Файл: Семинара по теме Внеурочная деятельность инструмент творческого и духовного развития личности школьника.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вступительное слово для семинара по теме «Внеурочная деятельность – инструмент творческого и духовного развития личности школьника»

«Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца. Воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с душой человека». Василий Александрович Сухомлинский

Школьный возраст – важный период в становлении личности человека. Это связано с высокой детской восприимчивостью и внушаемостью. Каким станет в будущем человек, зависит от воспитания.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Его основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять его нужно в свободное от обучения время.

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, Концепции духовно-нравственного развития учащихся, являющейся «идеологической и методологической основой ФГОС», внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе: «Внеурочную деятельность следует понимать как личностно - ориентированное взаимодействие педагога и ребенка, целью которого является обеспечение условий развития ребенка, становление его как личности в школьные годы». Отличительной особенностью обновлённого ФГОС является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе.

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.  Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.

В соответствии с федеральным образовательным стандартом основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации нового ФГОС, следует понимать образовательную 
деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Основное предназначение внеурочной деятельности – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей учеников.

Внеурочная деятельность учащихся в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ.

Л. С. Выготский писал «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно»

Важным периодом в развитии и становлении личности является период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка.

Цели внеурочной деятельности :

• создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;

• создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.
Внеурочная деятельность  позволяет решить целый ряд очень важных задач:

• обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;

• оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

• улучшить условия для развития ученика;

• учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

• накопить опыт творческой деятельности

Внеурочная деятельность в общеобразовательных учреждениях осуществляется через:

• дополнительные образовательные программы ;

• деятельность педагогических работников ( учителей: музыки, изо,физической культуры; библиотекаря, психолога). Школа после уроков, как творческая лаборатория. Это мир 

творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, где каждый ученик может раскрыть своё  «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Внеурочная деятельность по новым стандартам предусматривает работу по таким направлениям:

• спортивно-оздоровительное,

• духовно-нравстенное,

• общекультурное,

• социальная

• общеинтеллектуальная

После уроков ученики могут заняться разными видами творчества : ритмикой, изобразительным искусством, подвижными играми, участвовать познавательных беседах, викторинах, конкурсах, узнать побольше о мире профессий и о себе, посетить библиотеку и постараться подружиться с книгой, оформить свое портфолио.

Научить творчеству нельзя, как нельзя природные способности одного передать другому, но помочь раскрыть и развить творческий потенциал личности ученика – это долг и обязанность каждого педагога. Именно через творчество и проявляется человеческая неповторимость, уникальность и индивидуальность. Способствуя проявлению человеком собственной индивидуальности, мы помогаем проявлению его креативности, что вносит свою лепту в решение проблемы развития творческого личности.

Важно, что внеурочная деятельность будь то танцы, песни, живопись и итд, приносит учащимся истинную радость и дает возможность проявить себя в творчестве.

Задатки творческой личности есть у каждого ученика. Учителю надо с помощью разнообразных методов и приёмов работы во внеурочной деятельности, обнаружить эти задатки и, исходя из них, формировать неповторимую творческую личность.

Остановимся на опыте нашей работы в рамках внеурочной деятельности по направлению духовно-нравстенного цикла.

Возьмите, пожалуйста, по одному цветочку, посмотрите, пожалуйста, какого цвета Ваш цветок. Мы видим, что у всех разного цвета цветочки, это послужит нам для образования групп для выполнения заданий. Поделитесь на группы. У нас должно получиться две группы по цвету.


Уважаемые коллеги при выборе цветочка, вы прошли мини тест и того какого цвета вы выбрали цветок, зависит какой талант вам нужно развивать в себе, итак, готовы слушать:

  • красные - В этой группе собрались лидеры во всем, увлеченные, активные, их жизнь насыщена массой поворотных эффектов.

  • синие - Хорошо чувствуют мир невидимого, не выносят одиночества, безгранично преданы.

Я желаю вам удачи

Она всегда вам пригодится.

Я желаю здоровья всем вам

Его никогда не хватает.

Я желаю счастья вам

Оно всегда так ждётся!

Тема мастер-класса «Развитие творческого потенциала личности младшего школьника через организацию внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС» (презентация. Слайд 1).

Один мудрец задал окружающим три вопроса: «Какое дело у человека самое важное? Какое время у человека самое важное? Кто из людей для нас самый важный?» Люди отвечали по-разному. Тогда мудрец сказал им: «Самое важное для нас в жизни дело то, которое мы сейчас делаем. Самое важное время – тот момент, в котором мы живем. Самый важный для нас в жизни человек тот, с которым мы сейчас имеем дело». Рядом с нами находятся наши дети, поэтому они – самые важные для нас люди. Через 5-10 лет у руля государства встанут те, кто сегодня сидит за школьными партами. Станут они расточителями, потребителями или будут истинными патриотами своей страны, духовно-нравственными людьми, знающими и любящими свое отечество, дорожащими традициями, радеющими о процветании Родины… это зависит от нас. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности – воспитание духа. Все это вызывает беспокойство за будущее России. Важно не забывать, что знания являются пищей для ума, а патриотизм от ума не бывает, он бывает только от сердца. Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение. Это чувство сопричастности - основа будущего патриотизма.

Как говорил Л.Н. Толстой: «Нравственность человека видна в его отношении к слову». Мы считаем, что без знания своего родного языка не вырастить патриота. Поэтому мы решили на мастер-класс объединить два направления внеурочной деятельности, по которым работаем.


Сегодня мы покажем вам некоторые приемы работы, которые применяем в своей работе, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

  1. Игра «Дом, который меняет людей».

Мы живем с вами в стране, которая называется? - Россия. В России много городов и районов, в одном из них живем мы с вами. В нашем селе проживают разные люди, есть хорошие, добрые, которые помогают друг другу (я надеюсь, мы с вами такие), а есть наоборот люди злые, не способные на добрые поступки. Но мы с вами знаем и понимаем, что чем больше в мире хороших, добрых людей, тем сильнее будет наша Родина. И каждый человек может из плохого стать хорошим, только иногда ему нужна помощь. Готовы вы оказать помощь и помочь измениться человеку в лучшую сторону?

Хорошо! Сейчас у каждого из вас будет возможность. А поможет нам в этом волшебный дом, который вы нарисуете сами и волшебная фраза, с помощью которой вы позовете человека зайти в дом. Разукрасьте дом так, чтобы при виде его, в любом человеке проснулись добрые чувства. И во время работы подумайте, какую фразу вы скажите, приглашая зайти в ваш дом. (3-5 мин)

А сейчас я попрошу все презентовать свои работы, и обязательно скажите фразу, с помощью которой вы пригласите зайти в дом.

Замечательно! Ваш дом изменил человека! Вы все хорошо справились, и в нашем районе стало больше хороших людей.

  1. Игра на ассоциацию. Данная игра дает учителю представление о сформированности у детей понятий патриотической направленности, словарный запас.

(Россия, героизм, патриот и др. можно использовать слова)

Описание: на каждую букву слова Россия, необходимо назвать ассоциацию:

Р - родная, родина, Русь, русская

О – особая, одна, огромная

С – сильная, смелая, страна

С – свободная, славная, стойкая

И - искусная, историческая, идеальная

Я - ясная, яркая, я,

3. В повседневной речи, чтобы убедить в чем-либо собеседника, мы часто прибегаем к помощи пословиц, ссылаемся на них, подкрепляем ими свои мысли. Немало пословиц о любви к Родине, к родному языку родилось у русского народа. Важно знакомить детей с раннего возраста с мудростью, заключенной в пословицах.

Следующее наше задание: собери пословицу.

1 группа: Чужая сторона и без ветра сушит, и без зимы знобит.