Файл: Великая Отечественная война 19411945 гг. Основные этапы и сражения Великой Отечественной войны.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На средства церкви была построена танковая колонна имени Дмитрия Донского, в состав которой вошли 40 танков Т-34. Общий материальный вклад в фонд обороны составил 300 млн рублей. Встреча Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и другими священнослужителями в сентябре 1943 г. положила начало возрождению церковной жизни в СССР под государственным контролем и вовлечению церкви во внешнюю политику. 14 сентября 1943 г. был создан Совет по делам Русской православной церкви, часть храмов возвращена церкви.
Мобилизационные возможности советской системы, помноженные в годы Великой Отечественной войны на патриотизм и жертвенность народа, сыграли важную роль в организации отпора врагу, особенно на начальном этапе войны.
Призыв «Всё для фронта, всё для победы!» был воспринят всем народом. Сотни тысяч советских граждан добровольно уходили в действующую армию. Только за неделю с начала войны было мобилизовано свыше 5 млн человек.
30 июня 1941 г. был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО) — чрезвычайный высший государственный орган во главе с И. В. Сталиным. В годы войны ГКО сосредоточил в своих руках всю полноту власти в стране.
С первых же дней войны все промышленные и научные учреждения страны приступили к перестройке своей работы в соответствии с нуждами обороны. На период военного времени все трудоспособное население городов мобилизовывалось для работы на производстве и строительстве. Указом «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» от 26 июня 1941 г. устанавливался рабочий день продолжительностью 11 часов, вводились обязательные сверхурочные работы, отменялись отпуска. Вновь вводилась карточная система распределения продуктов среди населения.
Важной стороной создания военной экономики явилось перемещение в глубокий тыл промышленных предприятий, оборудования, материальных и культурных ценностей.
Значительную роль в функционировании советской военной экономики, особенно на начальном этапе, сыграли западные поставки. Для перестраивающейся на военный лад советской экономики, производство в важнейших отраслях которой сократилось от 30 до 70 %, поставка недостающих критически важных элементов имела принципиальное значение.
В соответствии с подписанным 1 октября 1941 г. первым Московским протоколом о военных поставках США и Великобритания в 1941—1942 гг. ежемесячно отправляли в СССР значительное количество вооружения, сырья и военных материалов. (РККА получила 4697 единиц танков). С июля 1942 г. на СССР официально распространилось действие американского закона о ленд-лизе, в соответствии с которым Советский Союз получил в 1941-1945 гг. грузов на сумму 11 млрд долл., в том числе более 22 тыс. самолетов, 12 700 танков, 376 тыс. грузовиков, 51 тыс. джипов, 4,5 млн т продовольствия, 2,1 млн т нефтепродуктов, 2000 паровозов, 281 военный корабль.
Фашистский «новый порядок» на оккупированных территориях. Партизанское движение
Фашизм явил миру чудовищные преступления против человечности. Варварский план тотального истребления народов Восточной Европы и прежде всего народов СССР был изложен в гитлеровском плане «Ост». Поэтому с самого начала войны немецко-фашистские оккупационные власти стали использовать экономику, природные богатства и трудовые ресурсы оккупированных территорий СССР для укрепления военно-экономического потенциала фашистской Германии. Их цели непосредственно вытекали из целей германского фашизма в войне против СССР: политической — уничтожить коммунистическую идеологию и Советское государство; экономической — превратить Советскую страну в аграрно-сырьевой придаток, источник дешевой рабочей силы, во внутреннюю колонию фашистской Германии. Как подчеркивалось в «Директивах по руководству экономикой во вновь оккупированных Boсточных областях», принятых еще до нападения на СССР, «совершенно неуместна точка зрения, будто оккупированные области должны быть как можно скорее приведены в порядок, а экономика их — восстановлена. Напротив, отношение к отдельным частям страны должно быть дифференцированным. Развитие хозяйства и поддержание порядка следует проводить только в тех областях, где мы можем добыть значительные резервы сельскохозяйственных продуктов и нефти. А в остальных частях страны, которые не могут прокормить сами себя, т.е. в Средней и Северной России, экономическая деятельность должна ограничиваться использованием обнаруженных запасов». Не случайно фашистские захватчики цинично отвергли основные принципы режима оккупации, содержащиеся в приложении к Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, согласно которым оккупированная территория остается территорией того государства, которому она принадлежала до оккупации, и поэтому оккупационные власти обязаны уважать законы, обычаи и традиции, существующие на занятой территории. Начиная с первых дней вступления на советскую территорию войск фашистской Германии и ее сателлитов стал устанавливаться жестокий режим, создавались лагеря смерти и гетто, повсеместно проводились аресты и расстрелы граждан. Во многих населенных пунктах имелись карательные органы оккупантов, в селах — полицейские, в крупных населенных пунктах — подразделение СС и охранные части. Для укрепления и поддержания оккупационного режима гитлеровцы широко использовали охранные дивизии, гестапо, контрразведку, полевую жандармерию, специальные отряды и команды для борьбы с партизанами, полицейские и антисоветские националистические формирования.
На оккупированных территориях фашисты запретили все советские государственные органы и общественные организации, жителям запрещалось без особого разрешения властей отлучаться из мест их постоянного проживания. Население оккупированных фашистами территорий не имело ни политических, ни экономических, ни юридических прав. Для граждан в возрасте от 18 до 45 лет (для граждан еврейской национальности от — 14 до 60 лет) вводилась трудовая повинность. Рабочий день даже на вредных производствах длился 14-16 ч в сутки. Лиц, уклонявшихся от работы, отправляли в каторжные тюрьмы или на виселицу. Оккупационные власти отказались снабжать население продовольствием. В особенно трудных экономических условиях оказались городские жители. Ряд городов были охвачены голодом. На оккупированных территориях вводились телесные наказания, штрафы, натуральные и денежные налоги, размеры которых большей частью устанавливались оккупационными властями произвольно. Введением налогов оккупанты хотели придать своей грабительской политике видимость «законности», хотя сами налоги большой частью вводились без учета возможностей их выплаты. К неплательщикам захватчики применяли репрессии вплоть до расстрела. Часто взимание налогов превращалось в крупные карательные операции. В годы войны в оккупированные районы стали возвращаться белоэмигранты, надеясь вернуть потерянные привилегии. В ряде районов создавались профашистские партии и союзы, из предателей формировались воинские подразделения. Они не оказали заметного влияния на ход боев на фронте или на сдерживание партизанского движения в тылу врага. Однако на их совести сотни тысяч погибших советских людей. Чем обернулась политика грабежа и насилия, видно из документов Государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний. За 1941-1945 гг. полностью или частично было уничтожено и разграблено почти 32 тыс. промышленных предприятий, 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, 4100 железнодорожных станций, 36 тыс. предприятий связи. Государственная комиссия установила, что материальный ущерб, причиненный немецко-фашистскими захватчиками Советскому Союза во время войны, составил около 30 % его национального богатства, а в районах, подвергшихся оккупации, — около двух третей. Несколько миллионов советских людей были угнаны на работы в Германию, отправлены в концентрационные лагеря смерти.
Несмотря на развязанный фашистами террор, с первых дней войны на оккупированной советской территории немцы столкнулись с активным сопротивлением жителей. Партизаны и подпольщики, действовавшие на временно оккупированных врагом территориях страны, внесли немалый вклад в отражение гитлеровской агрессии. В их рядах были и пожилые люди, и женщины, и подростки.
Еще в начале 1930-х гг. планом отражения вражеской агрессии предусматривалось широкое развертывание в тылу врага партизанской войны. Однако накануне фашистской агрессии в силу того, что в руководстве страны возобладала доктрина о войне на чужой территории, о войне малой кровью, практическая подготовка к партизанской войне была свернута, и партизанские отряды создавались ценой огромных усилий уже в ходе кровопролитных сражений. На борьбу с захватчиками людей поднимало прежде всего чувство патриотизма, желание защитить Родину, своих близких. В целях объединения усилий стихийно возникавших партизанских отрядов в тыл противника засылались связные и уполномоченные. Одновременно в прифронтовых районах в экстренном порядке создавались партизанские группы и отряды, которые затем переправляли через линию фронта.
Большое значение в развертывании партизанского движения сыграла принятая на седьмой день войны, 29 июня 1941 г., директива СНК и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей, в которой содержались указания создавать в занятых врагом районах для взрыва мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи партизанские отряды и диверсионные группы. Уже к концу 1941 г. в тылу врага действовало 3500 партизанских отрядов. Всего в годы войны в тылу врага с оружием в руках против немецких захватчиков сражались более 6 тыс. отрядов, в рядах которых насчитывалось более 2,8 млн человек. На начальном этапе войны партизаны в основном вели разведку и осуществляли отдельные диверсии в тылу врага. Но уже в начале 1942 г. взаимодействие партизан с войсками значительно расширилось. Они наносили удары по коммуникациям, штабам и складам противника, наводили авиацию на вражеские объекты.
Для координации действий партизанских отрядов в мае 1942 г. при Ставке Верховного главнокомандования был создан Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД), возглавил П.К. Пономаренко,
Мобилизационные возможности советской системы, помноженные в годы Великой Отечественной войны на патриотизм и жертвенность народа, сыграли важную роль в организации отпора врагу, особенно на начальном этапе войны.
Призыв «Всё для фронта, всё для победы!» был воспринят всем народом. Сотни тысяч советских граждан добровольно уходили в действующую армию. Только за неделю с начала войны было мобилизовано свыше 5 млн человек.
30 июня 1941 г. был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО) — чрезвычайный высший государственный орган во главе с И. В. Сталиным. В годы войны ГКО сосредоточил в своих руках всю полноту власти в стране.
С первых же дней войны все промышленные и научные учреждения страны приступили к перестройке своей работы в соответствии с нуждами обороны. На период военного времени все трудоспособное население городов мобилизовывалось для работы на производстве и строительстве. Указом «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» от 26 июня 1941 г. устанавливался рабочий день продолжительностью 11 часов, вводились обязательные сверхурочные работы, отменялись отпуска. Вновь вводилась карточная система распределения продуктов среди населения.
Важной стороной создания военной экономики явилось перемещение в глубокий тыл промышленных предприятий, оборудования, материальных и культурных ценностей.
Значительную роль в функционировании советской военной экономики, особенно на начальном этапе, сыграли западные поставки. Для перестраивающейся на военный лад советской экономики, производство в важнейших отраслях которой сократилось от 30 до 70 %, поставка недостающих критически важных элементов имела принципиальное значение.
В соответствии с подписанным 1 октября 1941 г. первым Московским протоколом о военных поставках США и Великобритания в 1941—1942 гг. ежемесячно отправляли в СССР значительное количество вооружения, сырья и военных материалов. (РККА получила 4697 единиц танков). С июля 1942 г. на СССР официально распространилось действие американского закона о ленд-лизе, в соответствии с которым Советский Союз получил в 1941-1945 гг. грузов на сумму 11 млрд долл., в том числе более 22 тыс. самолетов, 12 700 танков, 376 тыс. грузовиков, 51 тыс. джипов, 4,5 млн т продовольствия, 2,1 млн т нефтепродуктов, 2000 паровозов, 281 военный корабль.
Фашистский «новый порядок» на оккупированных территориях. Партизанское движение
Фашизм явил миру чудовищные преступления против человечности. Варварский план тотального истребления народов Восточной Европы и прежде всего народов СССР был изложен в гитлеровском плане «Ост». Поэтому с самого начала войны немецко-фашистские оккупационные власти стали использовать экономику, природные богатства и трудовые ресурсы оккупированных территорий СССР для укрепления военно-экономического потенциала фашистской Германии. Их цели непосредственно вытекали из целей германского фашизма в войне против СССР: политической — уничтожить коммунистическую идеологию и Советское государство; экономической — превратить Советскую страну в аграрно-сырьевой придаток, источник дешевой рабочей силы, во внутреннюю колонию фашистской Германии. Как подчеркивалось в «Директивах по руководству экономикой во вновь оккупированных Boсточных областях», принятых еще до нападения на СССР, «совершенно неуместна точка зрения, будто оккупированные области должны быть как можно скорее приведены в порядок, а экономика их — восстановлена. Напротив, отношение к отдельным частям страны должно быть дифференцированным. Развитие хозяйства и поддержание порядка следует проводить только в тех областях, где мы можем добыть значительные резервы сельскохозяйственных продуктов и нефти. А в остальных частях страны, которые не могут прокормить сами себя, т.е. в Средней и Северной России, экономическая деятельность должна ограничиваться использованием обнаруженных запасов». Не случайно фашистские захватчики цинично отвергли основные принципы режима оккупации, содержащиеся в приложении к Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, согласно которым оккупированная территория остается территорией того государства, которому она принадлежала до оккупации, и поэтому оккупационные власти обязаны уважать законы, обычаи и традиции, существующие на занятой территории. Начиная с первых дней вступления на советскую территорию войск фашистской Германии и ее сателлитов стал устанавливаться жестокий режим, создавались лагеря смерти и гетто, повсеместно проводились аресты и расстрелы граждан. Во многих населенных пунктах имелись карательные органы оккупантов, в селах — полицейские, в крупных населенных пунктах — подразделение СС и охранные части. Для укрепления и поддержания оккупационного режима гитлеровцы широко использовали охранные дивизии, гестапо, контрразведку, полевую жандармерию, специальные отряды и команды для борьбы с партизанами, полицейские и антисоветские националистические формирования.
На оккупированных территориях фашисты запретили все советские государственные органы и общественные организации, жителям запрещалось без особого разрешения властей отлучаться из мест их постоянного проживания. Население оккупированных фашистами территорий не имело ни политических, ни экономических, ни юридических прав. Для граждан в возрасте от 18 до 45 лет (для граждан еврейской национальности от — 14 до 60 лет) вводилась трудовая повинность. Рабочий день даже на вредных производствах длился 14-16 ч в сутки. Лиц, уклонявшихся от работы, отправляли в каторжные тюрьмы или на виселицу. Оккупационные власти отказались снабжать население продовольствием. В особенно трудных экономических условиях оказались городские жители. Ряд городов были охвачены голодом. На оккупированных территориях вводились телесные наказания, штрафы, натуральные и денежные налоги, размеры которых большей частью устанавливались оккупационными властями произвольно. Введением налогов оккупанты хотели придать своей грабительской политике видимость «законности», хотя сами налоги большой частью вводились без учета возможностей их выплаты. К неплательщикам захватчики применяли репрессии вплоть до расстрела. Часто взимание налогов превращалось в крупные карательные операции. В годы войны в оккупированные районы стали возвращаться белоэмигранты, надеясь вернуть потерянные привилегии. В ряде районов создавались профашистские партии и союзы, из предателей формировались воинские подразделения. Они не оказали заметного влияния на ход боев на фронте или на сдерживание партизанского движения в тылу врага. Однако на их совести сотни тысяч погибших советских людей. Чем обернулась политика грабежа и насилия, видно из документов Государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний. За 1941-1945 гг. полностью или частично было уничтожено и разграблено почти 32 тыс. промышленных предприятий, 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, 4100 железнодорожных станций, 36 тыс. предприятий связи. Государственная комиссия установила, что материальный ущерб, причиненный немецко-фашистскими захватчиками Советскому Союза во время войны, составил около 30 % его национального богатства, а в районах, подвергшихся оккупации, — около двух третей. Несколько миллионов советских людей были угнаны на работы в Германию, отправлены в концентрационные лагеря смерти.
Несмотря на развязанный фашистами террор, с первых дней войны на оккупированной советской территории немцы столкнулись с активным сопротивлением жителей. Партизаны и подпольщики, действовавшие на временно оккупированных врагом территориях страны, внесли немалый вклад в отражение гитлеровской агрессии. В их рядах были и пожилые люди, и женщины, и подростки.
Еще в начале 1930-х гг. планом отражения вражеской агрессии предусматривалось широкое развертывание в тылу врага партизанской войны. Однако накануне фашистской агрессии в силу того, что в руководстве страны возобладала доктрина о войне на чужой территории, о войне малой кровью, практическая подготовка к партизанской войне была свернута, и партизанские отряды создавались ценой огромных усилий уже в ходе кровопролитных сражений. На борьбу с захватчиками людей поднимало прежде всего чувство патриотизма, желание защитить Родину, своих близких. В целях объединения усилий стихийно возникавших партизанских отрядов в тыл противника засылались связные и уполномоченные. Одновременно в прифронтовых районах в экстренном порядке создавались партизанские группы и отряды, которые затем переправляли через линию фронта.
Большое значение в развертывании партизанского движения сыграла принятая на седьмой день войны, 29 июня 1941 г., директива СНК и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей, в которой содержались указания создавать в занятых врагом районах для взрыва мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи партизанские отряды и диверсионные группы. Уже к концу 1941 г. в тылу врага действовало 3500 партизанских отрядов. Всего в годы войны в тылу врага с оружием в руках против немецких захватчиков сражались более 6 тыс. отрядов, в рядах которых насчитывалось более 2,8 млн человек. На начальном этапе войны партизаны в основном вели разведку и осуществляли отдельные диверсии в тылу врага. Но уже в начале 1942 г. взаимодействие партизан с войсками значительно расширилось. Они наносили удары по коммуникациям, штабам и складам противника, наводили авиацию на вражеские объекты.
Для координации действий партизанских отрядов в мае 1942 г. при Ставке Верховного главнокомандования был создан Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД), возглавил П.К. Пономаренко,