. Социальная психология: учебное пособие для среднего профессионального образования. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2019. - 219 с. -
Халеева А.А. К вопросу о типологии конфликтов: современный подход III Международная научно-практическая конференция «Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» НОО «Цифровая наука». – 2020. – Саратов. - с.198-202