ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРЕИМУЩЕСТВА ИНКЛЮЗИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
ПРЕИМУЩЕСТВА ИНКЛЮЗИИ ДЛЯ ОБЫЧНЫХ УЧЕНИКОВ
СТАТИСТИКА НАРУШЕНИЯ СЛУХА У ДЕТЕЙ В РОССИИ
Число детей с нарушениями слуха в РФ превышает 600 тыс.
Около 3 детей из 1000 нормальных родов появляются на свет с нарушениями слуха
Каждый третий ребёнок из 100 в отделении интенсивной терапии новорожденных имеет проблемы со слухом.
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ
ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
личностных качеств, обеспечивающих устойчивую
мотивацию к данной деятельности
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Если в классе обучается ребёнок со снижением слуха, учителю необходимо соблюдать следующие правила:
выразительной, с чётко артикуляцией
Компетентность педагогов в области инклюзивного образования отражается в:
Инклюзия и образование
С каждым годом в общеобразовательную школу приходит всё больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьёзными проблемами (нарушение слуха, зрения, ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.
В последнее время мы часто сталкиваемся с таким понятием как инклюзивное обучение. Что же это такое?
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ИНКЛЮЗИВНОЕ (ВКЛЮЧАЮЩЕЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (фр. inclusif – включающий в себя, лат. include – заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Положение об инклюзивном образовании включено в Конвенцию ООН с 13 декабря 2006 года.
КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Составление индивидуальных программ;
Применение методов и приемов обучения и развития учащегося в соответствии с его заболеванием;
Использование каждым учеником наглядного и дидактического материала на уроках и дома для лучшего усвоения темы;
Вовлечение каждого ученика в творческую деятельность как на уроке, так и во внеклассной работе;
Работа по социализации с каждым учащимся.
ПРЕИМУЩЕСТВА ИНКЛЮЗИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки коммуникации детей с инвалидностью.
В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более насыщенные учебные программы и часто более высокие академические достижения.
Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за счёт характерного для инклюзивных классов обучения в малых группах.
В инклюзивных классах дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом.
ПРЕИМУЩЕСТВА ИНКЛЮЗИИ ДЛЯ ОБЫЧНЫХ УЧЕНИКОВ
Для обычных или одарённых детей нахождение в группе учащихся с особенностями развития не представляет опасность для их успешного обучения.
Обычные ученики и одарённые дети могут получить преимущества при инклюзивном подходе к образованию за счёт улучшения качества обучения и совершенствования педагогических технологий.
Обычные или одарённые ученики, будучи вовлечёнными в обучение своих сверстников (специальный методический подход к обучению в инклюзивном классе, т.е. peer-tutoring), повышают свою самооценку и качества овладения академическими навыками.
В инклюзивном классе дети учатся уважать и ценить своих одноклассников с инвалидностью.
СТАТИСТИКА НАРУШЕНИЯ СЛУХА У ДЕТЕЙ В РОССИИ
Число детей с нарушениями слуха в РФ превышает 600 тыс.
Около 3 детей из 1000 нормальных родов появляются на свет с нарушениями слуха
Каждый третий ребёнок из 100 в отделении интенсивной терапии новорожденных имеет проблемы со слухом.
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Обучение иностранному языку при слуховых нарушениях не может вестись так же, как при обучении лиц, обладающих нормальным слухом. Это связанно с:
затруднением в восприятии и самостоятельном овладении речью;
восприятием речи, имеет искаженный характер из-за неразличения близких по звучанию слов и фраз;
отклонениями в речевом развитии;
бедным словарем;
трудностями коммуникации;
кратковременной памятью;
задержкой в формировании наглядно-образного и наглядно-действенного мышления;
низким уровнем предметной деятельности;
нарушением поведения
СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
диагностика языковых возможностей учащихся;
использование индивидуального и дифференцированного подхода;
постоянный мониторинг успешности овладения ИЯ;
использование различных видов наглядности;
использование мимики, жестов, «языка тела», письма для передачи информации;
использование тактильной методики;
сочетание классических и современных методов обучения ИЯ (ИКТ, метод проектов, портфолио);
учет типа восприятия учащихся (визуал, кинестетик…)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ
Изучение слова с помощью наглядного представления его значения;
Использование предыдущего личного опыта при объяснении слова;
Группировка слов по теме;
Группировка слов в зависимости от сюжетной линии;
Изучение написания слова (люди с нарушением слуха имеют высокоразвитую визуальную память);
Использование синонимов и антонимов при введении слова;
Использование семантических карт новых слов
ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
Предъявление текста с выделенными новыми словами, предназначенными для изучения;
Перевод новых слов на русский язык;
Закрепление значения новых слов с помощью карточек или картинок (видеоматериала);
Перевод текста по предложениям;
Ответы на вопросы по содержанию текста true or false statements (письменно);
Составление мини-сообщений и выражение собственного мнения по содержанию текста
ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В новых социальных условиях, работая по новым образовательным стандартам, педагогический состав учреждений должен овладеть необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики.Совокупность знаний и представлений об особенностях учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Владение способами и приемами работы с этими учениками в условиях инклюзивного образования
Сформированность определенных
личностных качеств, обеспечивающих устойчивую
мотивацию к данной деятельности
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Если в классе обучается ребёнок со снижением слуха, учителю необходимо соблюдать следующие правила:
Посадить ребёнка за первую парту
При объяснении материала стоять лицом
к ребёнку
Речь должна быть эмоциональновыразительной, с чётко артикуляцией
При необходимости повторно объяснить материалОсуществлять тесную связь с родителями и
медработником
Компетентность педагогов в области инклюзивного образования отражается в:
Видеть, понимать, знать психолого-педагогические закономерности и особенности возрастного и личностного развития детей с ОВЗ, находящихся в условиях инклюзивной образовательной среды;
Уметь отбирать оптимальные способы организации инклюзивного образования, проектировать учебный процесс для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием;
Реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами коррекционно-образовательного процесса;
Создавать коррекционно-развивающую среду в условиях инклюзивного образовательного пространства и использовать ресурсы и возможности общеобразовательного учреждения для развития детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников;
Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды.
В заключение следует отметить, что кроме специфического содержания необходимо подобрать технологии, ориентированные на творческое развитие профессиональной компетентности педагогов, включенных в процесс инклюзивного образования. Это обеспечит формирование профессиональной компетентности педагогов системы общего образования и позволит правильно и эффективно решать задачи, связанные с обучением детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в условиях учреждений общего типа.