Файл: Урок биологии по теме "Цитологиянаука о клетке". 5й класс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема урока: Урок биологии по теме "Цитология-наука о клетке". 5-й класс
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
-
Обучающая: познакомиться со строением клеток растений и животных, выяснить черты сходства и различия между ними. -
Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося. -
Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в парах.
Оборудование: таблицы: “Строение растительной клетки”, “Строение животной клетки”, презентация.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
• освоение УУД (формируются умения работать с различными источниками информации, схемами, рисунками); овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
• устанавливание причинно-следственных связей, строение логического рассуждения
Предметные:
• формирование понятия о строении клетки и ее частей.
Личностные:
• формирование представления о единстве всего живого, целостного мировоззрения
• воспитание культуры поведения на уроке, развивать познавательный интерес к биологии;
Оформление доски – новые термины:
микроскоп
органоиды клетки
мембрана
цитоплазма
ядро
митохондрия
лизосома
эндоплазматическая сеть
Основные понятия: клетка, клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, вакуоль.
Ход работы
1.Организационный этап (1 мин)
Здравствуйте ребята! Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Сегодня на уроке нам потребуется ваша активность и ваши способности. И у нас с вами все получится. Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии.
Какую? Вы позже назовете сами.
Учитель: У нас сегодня необычная Гостья
Ученик (Зайпуллаева Айшат)
Я - жизни всей основа!
Но скажу вам только сразу,
Что никто и никогда
Не увидит меня глазом.
Из множества таких как я
Апельсин и киви состоят,
Дуб, сосна, собака, кошка,
Да и гриб на тонкой ножке!
Отгадка кроется в простом-
Я живу во всём живом! (клетка)
-Ребята, она невидимая глазом
-Из множества таких как она состоят разные организмы.
-Она живёт во всём живом. (Слайд 1)
Подумайте, что же это такое? -Клетка! –
(версии детей)
2. Актуализация знаний учащихся (2 мин)
– Что нужно для строительства красивого кирпичного дома?
(Кирпичи – это основа для строительства дома.)
- Из чего состоят слова? (Из слогов, которые складываются из букв – буквы, это основа слогов.)
– Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, которые составляют основу предложений.)
С помощью, каких приборов можно изучать клетки? (С помощью микроскопа).
Назовите основные части микроскопа? (Эрсембиев Ясин)
3. Проверка изученного материала (7 мин)
Прежде, чем приступить к изучению новой темы, мы повторим знания, полученные на предыдущих уроках, которые нам понадобятся для того, чтобы сформулировать тему сегодняшнего урока. Сейчас предлагаю разгадать кроссворд. Проверка по цепочке.
Задания 1. Вопросы к кроссворду:
1. Назовите оптический прибор для рассматривания в увеличенном виде небольших, не различимых простым глазом предметов? __________________
2. Назовите самый простой увеличительный прибор?____________________
3. Что помогает направлять свет? ________________________________
4. Что поднимает и опускает зрительную трубку?
5. Какая часть микроскопа, расположенная на нижнем конце тубуса? ____________________
6. Что служит для прикрепления тубуса и предметного столика, для удобства установки. ____________________
1. Микроскоп. 2. Лупа. 3. Зеркало. 4. Винт. 5. Объектив. 6. Штатив.
Ключевое слово «КЛЕТКА»
– В настоящее время уже не вызывает сомнений, что элементарной единицей растительного и животного организма является клетка.
За столом сидит ученик в роли Роберта Гука (Тумаев Мансур). Он смотрит в микроскоп, и радостный что-то пишет на листе бумаги.
учитель: 17 век, век открытий, противоречий и взлетов в науке. 1665 год – английский физик Роберт Гук, рассматривая под микроскопом, обнаружил весьма интересное явление.
Ученик «Р.Гук»- Тумаев Мансур: Галилео Галилей создал прибор «микроскоп». Благодаря Галилео я стою на пороге открытий! Везде: на сердцевине бузины, а стебле камыша, на пробке любого дерева под микроскопом я увидел целулы (ячейки), клетки, которые выстроились более или менее плотными рядами в моем поле зрения! О, чудо! О, красота и вечная гармония природы!
Учитель: Впервые клетки увидел англичанин Роберт Гук более 300 лет назад. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек.
Ученик: “Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек…”
Учитель: писал Р. Гук в 1685 году. Эти ячейки получили название “клетки”. Позднее ученые установили, что тела растений, животных и человека состоят из клеток.
4. Формулирование темы и цели урока (2 мин).
- О чём сегодня мы будем говорить на уроке?
Клетки различны по форме, размерам и той роли, которую они выполняют в организме.
Ребята! Вспомните все, о чем сговорили, подумайте и скажите, как мы назовем тему сегодняшнего урока? (Ответы.) Подберите научное название.
Учитель: Итак, тема нашего урока «Строение клетки». Слайд2)
(записать проговоренную тему на доске, а дети записывают её в тетрадях)
Как вы думаете: какова цель сегодняшнего урока? (Ответы.)
Цель нашего урока: познакомиться со строением клеток растений и животных, выяснить черты сходства и различия между ними.
7. Изучение новой темы (7 мин).
Ребята!
Живые существа, населяющие нашу планету, очень разнообразны, но все они имеют клеточное строение. Тело растения, животного, человека построено из клеток, словно дом из кирпичей.
Клетка – наименьшая единица живого. Это основная единица строения и развития всех живых организмов. (Запись в тетрадь.)
Цитология – наука изучающая строение и жизнедеятельность клеток.
Каждая клетка имеет три главные части: оболочку, которая одевает клетку; цитоплазму – полужидкую массу, которая составляет основное содержание клетки; ядро – небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме.
Помимо оболочки, ядра, цитоплазмы клетка имеет органоиды: митохондрии, лизосомы, пластиды и др. Подробно об этом вы будите говорить в старших классах. (Слайд 9)
Какие органы живых организмов вы знаете? Каково их значение?
Органоиды, как и органы, выполняют в клетке определенную работу или функцию. Сейчас мы с вами определим функции главных частей клетки.
Вы сейчас будете работать самостоятельно с помощью учебника (стр.32-33).
Задание отобразите на фишбоуне «Органоиды клетки»
(Органоид-постоянные клеточные структуры)
6. Физкультминутка (2 мин)
Какие утверждения верны? Если вопрос правильный вы встаете, если нет сидите.
Если тему не проходили хлопаем в ладоши.
1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов. +
Генетика изучает наследственность и изменчивость.
2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток. +
Листья бывают простые и сложные.
3. Пластиды – есть только у растительных клеток. +
4. Лупа – самый сильный увеличительный прибор. --
Сердце состоит из 4 х камер.
5. Живые клетки только питаются. --
6. Организм человека состоит из клеток. +
7. Закрепление знаний (15 мин)
Теперь в роли органоидов выступят ученики, а вы отгадаете, что это за органоид
Теперь предлагаю заполнить таблицу.
Сначала предлагаю посмотреть небольшое видео и ответить на вопрос: «Наличие какого органоида отличает растительную клетку от животной?»
Укажите черты сходства и различия в строении растительных и животных клеток. Работа у доски.
Клетка | Сходство | Различия |
Животная | Цитоплазма, ядро | Нет вакуолей, нет хлоропластов, нет клеточной стенки |
Растительная | Большие вакуоли, клеточная стенка, Есть хлоропласты |
Клетки растений отличаются от клеток животных именно наличием пластид. Все растительные клетки имеют пластиды. Зеленые растения – хлоропласты.
Все клетки – живые. Назовите признаки живого? Они дышат, питаются, растут и делятся. Из одной клетки получается две. Затем, из каждой новой, когда она вырастет, – еще две. Благодаря этому растет весь организм.
8. Рефлексия. (1 мин)
Урок подходит к концу. Сейчас попробуйте продолжить предложения, которые помогут нам определить, достигли ли мы цели урока. (Слайд 12)
1. На сегодняшнем уроке я узнал, что…
2. Похвалил бы себя за …
3. Сегодня мне особенно удалось …
Итог урока
Красный – на 5
Желтый – на 4
Зеленый – на 3
Белый - на 2
9. Домашнее задание. (1 мин)
Запишем Д\З: П. 8 (пересказ),
1 ряд- вылепить из пластилина объемную модель строения клетки.
2 ряд- доклад Биография Роберта Гука
3 ряд- сочинить сказку про клетку.
Ребята! У нас было изучение новой темы. Я очень довольна вашей работой на уроке. Урок окончен, до свидания.