Файл: Сущность, правовое регулирование и методика анализа основных показателей годовой бухгалтерской отчетности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И МЕТОДИКА АНАЛИЗА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

    1. Порядок составления бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность представляет собой вид документации, которая полностью отражает финансовое состояние организации или ИП. В связи с этим при составлении бухгалтерской отчетности всегда требуется соблюсти последовательность этапов, начиная с подготовительных работ и заканчивая собственно ее формированием. Благодаря этому можно добиться корректности и достоверности отчетов.

Рассмотрим основные этапы составления бухгалтерской отчетности:

  • Проверка соответствия информации на счетах бухгалтерского учета первичным документам.

  • Инвентаризация кассы и имущества.

  • Корректировка данных бухучета при выявлении отклонений.

  • Закрытие счетов.

  • Реформация баланса.

  • Непосредственно составление бухгалтерской отчетности.


Порядок составления бухгалтерской отчетности регулируется ПБУ 4/99 и включает следующие группы правил:


  1. Принципы, применимые при составлении бухгалтерской отчетности. К ним, в частности, относятся:

  • Необходимость соблюдения достоверности отражаемой информации.

  • Отражение данных с учетом сведений о филиалах, представительствах и подразделениях.

  • Соблюдение актуальных форм.

  • Заполнение отчетов с учетом показателей как минимум 2-летнего периода.

  • Соблюдение порядка раскрытия информации в зависимости от значения показателей. Если числовые значения по тому или иному показателю отсутствуют, проставляется прочерк. Если показатели существенные, они отражаются обособленно, если несущественные — раскрываются в пояснениях.

  • Отчетная дата — последний день отчетного периода.

  • Отчетный период — с 1 января по 31 декабря. Для новых организаций и ИП — с даты внесения сведений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП по 31 декабря. Если же регистрация произошла после 30 сентября, то отчетный период начинается с даты регистрации, а заканчивается 31 декабря года, следующего за годом образования лица.

  • Наличие в формах отчетности всех необходимых реквизитов, например наименования составителя, периода.

  • Составление на русском языке.

  • Применение валюты РФ.

  • Подписание руководителем (или лицом, наделенным соответствующими полномочиями).


  1. Принципы составления бухгалтерского баланса. Основные этапы, которые при этом важно соблюсти, отражены в статье «Порядок составления бухгалтерского баланса (пример)». Смотрите также образец выписки из бухгалтерского баланса.

  2. Правила, распространяющиеся на отчет о финансовых результатах. Его необходимо заполнить с учетом следующего порядка:

  • Необходимо разделить расходы на связанные с деятельностью организации или ИП и прочие.

  • Выручка отражается за вычетом НДС, акцизов и прочих налогов.

  • Себестоимость должна быть сформирована без учета коммерческих и управленческих расходов.

  • Приводятся показатели формирования чистой прибыли.

  1. Правила, действующие для пояснений к балансу и отчету о финансовых результатах:

  • Пояснения должны служить раскрытием сведений учета в соответствии с учетной политикой.

  • В пояснениях необходимо указать, что порядок составления бухгалтерской отчетности должен соответствовать действующему законодательству.

  • Пояснения представляют собой расшифровку информации о разных аспектах хозяйственной жизни, например о движении нематериальных активов, основных средств и т. д.

  • Пояснения при составлении бухгалтерской отчетности приводятся посредством применения специальных форм

  • В пояснениях необходимо отражать информацию о движении денежных средств и изменении капитала.

  • Пояснения должны содержать сведения об основном виде деятельности, среднесписочной численности работников, исполнительном органе компании.

    1. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности

Поскольку бухгалтерская отчетность является публичной и от достоверности ее показателей зависит правильность принятия решений различными пользователями и, как следствие, финансовое благополучие многих хозяйствующих субъектов, правила ее составления и представления регламентируются на законодательном уровне.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности состоит из четырех уровней документов.

Первый уровень (законодательный) представлен Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Этим законом дано определение бухгалтерской отчетности, установлены основные требования к ведению бухгалтерского учета, бухгалтерской документации и регистрации, а также определена система регулирования бухгалтерского учета.



Федеральный закон «О бухгалтерском учете» раскрывает основные положения бухгалтерского учета формирования финансовых результатов: содержание учетной политики о порядке признания доходов и расходов предприятия; требования к оформлению первичной документации, регистров бухгалтерского учета, отражающих доходы, расходы и финансовые результаты за соответствующий отчетный период; содержание бухгалтерской отчетности, отражающей финансовые результаты предприятия.

Вопросы бухгалтерского учета отдельных объектов и раскрытия информации о них в бухгалтерской отчетности регулируются документами второго уровня (нормативными). Это система Положений по бухгалтерскому учету. Положения по бухгалтерскому учету определяют правила отражения в бухгалтерском учете информации о различных объектах учета и перечень показателей, которые должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности. Основным Положением, раскрывающим содержание бухгалтерской отчетности и требования, предъявляемые к ней, является ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации". Оно определяет также правила оценки статей бухгалтерской отчетности и состав информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности. ПБУ 4/99 применяется Министерством финансов Российской Федерации при установлении:

  • типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности;

  • упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций;

  • особенностей формирования сводной бухгалтерской отчетности;

  • особенностей формирования бухгалтерской отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организации;

  • особенностей формирования бухгалтерской отчетности страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредничества;

  • порядка публикации бухгалтерской отчетности.

Методика учета и отражения отчетности отдельных операций устанавливается документами третьего уровня (методическими). К ним относят:

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н);


- Формы бухгалтерской отчетности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 02.07.2010 г. № 66н);

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 г. №49) и др.

К документам четвертого уровня относят рабочие документы организаций, устанавливающие правила ведения бухгалтерского учета и отчетности на основе выбора одного из способов, предложенных Минфином России. Это в первую очередь учетная политика, разработанная и утвержденная в соответствии с требованиями ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации". Поскольку выбранные варианты оценки активов и обязательств, а также изменения могут повлиять на величину показателей бухгалтерской отчетности, организации обязаны раскрывать существенные способы и приемы ведения бухгалтерского учета в пояснительной записке, входящей в состав годовой бухгалтерской отчетности.

При организации учетной политики предполагается, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке. Допущение непрерывности деятельности является основополагающим принципом бухгалтерского учета и гарантирует полноту и объективность бухгалтерской отчетности, которая позволит пользователю составить мнение о перспективах деятельности организации как минимум в следующем году после отчетного. Это обеспечивается достоверностью бухгалтерской информации и раскрытием фактов, способных повлиять на непрерывность деятельности компаний, таких как события после отчетной даты или условные факты хозяйственной деятельности.

Требования нормативных документов по бухгалтерскому учету и раскрытию в отчетности информации об отдельных объектах и операциях позволили в настоящее время перейти от набора унифицированных показателей к индивидуальным, позволяющим получить полное и достоверное представление об имущественном и финансовом состоянии конкретной организации. Организациям предоставлено право отступать от установленных правил и включать в бухгалтерскую отчетность дополнительные показатели и пояснения.

Вышеприведенное нормативное регулирование бухгалтерской отчетности связано с реализацией Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.


В настоящее время постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 г. № 107 утверждено "Положение о порядке признания Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации". Этим документом определено, что "под признанием документов, входящих в состав МСФО, понимается процесс принятия решения о введении каждого документа, входящего в состав МСФО, в действие на территории Российской Федерации, заключающийся в последовательном осуществлении следующих действий:

а) официальное получение от Фонда документа международных стандартов;

б) экспертиза применимости документа международных стандартов на территории Российской Федерации;

в) принятие решения о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации;

г) опубликование документа международных стандартов. Положение состоит из четырех разделов:

I. Общие положения.

В этом разделе описывается решение о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации, условия его применимости, порядок признания и вступления в силу.

II. Экспертиза применимости документа международных стандартов на территории Российской Федерации.

Здесь описываются все процедуры экспертизы применимости документа международных стандартов на территории Российской Федерации.

III. Принятие решения о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации.

В этом разделе разъясняется, что "решение о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации принимает Министерство финансов Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам и Центральным банком Российской Федерации на основе заключения экспертного органа" и устанавливаются сроки для принятия такого решения.

IV. Опубликование документа международных стандартов.

Здесь описывается порядок опубликования признанного документа международных стандартов.