Файл: Учебник для студентов вузов под ред. И г. Б. Поляка е изд, перераб и доп. М юнити.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 962

Скачиваний: 236

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И
СТОРИЯ
Р
ОССИИ
Под редакцией
???????????? ??????? ????? ??, ?????????? Г.Б. Поляка Третье издание,
переработанное и дополненное Рекомендовано Министерством образования
Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебно-методическим центром Профессиональный учебник в качестве учебника для студентов высших учебных заведений Москва

УДК 94(47)(075.8)
ББК я
И Рецензенты доктор исторических наук, профессор Ш.М. Мунчаев доктор исторических наук, профессор В.В. Черепанов
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Редактор издательства ГА. Клебче
История России учебник для студентов вузов / под ред. И Г.Б. Поляка. — е изд, перераб. и доп. — М ЮНИТИ-
ДАНА,
— 687 с илл. — (Серия «Cogito ergo sum»).
I. Поляк, Георгий Борисович, ред 978-5-238-01639-9 Агентство CIP РГБ В соответствии с российской историографией исторические события, процессы и явления рассматриваются по важнейшим хронологическим периодам Киевская Русь, феодальная раздробленность и монголо-татарское иго, формирование единого централизованного государства в XV—XVII вв., развитие России в период абсолютной монархии XVIII—XIX вв., Россия в ХХ — начале XXI в. Учебник отличает полнота анализа отечественной истории — авторы рассматривают в комплексе экономику, политику и культуру страны. Новое издание значительно переработано и дополнено новыми фактами из российской истории. Для студентов вузов, колледжей, а также широкого круга читателей. Издание иллюстрировано.
ББК я
ISBN 978-5-238-01639-9
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 1997, 2002, 2009 Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания.
Воспроизведение всей книги или какой-либо ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства.
© Оформление «ЮНИТИ-ДАНА», 2009 2017.

Оглавление
Предисловие XVI Вводная глава. История России как наука
1 Сущность, формы, функции исторического знания
1 Функции и принципы исторического познания
3 Методы исторического познания и исторические источники
5 Периодизация истории
7 Русская историческая школа
9 Глава 1. Исторические пути России
18 1.1. Экстенсивный и интенсивный пути развития России
18 1.2. Западный и восточный пути развития
21 1.3. Самобытный и общие пути развития
23 1.4. Реформы и контрреформы в развитии России
26 1.5. Бунты, восстания, революции в истории России
32 1.6. Основные факторы, повлиявшие на ход исторического развития России
33 Фактор концентрации финансов в истории России
33 Идеология в истории Российского государства
38 Межнациональные и межрегиональные конфликты
39 Демографические факторы в развитии России
41 Криминальный фактор и государственный грабеж
43 Сословия в России
49 Знаменитые люди России
51 Древняя история
55 Глава 2. У истоков славянской государственности 56 2.1. Проблема происхождения славянских народов
56
Откуда есть пошла Русская земля
58 2.2. Формирование праславянских культур
60 2.3. Славяне и их соседи
64
Киммерийцы и скифы
64 Греческие города-колонии и сарматы
66 2.4. Славяне в I—IV вв. н.э.
68 Великое переселение народов. Концепция мутагенеза
Л.Н. Гумилёва
68
Оглавление Славяне и Византия
71 2.5. Восточные славяне в эпоху перехода к государственности
73 Глава 3. Древнерусское государство IX—XIII вв.
77 3.1. Становление российской государственности и концепция норманнистов
77 3.2. Киевская Русь. Первые правители
82 Князь Олег (879—912)
83 Князь Игорь (912—945)
84 Княгиня Ольга (945—957)
85 Князь Святослав (957—972)
87 Владимир I (980—1015). Крещение Руси
88 Ярослав Мудрый (1019—1054)
91 Владимир II Мономах (1113—1125)
92 3.3. Социально-экономическое развитие Древнерусского государства 94 Социальный строй
94 Община 95 Вече 96 Хозяйственная жизнь. Города и ремесла
97 Торговля и денежная система
99 Памятники древнерусского права
101 3.4. Социально-политические изменения в Русских землях в XII—XIII вв.
103 Феодальная раздробленность
103
Владимиро-Суздальское княжество
104 Новгородская боярская республика
105
Галицко-Волынское княжество
107 3.5. Борьба с монголо-татарскими завоевателями. Александр Невский
108 Начало нашествия. Битва на Калке
108
Монголо-татарское иго
112 Александр Невский. Невская битва и Ледовое побоище
115 3.6. Культура Древней Руси
117 Письменность. Литература
118 Ремесло. Зодчество
121 Иконопись. Фрески
123 Музыкальное искусство
124
Оглавление Централизованное Российское государство 125 Глава 4. Образование и развитие
Русского централизованного государства XIV—XVI вв.
126 4.1. Начало объединения Русских земель вокруг Москвы
126 Русские земли в XIII в.
126 Возвышение Москвы и борьба с Тверским княжеством
128 Иван I Калита и его сыновья
130 Продолжение борьбы между Московскими Тверским княжествами
132 4.2. Куликовская битва. Дальнейшее укрепление Русского государства и междоусобные войны
133 Битва на реке Воже и Куликовская битва
133 Нашествие Тохтамыша. Слияние Владимирского и Московского княжеств
136 Хозяйственное развитие Руси. Поместная система землевладения 137 Феодальная война на Руси во второй четверти XV в.
139 4.3. Завершение образования централизованного государства
140 Иван III. Собирание земель
140 Стояние на Угре и свержение монголо-татарского ига
143 Оформление централизованной системы управления
144 Оформление официальной идеологии Русского государства. Москва — Третий Рим
146 4.4. Внутренняя политика Ивана Грозного
147 Боярское правление и Елена Глинская
147 Начало царствования Ивана IV. Избранная рада
148
Судебник и Стоглавый собор. Реформы Ивана IV
150 Опричнина 153
Социально-экономическое развитие
154 Присоединение Поволжья и Сибири
156 Ливонская война (1558—1583)
158 4.5. Культура эпохи формирования Русского национального государства 159 Русское Предвозрождение
159 Литература 160 Архитектура 162 Иконопись 164 Новые тенденции в культуре XVI в.
165 Прикладное искусство и музыка
165
Оглавление Глава 5. Россия на пороге Нового времени (XVII в. Смутное время и Бунташный век
167 5.1. Россия в Смутное время (конец XVI в. — 1613)
167 Правление Бориса Годунова. Появление Лжедмитрия I
167
Лжедмитрий I в Москве
169 Правление Василия Шуйского. Крестьянская война Ивана Болотникова
171 Тушинский вор — Лжедмитрий II
172 Открытая польская интервенция
173 Свержение Шуйского. Семибоярщина
174 Первое и второе народные ополчения. Минин и Пожарский
175 5.2. Россия при первых Романовых
179 Правление царя Михаила Федоровича. Столбовский мири Смоленская война
179 5.3. Внутренняя и внешняя политика России в царствование Алексея Михайловича
182 Начало царствования Алексея Михайловича. Соляной бунт. Соборное Уложение
182 Церковный раскол
184 Крестьянская война под предводительством Степана Разина 187 Воссоединение Украины с Россией. Переяславская Рада
189 Внешняя политика. Русско-польская война (1654—1667)
190 5.4. Экономика России в XVII в.
191 Развитие производительных сил и товарно-денежных отношений 191 Развитие торговли
193 Освоение Сибири
194 Укрепление купечества
195 Финансы и денежная реформа. Медный бунт
196 Реформа Посадское строение
198 5.5. Эволюция государственного управления России в XVII в. 199 Представительные учреждения
199 Армия 202 5.6. Регентство Софьи и начало правления Петра I
202
«Хованщина». Крымские походы
202 Начало царствования Петра. Азовские походы и Великое посольство 204
Оглавление
VII
5.7. Культура России в XVII в.
205 Образование и наука
206 Литература 208 Живописное искусство
210 Зодчество 212 Театр и музыка
215 Российская империя в XVIII—XIX вв.
217 Глава 6. Российская империя в XVIII в. Петровские реформы и дворцовые перевороты 218 6.1. Реформы государственного управления Петра I
218 Реформы административного управления
218 Реформа городского устройства. Судебная реформа
220 Табель о рангах
221 Военные реформы
222 6.2. Внешняя политика Петра I. Окно в Европу
224 Начало Северной войны (1700—1721). Полтавская битва
224 Победы русского флота. Ништадский мирный договор
226
Русско-персидская война (1722—1723)
227 6.3. Социально-экономическая политика Петра I
228 Реформирование сословного строя
228 Развитие промышленности и торговли
229 Налоговая и денежная реформы. Подушная подать
230 Церковная реформа. Отмена патриаршества и учреждение Синода 233 Народные восстания. Восстание Кондратия Булавина
235 Средоточие всей русской истории
236 6.4. Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725—1762)
237 Правление Екатерины I. Петр II
237 Правление Анны Иоанновны. Иван VI
238 Правление Елизаветы Петровны.
Социально-экономическая и внешняя политика
242 186 дней царствования Петра III
245 6.5. Реформаторская деятельность Екатерины II. Восстание Пугачева
247 Основные направления деятельности Екатерины II
247 Административные реформы
248
Оглавление Сословная политика
249 Экономическая политика
251 Чумной бунт. Восстание Пугачева
253 6.6. Внешняя политика России в царствование Екатерины II
256 Разделы Польши
256
Русско-турецкая война (1768—1774)
257 Присоединение Крыма. Георгиевский трактат
258
Русско-австрийский союз и Русско-шведская война
(1788—1790). Русско-турецкая война (1787—1791)
259 6.7. Россия в годы правления Павла I
263
Социально-экономическая и финансовая политика
263 Итальянский и Швейцарский походы русской армии
271 6.8. Русская культура в XVIII в.
273 Начало светского просвещения
273 Развитие науки и техники. Научные экспедиции
274 Просвещение и общественная мысль в эпоху Екатерины II 277 Архитектура и градостроительство
278 Изобразительное искусство
280 Светская музыка и театр
281 Глава 7. Россия впервой половине XIX в.
284 7.1. Первое десятилетие царствования Александра I. 1801—1812 284 Начало царствования. Программа Сперанского
285 Реформирование государственного управления и социально-экономическая политика
287
Антинаполеоновские коалиции. Войны с Персией и Турцией
290 7.2. Россия в 1812—1825 гг.
293 Отечественная война 1812 г.
293 Зарубежная кампания 1813—1814 гг. Венский конгресс и Священный союз
298 Восточный вопрос и Северный Кавказ
299 Внутренняя политика
300 Тайные общества и движение декабристов
305 7.3. Россия в царствование Николая I. Внутренняя политика. Укрепление самодержавия
311 Система государственного управления
312
Социально-экономическая политика. Укрепление дворянства 314
Оглавление Промышленность и торговля
316 Финансовая система
317 Теория официальной народности. Система образования
318 Польское восстание 1830 г. и Кавказская война
320 Развитие общественной мысли консерваторы, либералы и радикалы
322 7.4. Внешняя политика России в царствование Николая I
326 Восточный вопрос. Русско-персидская (1826—1828) и Русско-турецкая (1828—1829) войны
326 Подавление революционных движений в Европе
329 Крымская война (1853—1856)
330 7.5. Культура России впервой половине XIX в.
334 Образование и наука
335 Художественная культура
336 Глава 8. Россия во второй половине XIX в.
Реформы Александра II и контрреформы Александра III
340 8.1. Начало царствования Александра II. Социально- экономическая ситуация в стране
340 Крестьянство накануне реформы
342 Промышленность и торговля
345 Финансовая система
346 Подготовка реформ
347 8.2. Великие реформы
349 Крестьянская реформа. Отмена крепостного права
349 Земская реформа
350 Городская реформа
352 Судебная реформа
353 Военная реформа
354 Реформы в образовании и печати
355 Финансовые и налоговые реформы
358 8.3. Российское общество в е годы
359 Демократизация общества
360 Революционные организации. Народничество
361 8.4. Внешняя политика России. Русско-турецкая война
(1877—1878) 363 8.5. Россия в эпоху Александра III
368 Ведущие государственные деятели эпохи Александра III.
К.П. Победоносцев и В.К. Плеве
369
Оглавление
X
Контрреформы Александра III
371
Социально-экономическая политика
372 Внешняя политика России. Создание двух враждебных союзов 375 Российская империя — многонациональное государство
377 8.6. Культура России во второй половине XIX в.
378 Образование и наука
378 Литература и живопись
380 Музыка 381 Россия в XX вначале в.
383 Глава 9. Россия в 1900—1917 гг.
Буржуазно-демократические революции в России. Первая мировая война
386 9.1. Социально-экономическая и общественно-политическая жизнь вначале в.
386 Экономическая обстановка в стране
387
Социально-политическая обстановка в стране. Создание политических партий
389 9.2. Русско-японская война 1904—1905 гг.
391 Политическая ситуация накануне войны
391 Ход военных действий
393
Портсмутский мирный договори последствия войны
396 9.3. Первая буржуазно-демократическая революция в России. Реформы Столыпина
399 Россия на пороге революции
399 Революция 1905—1907 гг.
400 Государственная дума. Третьеиюньский переворот
402 Реформы Столыпина
403 9.4. Россия в Первой мировой войне (1914—1916)
407 Европа и Россия накануне Первой мировой войны
407 Ход военных действий в 1914—1916 гг. Социально- экономическая обстановка в России
409 9.5. Февральская революция и падение самодержавия. Двоевластие 412
Социально-политическая обстановка накануне Февральской революции
412 Февральская революция. Отречение Николая II
414
Оглавление
XI
9.6. Культура вначале в.
419 Образование и наука
419 Литература и искусство
421 Глава 10. Россия в 1917—1922 гг. Октябрьская революция и Гражданская война
423 10.1. Кризис власти и Октябрьская революция
423 Политические кризисы и социально-экономическое положение страны
423 Октябрьская революция
427 10.2. Первые шаги советской власти. Брестский мир
434 Разгон Учредительного собрания и первая Конституция РСФСР
434 Брестский мири политика военного коммунизма
436 Расстрел царской семьи
437 10.3. Гражданская война 1918—1922 гг.
439 Формирование Белого движения и начало интервенции
439 Расширение Гражданской войны. Диктатура
А.В. Колчака
441 Завершающий этап Гражданской войны
444 10.4. Новая экономическая политика. Образование СССР
447 Экономический и социальный кризисы
447 Переход к НЭПу и партийная оппозиция
448 Реализация НЭПа
449 Образование СССР
451
????? 11. СССР в 1923—1941 гг. Создание тоталитарного государства и строительство социализма
455 11.1. Внутрипартийная борьба. Создание тоталитарного государства 455 11.2. Социально-экономическая политика. Индустриализация и коллективизация
460 Первые пятилетки. Курс на индустриализацию
460 Коллективизация сельского хозяйства и ее результаты
462 Успехи в экономическом развитии
465 Конституция 1936 г.
467 11.3. Массовые политические репрессии х годов
467 11.4. Внешняя политика СССР в 1922—1939 гг.
471
Оглавление Пролетарский интернационализм. Активизация международной деятельности
471
Антикоминтерновский пакт. Пакт Риббентропа—Молотова
474 11.5. Социальные преобразования и развитие культуры в СССР
477 Народное образование и культурное строительство
477
Идеологизация культуры и культурная жизнь страны
480 Смена государственной идеологии. Отношение к религии 482 Глава 12. Великая Отечественная война.
Послевоенные годы (1941—1950)
486 12.1. Великая Отечественная война. Первый этап (1941—1942) 486 Причины и цели войны против СССР
486 Первый этап войны (июнь 1941 — ноябрь 1942). Блокада Ленинграда и Московская битва
490 Немецкая оккупационная политика
495 Патриотизм многонационального советского народа. Национальная политика в военные годы
498 Мобилизация сил на разгром врага
500 Партизанское движение
506 12.2. Второй и третий периоды Великой Отечественной войны (ноябрь 1942 — май 1945)
507 Год коренного перелома. Сталинградская и Курская битвы. Тегеранская конференция
507 Третий, завершающий, этап войны январь 1944 — май 1945)
509 12.3. Потсдамская конференция. Окончание Второй мировой войны. Нюрнбергский процесс
513 Итоги Великой Отечественной войны
514 Нюрнбергский процесс. Неотвратимость возмездия за преступления
516 12.4. СССР в 1946—1950 гг. Восстановление народного хозяйства. Начало холодной войны
518
Социально-экономическое развитие страны. Четвертая пятилетка
518 Послевоенные репрессии
525 Внешняя политика. Начало холодной войны
526 12.5. Культура и искусство в годы войны ив послевоенный период
527
Оглавление Глава 13. СССР во второй половине XX века) 532 13.1. СССР в х гг. Оттепель и семилетний план развития народного хозяйства
532 После смерти Сталина. XX съезд партии
533
Социально-экономическое развитие страны в х годах. Семилетний план (1959—1965)
535 Внешняя политика СССР. Карибский кризис и Варшавский Договор
541 13.2. СССР в е годы. Социально-экономический, идеологический и политический кризисы
544 Экономические реформы (1965—1971)
544
Социально-экономический кризис и его причины
545 Состояние финансовой системы и экономические трудности 551 Конституция СССР 1977 г. Идеологический и политический кризисы
557 Внешняя политика в е —1980 г.
559 13.3. Перестройка и распад Советского Союза. Образование СНГ
561
Социально-экономическое состояние страны. Ускорение и перестройка
561 Реформа политической системы. Первый президент СССР и I съезд народных депутатов РСФСР

565 Парад суверенитетов
567 Распад СССР и образование СНГ
569 Внешняя политика в е — 1990 г.
570 Глава 14. Россия в е — начале XXI в.
573 14.1. Этап радикальных реформ. Углубление экономического и политического кризисов
573 Либерализация цени приватизация
573 Политический и конституционный кризисы. Новая Конституция РФ
576 Нарастание экономического кризиса. Финансовый кризис 1998 г.
577 Чеченская война. Контртеррористическая операция
581 14.2. Последствия реформ х
584
Социально-политические последствия реформ
584
Оглавление Экономические последствия реформ
588
Социально-демографические последствия реформ
590 14.3. Новая Россия в новом тысячелетии
592 Политическая система страны
592
Социально-экономическая политика в 2000—2007 гг.
594 Мировой кризис 2008 г. и экономика России
596 Внешняя политика России вначале в.
599 14.4. Отечественная культура во второй половине
XX — начале XXI в.
601 Культура в х годов. Идеологический диктат и оттепель
601 Образование и наука в е годы
605 Культура перестроечного и постперестроечного периодов 606 Приложение 1 Сравнительная хронология русской и мировой истории
610 Приложение 2 Московские князья. Русские цари.
Российские императоры и императрицы
661 Приложение 3 Руководящие деятели государства
663 Приложение 4 Российские единицы измерения денежного счета
666
Авторы учебника
«История Отечества др экон. наук, профессор Г.Б. Поляк (предисловие, гл. 1, 9, 10, 11, 12, 13, 14) профессор, др экон. наук АН. Маркова (гл. 5) профессор, др экон. наук АС. Квасов (гл. 2) канд. экон. наук, доцент Ф.О. Айсина (гл. 4) доцент, канд. экон. наук С.Д. Бородина (гл. 6) доцент, канд. ист. наук НО. Воскресенская (гл. 8) доцент, канд. экон. наук НС. Кривцова (гл. 3) ст. преподаватель ЕМ. Мурашова (гл. 7) доцент, канд. экон. наук Р.М. Черных (вводная глава)

Предисловие
Все народы планеты имели свое прошлое. Однако не у всех народов было будущее, и нередким явлением было исчезновение целых народов. Каждый гражданин должен знать все о своем Отечестве. Кто не знает прошлое своей страны — не может представить ее будущее. Кто не видит ее будущее — не может создавать настоящее. Любая деятельность человека связана с фиксацией явлений, событий, фактов, показателей, их анализом, планированием и прогнозированием. В свою очередь анализ начинался с оценки имевших место явлений, фактов. Самый древний метод анализа сравнение. Без анализа путем сравнения невозможна диагностика настоящего и прогнозирование будущего. Фиксация и анализ явлений, событий, фактов — это история. Без истории невозможно видение будущего, а, следовательно, его осознанное конструирование. История воспитывает гражданственность, любовь к своему Отечеству. Изучая историю Отечества, необходимо брать за образец все лучшее, что совершали наши предки, предшественники. Но нельзя и умалчивать о негативных страницах нашей истории, о деятельности людей, принесших вред своей стране. Их деяния должны служить предупреждением потомкам, ибо ущерб, нанесенный стране, может быть повторен в будущем. Именно поэтому история должна объективно освещать и комментировать все события и людей. Умышленное приукрашивание или очернительство событий и исторических деятелей непатриотично. Приукрашивание успокаивает, усыпляет народи его лидеров, снижает их активность. Очернительство, ложь дезориентируют их, не позволяют увидеть рациональные элементы в деятельности предков и использовать их в деятельности по- томков.
Только на основе исторической объективности можно взвесить на чашах весов истинные результаты событий и их последствия для страны. Характеризуя исторические события, надо иметь ввиду не только их последствия для современников, но и воздействие на историческое будущее. Этими принципами руководство
Предисловие вались авторы учебника История Отечества, предлагаемого вниманию читателя. История нашего государства — это калейдоскоп героических, трагических, радостных и печальных событий. За сотни лет Российское государство испытало периоды подъема и упадка. Оно неоднократно подвергалось нападениям вражеских полчищ, но всегда находило силы побеждать врагов, преодолевать трудности, восстанавливать хозяйство и добиваться новых успехов. Наперекор врагам, стихиями испытаниям наша страна и ее народы не только не ушли в прошлое и не стали достоянием одной лишь истории, но продолжали развиваться, внося свой вклад в мировую культуру и экономику. Авторы учебника поставили перед собой цель непредвзято, объективно изложить российскую историю, привить уважительное отношение к разным историческим концепциями школам, дать возможность читателям самим делать свои выводы по поводу исторических событий, политических деятелей и деятелей культуры и искусства. В учебнике изложена история русского и других народов, населяющих нашу страну, показана связь российской истории с мировой историей, отражены социально-экономическое, обще- ственно-политическое состояние России, ее культура, наука и искусство на всех исторических этапах
Вводная глава История России как наука Сущность, формы, функции исторического знания Размышления о природе исторического знания также древни, как и сама история. Научное познание окружающей действительности всегда интересовало людей. Известный русский историк профессор Московского университета ВО. Ключевский писал
1
:
Без знания истории мы должны признать себя случайностями, незнающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу. Историческая наука развивается вместе с обществом. В ней, как ив других науках, идет накопление исторических фактов. С расширением кругозора людей, с изучением новых источников совершенствуются теоретические знания. Эти процессы свидетельствуют, что исторические знания позволяют не только понять современность, но и точнее осознать прошлое. История, являясь социальной памятью человечества, передает социальный опыт от одного поколения к другому. Изучение истории это аналитический процесс. Каждая историческая эпоха несет уникальный отпечаток времени. Изучая неповторимое, историк стремится выявить общие законы развития человеческого сообщества. Из более чем 2000 наук, служащих человечеству, история — одна из древнейших. Греческое слово historos означает повествование, рассказ о прошлом, узнанном, исследованном. История — это наука о процессе развития природы и человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни во всем многообразии, противоречивости и конкретности.
1
Ключевский ВО. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. МС Вводная глава
2
Историк ВО. Ключевский о истории как науке писал
1
:
В научном языке слово история употребляется в двояком смысле 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, то есть ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах. История как наука о развитии человеческого общества во всем его многообразии представляет собой совокупность различных действий, поступков отдельных личностей, человеческих коллективов, состоящих в определенной взаимосвязи, составляющих человеческое общество. Поэтому предметом изучения истории являются действия личностей, человечества, совокупность отношений в обществе.
По широте изучения объекта история подразделяется история мира в целом (всемирная или всеобщая история, история континентов (например, история Азии и Африки, история Австралии, история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России, история южных и западных славян. Историческая наука прошла несколько этапов развития по мере развития общества, обобщая опыт многих человеческих поколений, обогащаясь новыми историческими фактами. Основой ее является собирание, систематизация и обобщение фактов. Отрасли исторических знаний выделяют гражданскую историю, политическую историю, историю государства и права, историю государственного управления, историю хозяйства, военную историю, историю религии, социальную, историю культуры, музыки, языка, литературы. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности — орудиям труда, домашней утвари, украшениями др. и целым комплексам — поселениям, могильникам, кладами т.д. К вспомогательным историческим дисциплинам также относятся источниковедение, исследующее исторические источники,
1
Ключевский ВО. Соч Вт. Т. 1. Курс русской истории. ЧМ. С. 14.
История России как наука и историография, задача которой — описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки. История взаимодействует с другими науками, с такими, как психология, социология, философия, юридические науки, литература и др. В отличие от них история рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.) в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Каждая из существующих общественных, экономических и технических наук за время развития человеческого общества прошла свою историю. В тоже время на современном этапе все науки и виды искусства включают исторический раздел, например историю кино, историю религии и т.д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки, такие, как историческая генеалогия, историческая география и др. Функции и принципы исторического познания История выполняет несколько социально значимых функций. Первой из них, как и у всякой другой отрасли исторических знаний, является познавательная, интеллектуально развивающая. Содержанием истории служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, известия о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются внешней и внутренней жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей. Познавательная функция состоит в изучении исторического пути нашей страны, народа ив объективно-истинном, с позиций историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю России. Вторая функция — практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего — корни интереса людей к своей истории.
Вводная глава
4
Третья функция — мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение взгляд на мир, общество, законы его развития — может быть научным, если опирается на объективную реальность исторические факты. История, ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором основана наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания. Важная функция истории — воспитательная. История обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества патриотизм и интернационализм показывает роль личности в развитии общества позволяет познать такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы. Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий. Объективность исторического познания обеспечивается научными принципами. Основной принцип, который необходимо соблюдать при анализе явлений и событий в истории, — историческое познание.
Принцип историзма означает, что исторические факты, любое историческое явление и событие следует изучать в соответствии с исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности ив их развитии. Он позволяет выяснить мотивы поступков и действия исторических личностей. При этом учитывается расстановка классовых сил, партий, общественных организаций в мировом сообществе ив стране. Принцип объективности предполагает опору на факты и явления в их многообразии, противоречивости и с учетом как положительных, таки отрицательных сторон. Для объективности изучения исторических явлений и фактов следует помнить, что факты необходимо накапливать и тщательно анализировать. При этом следует учитывать, что при чтении исторической ли
История России как наука
5
тературы мы встречаемся с субъективными знаниями. Так, летописцы, находящиеся на службе князя, приукрашивали в летописях дела своего князя. Более поздние летописцы при переписывании летописей также вносили свои поправки не всегда объективно (например, Повесть временных лети ее последующие редакции. Поэтому для обеспечения принципа объективности учитывается личность историка, его теоретические и политические взгляды, методология. Принцип социального подхода, ранее называемый классовым, партийным подходом, позволяет рассматривать общественные процессы с учетом различных социальных интересов в обществе, учесть субъективный характер в практической деятельности исторических личностей, в деятельности правительств, партий. Таким образом, ни один исследователь исторических знаний не может быть полностью свободным от взглядов, интересов своего окружения. Принцип альтернативности предполагает степень вероятности осуществления тех или иных событий, явлений, процессов на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Рассмотрение возможностей исторической альтернативности дает возможность иначе оценить исторический путь разных стран, выявить неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее, ответить на вопрос, почему произошло именно это явление, событие. Именно соблюдение и сочетание всех принципов и методов могут обеспечить объективность, научность и достоверность в изучении исторического прошлого. Методы исторического познания и исторические источники Наиболее распространенные методы исторического познания — идеалистическое и материалистическое понимание истории, два основных подхода в исторической мысли, возникшие более двух тысяч лет назад. В методах познания исторических процессов применяются и общенаучные методы анализ, синтез, индукция, дедукция, описание, измерение, объяснение и др. Представители идеалистической концепции в истории счита-
Вводная глава
6
ют, что духи сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Идеалисты считают, что в основе исторического принципа находится духовное, нравственное совершенствование людей, человеческое общество развивает сам человека способности человеку даны Богом. Сторонники же материалистической концепции пришли к противоположному направлению материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, и экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и отношения между людьми. Современная историческая наука основана на диалектико-материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественно- исторический процесс, определяющийся объективными закономерностями и находящийся под воздействием субъективного фактора через деятельность масс, классов, политических партий, вождей, лидеров. Существуют также специально-исторические методы исследования хронологический — предусматривает изложение исторического материала во временной последовательности синхронный предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе исторический метод моделирования статистический метод. Только при сочетании и использовании всех методов и принципов могут быть соблюдены научность и достоверность при изучении исторического прошлого и настоящего страны. История призвана объективно оценивать события и законы исторического развития. В истории постоянно идет накопление и открытие новых фактов и явлений, которые находятся в исторических источниках.
Различают четыре основных вида исторических источников
(1) вещественные, (2) письменные, (3) изобразительные, (4) фонические. Историки, осмысливая совокупность фактов и выявляя закономерности общества, вырабатывают теоретические концепции. К вещественным источникам относятся предметы археологических раскопок (предметы быта, одежды, украшения, домашняя утварь и т.д.). Письменные источники — это летописи, рукописные и печатные книги, судебники, правовые акты и т.д. Изобразительные (художественные) — картины, гравюры. Фонические звуковые записи.
История России как наука Периодизация истории Важная проблема исторической науки — периодизация исторического развития человеческого общества, те. установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран. Со времени развития исторической науки учеными-ис- ториками разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития. Так, древнегреческий поэт Гесиод (VIII—VII вв. до н.э.), автор дидактических эпосов (Теогония и др, делил историю народов на пять периодов божественный, золотой, серебряный, медный и железный, утверждая, что от века к веку люди живут все хуже. Древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) в понимании истории руководствовался теорией круга, в соответствии с которой развитие идет по одной и той же колее зарождение, расцвет, гибель. При этом вектор истории практически отсутствует. Такой взгляд на историю идет по аналогии с жизнью человека, с кругами цивилизации. Свой вариант периодизации предложил немецкий ученый Б. Гильдебранд (1812—1878), который делил историю по типу хозяйства натри периода натуральное хозяйство, денежное хозяйство, кредитное хозяйство. Русский ученый ЛИ. Мечников (1838—1888) установил периодизацию истории по степени развития водных путей сообщения речной период (древние цивилизации, средиземноморский
1   2   3   4

(Cредние века, океанический (Новое и Новейшее время. Карл Маркс (1818—1883), исходя из принципа материалистического понимания истории, разработал вариант периодизации, положив в ее основу способ производства, или формационную концепцию. В соответствии с этой теорией история человечества предстает как последовательная смена общественно-эко- номических формаций (первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической. В отличие от К. Маркса западные ученые XX в. рассматривали исторический процесс как чередование одних и тех же «цик-
1
Способ производства — исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений.
Вводная глава
8
лов» круговорота локальных цивилизаций. Крупнейший представитель этой теории, сторонник цивилизационного подхода — английский историк А. Тойнби (1889—1975). Его томный труд Постижение истории (1934—1961) посвящен фундаментальному анализу возникновения, развития и отмирания цивилизаций.
Тойнби выделяет 21 цивилизацию, для которых характерны универсальные религии, мировые государства и философии. Цивилизационный подход в поиске общих закономерностей исторического процесса основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. При этом здесь учитываются различия, порожденные географической средой обитания, историческими особенностями. Выделяются три основных типа цивилизации.
(1) Народы без идеи развития, те. внеисторического времени. К этому типу относится первобытное состояние общества, для него характерны адаптация, гармония человека и природы, повторение традиций и запрещение нарушать, выраженное через табу. Этот тип цивилизации в настоящее время представлен отдельными племенами, сохранившимися в различных районах земного шара, например австралийские аборигены, американские индейцы, африканские племена, малые народы Сибири) Восточный тип цивилизации (циклический характер развития. Для этого типа характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозных приоритетов. Его отличают отсутствие ярко выраженных классовых различий и развитой частной собственности, наличие кастовых общин, которые, не будучи связанными друг с другом, опираются насильно централизованную власть. Прогресс в таком обществе идет циклами, замедленно. Этот тип цивилизации был широко распространен в Азии, Африке, Америке и продолжает существовать арабо-мусульманская цивилизация.
(3) Европейский тип цивилизации (прогрессивный. В его основе лежат идеи непрерывного развития. С распространением христианства этот тип становится общим для европейских стран. Для него характерны рационализм, престиж результативного труда, развитая частная собственность, рыночные от См Семменикова ЛИ. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М Курсив. С. 40—41.

История России как наука ношения, классовая структура с активно действующими политическими партиями, наличие гражданского общества. Все типы цивилизации равны перед историей, им присущи недостатки и достоинства. В первобытном обществе решена проблема гармонии человека и природы, но человек не само- реализуется. Восточное общество направлено на духовность, ноне ценит личность. Европейская цивилизация дает человеку шанс самореализации, но быстрые темпы развития приводят к мировым войнам, революции, острой социально-классовой борьбе. В е годы ХХ в. американский экономист и политический мыслитель Уолт Ростоу (1916—2003) разработал теорию стадий экономического роста. Он выделил пять стадий экономического роста (1) традиционное общество (2) период предпосылок, или переходное общество (3) период взлета, или сдвига
(4) период зрелости (5) эра высокого массового потребления. Сама идея выделения стадий, которые последовательно должно проходить общество в своем развитии, не нова. Ее корни в концепциях первых социологов О. Конта и Г. Спенсера, на основе которых Маркс создал свою теорию формационного развития. В основу выделения стадии экономического роста
Ростоу положил уровень технического развития. В е годы
Ростоу дополнил свою схему шестой стадией. На этой стадии общество занято поиском путей качественного улучшения жизненных условий человека. Русская историческая школа Русская историческая школа складывалась на протяжении длительного времени. Первыми письменными источниками по истории России являются летописи. Древнерусский летописец монах Киево-Печерского монастыря Нестор (XI в) с вопроса Откуда есть пошла Русская земля начал свой рассказ о русской истории. В е годы XI в. летописцем Нестором были написаны Чтение о жизни и погублении Бориса и Глеба и Житие Феодосия Печерского». Традиция предписывает Нестору авторство первой редакции уникального древнерусского памятника Повесть временных лет, датированного около 1113 г. Летопись
Вводная глава
10
вобрала в себя материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях. Нестора по праву считают основателем русской исторической школы. Обращаясь к христианской морали и идеям, Нестор осуждал раздоры между русскими князьями и подчеркивал самостоятельность Руси. Первая историческая школа датируется XII—XIII вв. Начинается она с церковно-исторических документов — агиографов греч. святой и пишу, содержащих описания жизни святых. Это Житие Леонтия Ростовского (я пол. XII в, Житие Ки- рила Туровского, знаменитого проповедника и писателя
XIII в, Житие Александра Невского и Авраама Смоленского. Среди лучших писателей Древней Руси, посвятивших свое перо прославлению святых, — Нестор, Епифаний Премудрый и
Пахомий Логофет.
Следующие поколения летописцев создавали общерусские летописные своды, писали областные летописи, содержащие огромный исторический материал об исторических деятелях, сражениях и битвах, о тяжелых испытаниях, выпадавших надо- лю русского народа. Все это было выражением закономерности развития русской истории. Канонизация святых на соборах 1547—1549 гг. дала импульс развитию агиографии ив целом исторической науки. К таким историческим документам относятся Житие Симона Воломского, основателя монастыря близ Устюга Великого, Жития святых
Зосимы и Савватия XVI—XVII вв. и др. С образованием Московского государства появилась потребность определить его место среди других стран, предпринимается попытка обосновать происхождение царского самодержавия. В 1560—1563 гг. появилась Степенная книга, в которой история страны изображена как серия сменяющих друг друга княжений и царствований. Основателем российской исторической мысли по праву считают известного государственного деятеля, современника императора Петра I В.Н. Татищева (1686—1751), создавшего первый систематизированный свод отечественной истории — пятитомную Историю Российскую с самых древнейших времен».
Впервые в русской историографии Татищев сделал попытку выявить закономерности в развитии общества, обосновать при
История России как наука чины возникновения государственной власти. Он подготовил первую русскую публикацию исторических источников, введя в научный оборот тексты Русской Правды и «Судебника» (1550) В своем пятитомном труде он первый указал общую периодизацию истории России (1) господство единовластия началось с княжения Рюрика (862—1132); (2) нарушение единовластия — междоусобные войны (1132—1462); (3) восстановление единовластия приход к власти Ивана III (1462).
Татищев стремился дать целостную схему русской истории в рамках всемирно-исторического процесса, где наблюдаются периоды упадка и подъема, при этом он отметил повторяемость этапов в развитии различных народов. Последователи Татищева: И.Н. Болтин (1735—1792), историк, государственный деятель, первый издатель Пространной редакции Русской Правды, автор трудов по древнерусской истории и источниковедению НИ. Новиков (1744—1818) — просветитель, издатель сатирических журналов Трутень, Живописец, Кошелек, ярый противник крепостного права. Русский историк, публицист князь ММ. Щербатов (1733—
1790) ввел в русскую историческую науку такие важные источники, как духовные и договорные грамоты князей, памятники дипломатических сношений и статейные списки посольств. Автор работ История России с древнейших времен (доведена дог, О повреждении нравов в России (опубликована в 1858), свой идеал государства, опирающегося на дворянство, обрисовал в романе-утопии Путешествие в землю Офирскую».
На рубеже XVIII—XIX вв. в России развивалось революцион- но-просветительское понимание истории, основателем которого стал АН. Радищев (1749—1802). Резко обличая самодержавие и крепостничество, Радищев историческое развитие рассматривал как циклический процесс развивающейся борьбы между свободой и деспотизмом. В главном своем произведении — Путешествие из Петербурга в Москву (1790) он правдиво изобразил жизнь народа, обличал самодержавие, изложил широкий круг идей русского Просвещения. Не будучи историком-профессио- налом, Радищев выдвинул тезис о закономерности в истории революционных переворотов, не получивший широкого распро- странения.
Исторические труды XVIII в. были написаны труднодоступным языком даже для современников. Новатором русского язы-
Вводная глава
12
ка стал писатель, историк, публицист НМ. Карамзин (1766—
1826). Его основное историческое сочинение История государства Российского в 12 томах стала не только фундаментальным историческим трудом, но и значительным явлением русской художественной прозы. В этом фундаментальном труде Карамзин как бы следует за летописной традицией и выступает с дидактических назидательных позиций, давших право Пушкину назвать его последним летописцем.
Карамзин считал, что история человечества — это история всемирного прогресса, а главную роль в развитии общества играют великие личности. Как и Татищев и Щербатов, Карамзин отождествлял историю страны с историей государства, а также с историей самодержавия. Нов отличие от Татищева образование единого Российского государства он считал не восстановлением древней монархии, а иной степенью в развитии Руси. Эта концепция официально поддерживалась государством. Ее продолжили сторонники официальной народности. М.П. Погодин
(1800—1875), историк, академик Петербургской Академии наук, был сторонником норманнской теории происхождения Русского государства
1
Историк и публицист Д.И. Иловайский (1832—1920), автор Истории России в 5 томах, учебников по русской и всеобщей истории, будучи сторонником дворянско-охранительной ориентации, в труде Разыскания о начале Руси (е изд, 1882) полемизирует с норманнистами. Д.И. Иловайский — дед русской поэтессы Марины Цветаевой. К середине XIX в. в России сформировалось новое направление в истории — либеральное. Наиболее известные представители этого направления в области всеобщей истории —
Т.Н. Грановский (1813—1855), СМ. Соловьев (1820—1879) и ВО. Ключевский (1841—1911). Основатель государственной школы историков, или юридической школы, — Б.Н. Чичерин (1828—1904). Сформулированный
Чичериным политический принцип либеральные меры и сильная власть встретил поддержку правительства. Чичерин — создатель теории закрепощения и раскрепощения сословий, со М.П. Погодин собрал «Древнехранилище» — значительную коллекцию икон, крестов, различных предметов старины, монет, медалей, оружия, рукописей, старопечатных книги пр. Часть его собрания была приобретена для Публичной библиотеки в Петербурге и Эрмитажа.
История России как наука гласно которой правительство в XVI—XVII вв. создало сословия и подчинило их себе в общегосударственных интересах. В эту школу входили талантливые ученые К.Д. Кавелин (1818—1885), АД. Градовский (1841—1889). Наиболее выдающимся историком XIX в. считают по праву СМ. Соловьева. Главное дело всей его жизни — создание томной Истории России с древнейших времен. В этой работе Соловьев изложил свою историческую концепцию, противоположную официальной версии истории России, обоснованной НМ. Карамзиным. Человеческое общество представлялось Со- ловьеву целостным организмом, развивающимся естественно и необходимо. Он отказался от выделения норманнского и татарского периодов в русской истории и стал считать главным не завоевания, а внутренние процессы развития. Используя сравнительно-исторический метод, Соловьев подчеркнул общие черты развития России с Западной Европой, обосновал своеобразие истории Российского государства. К своеобразию развития он относил географическое расположение России на стыке Европы и Азии и вследствие обусловленных таким расположением страны многовековую борьбу россиян со степными кочевниками. Историк выдвинул концепцию, что вначале на Русь наступала Азия, ас в. Россия перешла в контрнаступление. Этот процесс он объявил торжеством христианства. Заметное событие в исторической науке России — творчество ВО. Ключевского (1841—1911). Он крупнейший представитель русской буржуазной либеральной историографии. Основные фундаментальные работы Ключевского: Курс русской истории ч. 1—5 (1904—1922), Боярская дума Древней Руси, работы по истории крепостного права, сословий, финансов, историографии. Курс русской истории Ключевского — единственная в русской историографии попытка путем постановки основных (по мнению историка) теоретических проблем экономической, общественной и культурной жизни проследить процесс исторического развития России и обосновать общие закономерности развития народа и общества. В е годы XIX в. Ключевский критиковал положения государственной школы и исходил из положения, что колонизация русскими новых земель была вызвана
Вводная глава
14
не деятельностью государства, а природными условиями стран и увеличением роста населения. Труды Ключевского оказали решающее значение на творчество таких ученых-историков, как П.Н. Милюков (1859—
1930), С.Ф. Платонов (1860—1933), МН. Покровский (1868—
1932). Км годам XIX в. ВО. Ключевский создал историческую школу, в которую входили Ю.В. Готье, А.А. Кизиветтер,
М.К. Любавский.
В XIX в. работали также другие талантливые историки. Основной труд историка и публициста В.А. Бильбасова
(1837—1904) — История императрицы Екатерины II». Славист ПС. Бильярский (1819— 1867) исследовал славянские древние памятники, опубликовал материалы для биографии МВ. Ломоносова. Историк, академик Петербургской Академии наук (1914)
В.С. Иконников (1841—1923) создал труды по истории России и Украины, истории русской культуры. Основной его труд — Опыт русской историографии (ч. 1—4). Историку, юристу, социологу эволюционистского направления, академику Петербургской Академии наук (1914) ММ. Ковалевскому
(1851—1916) принадлежат труды по истории общины, общим вопросам социального развития. На развитие исторической мысли России ХХ в. сильное влияние оказал марксизм. В советский период работала целая плеяда замечательных историков. МН. Покровский еще в дореволюционный период в своих исторических исследованиях стоял на материалистической (марксистской) точке зрения. Он был убежден, что история есть политика, опрокинутая в прошлое. Это была формула, ставившая идеологию превыше истины. В е годы им были опубликованы такие крупные исторические труды Русская история в самом сжатом очерке, Внешняя политика России ХХ столетия, труды по истории революционного движения. Историка, академика АН СССР Е.В. Тарле (1875—1955) интересовала внешняя политика России. Для его работ характерны богатство фактического материала и блестящий литературный стиль Наполеон, «Талейран», Нашествие Наполеона на Россию»,
«Крымская война. Тарле ввел в научный оборот многочисленные документы парижских, лондонских и гаагских архивов.
История России как наука
15
Ученый-энциклопедист С.Д. Сказкин (1890 —1973) изучал генезис феодализма и капитализма, интересовался международными отношениями, историей религии, еретическими движениями. Особенно значителен вклад историка в разработку фундаментальных проблем истории Средних веков. Исторические знания органически входят в духовную жизнь общества. Историческая наука представляет собой, как отмечает историк, академик МВ. Нечкина, часть истории культуры, которая порождается условиями исторического развития общества. Выдвижение новых задачи появление новых условий для изучения истории коренным образов изменили проблематику исторических исследований. Расширение тематики и источников базы науки определяются развитием общества.
Б.Д. Греков (1882—1953) — историк, академик АН СССР, автор трудов по истории России, южных и западных славян, русского крестьянства. Основные его труды — Киевская Русь, Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в (1946) и др. На основании всех видов источников Греков пришел к выводу, что восточные славяне перешли от общинного строя к феодализму, минуя рабовладельческую формацию. Греков писал, что Киевская Русь была общей колыбелью русского, украинского и белорусского народов. Свои основные исследования историк, академик НМ. Дру- жинин (1886—1986) посвятил социально-экономической истории России XIX в. и проблемам общественной мысли и революционного движения. Перу академика Б.А. Рыбакова (1908—2001) принадлежат работы по истории России, исследования происхождения древних славян, начальных этапов российской государственности, культуре, развитию ремесел, архитектуре древнерусских городов.
Л.В. Черепнин (1905—1977) — историк, академик АН СССР, основатель научной школы в отечественной медиевистике. Ему принадлежат труды по истории феодализма в России, источниковедению и историографии, палеографии, дипломатике.
1
См Нечкина МВ. О периодизации истории советской исторической науки // История СССР. 1960. № 1. С. 81.
Вводная глава
16
Историк, географ Л.Н. Гумилёв (1912—1992) — создатель учения о человечестве и этносе как биосоциальных категориях. Он исследовал биоэнергетическую доминанту энтогенеза (назвав ее пассионарностью. Ему также принадлежат труды по истории тюрских, монгольских и славянских народов. Академик Д.С. Лихачёв (1906—1999) — автор фундаментальных трудов, посвященных истории русской литературы (в основном древнерусской) и русской культуры. Историк, профессор СО. Шмидт (р. 1922) создал труды по истории России XVI в, истории культуры, историографии, архивоведению. Особое место в истории России занимают издания курсов лекций. Эта добрая университетская традиция продолжается уже почти 150 лет. Интересны курсы по русской истории, содержащие богатейшие фактические материалы и оригинальные концепции ВО. Ключевского и его учеников (ММ. Богословского и А.А. Кизеветттера), а также курсы лекций ученых Петербургской школы — С.Ф. Платонова, А.А. Корнилова. Известны замечательные курсы по истории русского права и православной церкви АД.
1   2   3   4

Градовского, П.В.
Знаменского,
В.И. Сергеевича, НС. Таганцева, по государственному праву — ММ. Ковалевского. Интересны книги для чтения и хрестоматии по истории России ММ. Ковалевского, С.П. Мельгунова, КВ. Сивкова, Хрестоматия по истории русского права М.Ф. Владимирского-
Буданова, Книга для чтения по истории Средних веков, составленная под редакцией профессора П.Г. Виноградова. Бесценно мемуарное наследие ФИ. Буслаева, КН. Бестужева-
Рюмина, СМ. Соловьева, НИ. Костомарова, А.А. Кизеветттера и П.Н. Милюкова. Потребность в обращении к классикам русской истории в нашем обществе назрела давно. Но только с середины х годов ХХ в. наступил период возврата родоначальников русской истории — В.Н. Татищева, НМ. Карамзина, НИ. Костомарова, СМ. Соловьева, ВО. Ключевского и др. Особое значение приобретают слова ВО. Ключевского: История — это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого
История России как наука На изломах истории особенно остро люди испытывают необходимость постичь свое прошлое и стремятся найти в прошлом ответы на актуальные вопросы современности. На современном этапе в России возник повышенный интерес к вопросам истории. Прошлый исторический опыт оценивается различными политическими силами весьма разноречиво. Иногда звучит утверждение, что Россия выпала из мировой цивилизации и весьма проблематично, сможет ли она туда вернуться. Бытует и такое мнение, что у России особый путь, непохожий ни на один путь других стран. Многие до сих пор с ностальгией вспоминают Советский Союз, другие же рады его распаду. Современная Россия находится в поисках путей выхода из сегодняшнего экономического кризиса. Перед Россией стоят задачи дальнейшего развития демократических свобод, независимости средств массовой информации, становления правового государства.
Исторические пути России Исторический путь формирования Российского государства начался с берегов рек Волхова и Днепра и дошел до берегов Северного и Тихого океанов. За это время сформировалась большая русская нация, впитавшая гены и культуру многих народов скифо-сарматских, славянских, угро-финских, тюркских, балтийских, германских и других племен, обитавших на севере Евразийского континента.
1.1. Экстенсивный и интенсивный пути развития России Историческая судьба сложилась так, что в IX—XII вв. попыткам продвижения восточнославянских племен от места их первоначального расселения на юг и юго-запад препятствовали более сильные государства, ив первую очередь Византия. Северное и северо-восточное пространства были заселены слабо организованными племенами, что и предопределило направление экспансии киевских князей, а позже и московских царей на север и восток страны. В свою очередь это движение в малозаселенные пространства обусловило своеобразие истории Российского государства и вошедших в него народов, формирование которых пошло в основном по экстенсивному пути. На протяжении тысячелетий человеческие цивилизации, государства и народы развивались на основе двух путей развития — экстенсивного и интенсивного. Экстенсивный путь связан с количественными факторами расширением осваиваемых территорий, увеличением используемых материальных, людских ресурсов. Показатели экстенсивного развития государства рост территории, увеличение численности населения, увеличение добычи полезных ископаемых и использование других природных ресурсов.