Файл: Толпа. Психологические аспекты работы при большом скоплении людей..doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Что усиливает агрессию?
Алкоголь усиливает агрессию, снижая уровень вменяемости личности, а также ослабляется способность учитывать последствия совершаемых действий. В 65 случаях из 100 или убийца, или жертва принимали алкоголь.
На агрессивность влияет мужской половой гормон тестостерон. Хотя влияние гормонов ярче проявляется у животных, чем у людей, препараты, понижающие уровень тестостеронов у мужчин, склонных к насилию, ослабляется их агрессивные тенденции.
Среди других источников агрессии предполагают низкий уровень нейромедиатора серотонина, недостаток которого отмечается у людей страдающих депрессией.
Генетические влияния:
Наследственность влияет на чувствительность нервной системы к возбудителям агрессии.
Замечено, что с возрастом генетически обусловленная агрессивность возрастает, в то время как влияние семейного окружения уменьшается.
Влияние нервной системы:
Агрессия представляет собой сложенный поведенческий комплекс, поэтому невозможно говорить о существовании в человеческом мозгу четко локализуемого центра агрессии. Однако и у животных, и у человека ученые обнаружили участки нервной системы, отвечающие за проявления агрессии.
Что усиливает агрессию:
Теория агрессии, целенаправленной как инстинкт, наиболее часто ассоциируется с именами Зигмунда Фрейда и Конрада Торенца. Согласно этой теории, агрессивная энергия аккумулируется внутри, как вода в запруде. Хотя аргументы, которые приводятся в доказательство этой теории, весьма слабы, все же нельзя не признать, что на агрессию влияют определенные биологические факторы, такие как наследственность, биохимия крови и устройства центральной нервной системы.
Согласно второй точке зрения, причиной гнева и враждебности является фрустрация. При наличии агрессивных стимулов гнев может провоцировать агрессию. Фрустрация не является следствием депривации как таковой, но возникает в результате глубокого расхождения между уровнем запросов и уровнем реальных достижений личности.
Теория социального научения представляет агрессию как поведение, приобретенное по средствам научения. И наш собственный опыт, и наблюдения за успехами других порой убедительно демонстрируют нам, что агрессия приносит определенную выгоду. При активации этих структур мозга враждебность растет; дезактивация их ведет к уменьшению враждебности. Таким образом,
даже самых кротких животных можно разъярить, а самых свирепых – укротить.
Берковиц и другие ученые обнаружили, что стимулом являются находящиеся в поле зрения оружие.
Оружие не только провоцирует агрессию, но также создает психологическую дистанцию между агрессором и его жертвой. Как было показано в работах Милграма по изучению покорности, пространственная удаленности от жертвы облегчает проявление жестокости. Можно убить ножом, но это труднее и случается реже; куда легче совершить убийство, когда ты просто нажимаешь на курок и от жертвы тебя отделяет значительное расстояние.
Наблюдение насилия по TV.
-
ведет к усилению агрессивности; -
повышает порог чувствительности зрителей к насилию; -
формирует их взгляды на социальную реальность
Что может повлиять на агрессию?
Агрессию вызывает не только фрустрация, но также так называемые аверсивные факторы: боль, невыносимая жара, атакующее поведение, теснота, возбуждение.
Боль. Принципы современной этики строго ограничивают использование болевых стимулов в исследовательских целях.
Жара. На протяжении веков люди рассуждали о влиянии климата на поведение человека. Дискомфорт, вызванный жарой, напрямую подпитывает агрессивность.
Атакующее поведение. Атакующее поведение другого человека, например сознательное причинение боли или оскорбительное действие, является особо сильным возбудителем агрессии.
Теснота. Теснота – субъективное ощущение нехватки пространства – также является стрессогенным фактором.
Возбуждение. Телесное возбуждение усиливает практически любую эмоцию.
б) Паническая толпа объята ужасом, стремлением каждого избежать реальной или воображаемой опасности.
Паника — временное переживание гипертрофированного страха, порождающее неуправляемое, нерегулируемое поведение людей (утрата критики и контроля), иногда с полной потерей самоконтроля, неспособностью реагировать на призывы, с утратой чувства долга и чести.
В основе паники лежит страх — опредмеченная тревога, возникающая как результат переживания беспомощности перед реальной или воображаемой опасностью, стремление любым путем уйти от нее вместо того, чтобы бороться с ней.
В. М. Бехтерев считал, что паника — это «психическая эпидемия кратковременного свойства», которая возникает, в виде «подавляющего аффекта» чаще всего при большом стечении народа, которому как бы «прививается идея о неминуемой смертельной опасности», обусловленной складывающимися обстоятельствами. Паника, по его мнению, неразрывно связана с инстинктом самосохранения, который одинаково проявляется у личности независимо от ее интеллектуального уровня. Внушение в толпе распространяется подобно пожару; оно иногда возникает от случайно сказанного слова, отражающего переживания масс, резкого звука, выстрела, внезапного движения. В исступленной толпе каждый индивид влияет на окружающих и сам подвергается постороннему влиянию.
Классификация паники:По масштабам различают индивидуальную, групповую и массовую панику.
В случае групповой и массовой паники захватываемое ею количество людей различно: групповая — от 2—3 до нескольких десятков и сотен человек, а массовая — тысячи или гораздо больше людей. К тому же массовой следует считать панику, когда в ограниченном замкнутом пространстве (на корабле, в здании) ею охвачено большинство людей, независимо от их общего числа.
Легкую панику можно, в частности, испытывать тогда, когда задерживается транспорт, при спешке, внезапном, но не очень сильном сигнале (звуке, вспышке). При этом человек сохраняет почти полное самообладание и критичность. Внешне такая паника может выражаться лишь легким удивлением, озабоченностью, напряжением.
Средняя паника характеризуется значительной деформацией сознательных оценок происходящего, снижением критичности, возрастанием страха, подверженностью внешним воздействиям. Паника средней глубины часто проявляется При проведении военных операций, при небольших транспортных авариях, пожаре и различных стихийных бедствиях.
Полная паника — паника с отключением сознания, аффективная, характеризующаяся полной невменяемостью - наступает при чувстве ужасной, смертельной опасности. В этом состоянии человек полностью теряет сознательный контроль за своим поведением: может бежать куда попало (иногда прямо в очаг опасности), бессмысленно метаться, совершать самые разнообразные хаотические действия, поступки, абсолютно исключающие их критическую оценку, рациональность и этичность. Классические примеры паники — события на кораблях «Титаник», «Адмирал Нахимов», а также во время войны, землетрясений, ураганов, пожаров в универмагах
кратковременной (секунды, несколько минут) - это, например, паника в автобусе, потерявшем управление;
достаточно длительной (десятки минут, часы) - при землетрясениях, не развернутых во времени и не очень сильных.
пролонгированной (несколько дней, недель) - во время длительных боевых операций, например блокада Ленинграда, ситуация после взрыва на ЧАЭС.
Факторы превращения более или менее организованной группы в паническую толпу.
1. Социальные факторы: общая напряженность в обществе, вызванная происшедшими или ожидаемыми природными, экономическими, политическими бедствиями. Это могут быть землетрясение, наводнение, резкое изменение валютного курса, государственный переворот, начало или неудачный ход войны и т. д. Иногда напряженность обусловлена памятью о трагедии или предчувствием надвигающейся трагедии, приближение которой ощущается по предварительным признакам.
2. Физиологические факторы: усталость, голод, длительная бессонница, алкогольное и наркотическое опьянение снижают уровень индивидуального самоконтроля, что при массовом скоплении людей чревато особенно опасными последствиями.
3. Общепсихологические факторы: неожиданность, удивление, испуг, вызванные недостатком информации о возможных опасностях и способах противодействия.
4. Социально-психологические и идеологические факторы: отсутствие ясной и достаточно значимой общей цели, эффективных пользующихся общим доверием лидеров и, соответственно, низкий уровень групповой сплоченности.
Есть два основных момента, определяющих возникновение паники.
Первый связан главным образом с внезапностью появления угрозы для жизни, здоровья, безопасности, например, при взрыве, аварии, пожаре.
Второй можно связать с накоплением соответствующего «психологического горючего» и срабатыванием «реле» определенного психического катализатора. Длительные переживания, опасения, накопление тревоги, неопределенность ситуации, предполагаемые опасности, невзгоды — все это создает благоприятный фон для возникновения паники, а катализатором в этом случае может быть все что угодно.
Механизм развития бурной динамической паники можно представить как осознаваемую, частично осознаваемую или неосознаваемую цепь:
включение «пускового сигнала» (вспышка, громкий звук, обвал помещения, землетрясение);
воссоздание образа опасности;
активизация защитной системы организма на различных уровнях сознания;
инстинктивного реагирования и следующее за этим паническое поведение.
Возникновение и развитие паники в большинстве случаев связано с действием шокирующего стимула, сразу отличающегося чем-то заведомо необычным.
Для того чтобы привести к настоящей панике, действующий на людей стимул должен быть либо достаточно интенсивным;
либо длительным;
либо повторяющимся (например, взрыв, сирена, автомобильный клаксон, серия гудков и т. п.);
он должен привлекать к себе внимание;
вызывать эмоциональное состояние подчас неосознанного, животного страха.
Этапы реакции:
Первый этап реакции на такой стимул — как правило, резкий испуг, потрясение, ощущение сильной неожиданности, шока и одновременно восприятие ситуации как кризисной, критической, угрожающей и даже безысходной.
Второй этап — обычно замешательство, в которое переходит потрясение, а также связанные с ним хаотичные индивидуальные, часто совершенно беспорядочные попытки как-то понять, проинтерпретировать произошедшее событие в рамках прежнего, обычного личного опыта или же путем лихорадочного припоминания аналогичных ситуаций из известного человеку чужого, как бы заимствованного им, опыта. С этим связано острое чувство реальной угрозы. Когда необходимость быстрой интерпретации ситуации становится особенно актуальной и требует немедленных действий, именно это ощущение остроты мешает логическому осмыслению происходящего и вызывает новый страх. Первоначально этот страх сопровождается криком, плачем, двигательной ажитацией. Если такой страх не будет подавлен, то развивается следующая стадия.
Третий этап — усиление интенсивности страха по известным психологическим механизмам циркулярной реакции. Тогда страх одних людей отражается другими, что, в свою очередь, еще больше усиливает страх первых. Усиливающийся страх стремительно снижает уверенность в коллективной способности противостоять критической ситуации и создает у большинства смутное ощущение обреченности. Завершается все это неадекватными действиями, которые обычно представляются людям, охваченным паникой, спасительными. Хотя на деле они могут совсем не вести к спасению: это этап «хватания за соломинку», в итоге все равно оборачивающийся паническим бегством (разумеется, за исключением тех случаев, когда бежать людям просто некуда). Тогда может возникать подчеркнуто агрессивное поведение: известно, насколько опасен бывает зверь, загнанный в угол, даже если он обычно убегает от опасности.
Четвертый этап — массовое бегство. Паника именно как особый вариант массового поведения реально становится заметной, проявляясь в наблюдаемых феноменах — прежде всего в массовом бегстве. Раньше или позднее именно бегство становится естественным следствием любой паники. Стремление спрятаться, укрыться от надвигающегося страха (ужаса) — естественная реакция. Безоглядное бегство — как правило, апофеоз паники.
Пятый этап — завершение паники. Внешне паника заканчивается по мере прекращения отдельными людьми бегства. Либо они это делают по причине усталости, либо начиная осознавать бессмысленность бегства и возвращаясь в здравый ум». Обычные следствия паники — либо усталость и оцепенение, либо состояние крайней тревожности, возбудимости и готовности к агрессивным действиям.