Файл: Так, теперь хочется немного отойти от темы, и объяснить выбор своей.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 7
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В первую очередь хочется сказать, что данная проблема затрагивает поблемы не только гражданского процесса, но и любого другого: арбитражного, административного, уголовного.
В 2018 г. в Послании Президента РФ Федеральному Собранию были подчеркнуты важность цифровой трансформации и преодоления технологического отставания России, а также необходимость укрепления институтов демократии, в том числе судов2. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2019 г. данные направления также озвучены как приоритетные.
Ну и хочется отметить, что в этой области в отношении судов положительная динамика присутствует. Так, с 2017 г. существует возможность подавать заявления в суд в электронном виде; в 2019 г. в судах нескольких субъектов России начали работу системы автоматического стенографирования. Есть и новые проекты: в числе планов Мосгорсуда было озвучено внедрение элементов искусственного интеллекта для подготовки судебных решений по «бесспорным» делам. Таким образом, начало положено, но правосудие нуждается в дальнейшем реформировании в сторону большего удобства и доступности как для граждан и организаций, так и для судей.
Так, теперь хочется немного отойти от темы, и объяснить выбор своей.
2 слайд
Существуют 2 понятия: электронное правосудие и цифровое правосудие, и их необходимо отделять.
В первом случае речь идет о свойствах носителя информации, во втором — о форме существования данных.Разница в терминах существенна, так как форма хранения информации определяет свойства среды. В частности, цифровое правосудие предполагает переход большей части коммуникаций в цифровую среду и, по крайней мере, равный статус с очно-бумажным взаимодействием, тогда как электронное правосудие предполагает в основном осуществление судами разрешения правовых конфликтов посредством информационно-коммуникационных технологий. Оба процесса основаны на переходе судов к сиситеме электронного документооборота, и представляется, что электронное правосудие — важный шаг на пути к цифровому, т.е. в конечном итоге правосудие должно приобрести цифровую форму.
(ЭП наверно чуть больше, но все же, ЭД как связующее звено, объединяющее понятие, плюс к тому же у рассказа о проблемах электронного правосудия нет начала и конца, поэтому я решила выбрать более узкую тему).
слайд
Так, актуальность темы состоит в нескольких аспектах. Это процессы компьютеризации государства и информатизации его деятельности, на которые обращено внимание и направлена деятельность государства, а также проблемы, с которыми столкнулись суды РФ во время пандемии COVID-19. Так, согласно пленумам Верховного суда Российской Федерации (Далее – ВС РФ), а также заявлениям председателя ВС РФ, в судах увеличилась подача документов в электронном формате, происходит этап информатизации и синтез электронных ресурсов с органами судебной власти. Но, анализируя законодательство в данной сфере, можно обнаружить существенные пробелы, которые проявляются при подаче документов и самое главное во время процесса электронного документооборота деятельности судов.
Компьютеризация и информатизация также отражается и на работе судебной ветви власти Российской Федерации, так были изданы нормативно правовые акты, регулирующие правовую и организационную основу деятельности суда. Поэтому на официальных сайтах судов городов, районов, краевых судов и других, размещается информация о принятии дела, передаче его судье, и другие этапы рассмотрения дела, а также прилагаются документы, связанные с делом. Именно условия, с которыми столкнулись граждане РФ, а также система судов России, во время пандемии 2020 года, связанной с распространением COVID—19, доказали необходимость совершенствования данного комплекса мероприятий.
слайд
Порядок и организацию электронного документирования и вопросов, связанных с ним определяет достаточно широкий список НПА:
Сам процесс электронного документирования в судах начинается с приёмки искового заявления или иного заявления в суд. Так, Гражданский процессуальный кодекс РФ (Далее – ГПК РФ) говорит о возможности подачи искового заявления в электронной форме посредством сети Интернет. Именно с подачи заявления в суд начинается процесс документооборота суда. Впоследствии суд выносит решение по поступившему исковому заявлению, удовлетворяет ходатайства сторон по судебному делопроизводству и т.д.
слайд
ФЗ-149 определяет круг обязанностей суда, как распространителя информации в сети Интернет, к которым относит хранение информации о фактах приёма, передачи, доставки или обработки голосовых информации, письменного текста и других источников информации. А также предоставлять данную информацию государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную работу, идентифицировать пользователей сети «Интернет» и другие [6, ст. 10.1] Таким образом, законодателем Российской Федерации устанавливается обязанность осуществлять электронный документооборот судебной властью, путём размещения поступивших материалов гражданского и уголовного судопроизводства на официальных порталах судебных органов.
Как и печатные документы, электронные тоже нуждаются в верификации. Поэтому российским законодателем был принят ФЗ-63. Согласно положениям данного Закона, при соблюдении установленных законом условий, подписанные электронной подписью документы равнозначны документам на бумажном носителе, подписанные собственноручной подписью
В отличие от выше названных нормативно-правовых актов, ФЗ-262 и Приказ № 36 определяют правовую основу деятельности и организации суда напрямую, а не косвенно. Данное утверждение базируется на статьях 9 и 10 ФЗ № 262, устанавливающих порядок организации размещения информации в сети Интернет о деятельности суда. Под деятельностью суда законодателем подразумевается правоприменительная деятельность судов по рассмотрению и разрешению отнесённых к их компетенции вопросов посредством их конституционного, гражданского и других судопроизводства, и вся совокупность мероприятий организационного характера, обеспечивающих его исполнения, что характерно для всех органов судебной власти [2, ст.5) Данное понятие нашло своё отражение в ФКЗ № 1-ФКЗ от 07.02.2011
слайд
В тоже время статья 2.1 ФЗ № 36 устанавливает внутренний распорядок работы суда в сфере приёма электронных документов. Согласно содержанию данной статьи, Председателем суда или же лицом, исполняющим его обязанности, назначается сотрудник аппарата суда ответственный за приём и обработку электронных документов. Всё это позволяет говорить о том, что процесс электронного документооборота имеет своё место в законодательной системе Российской Федерации. Наличие данного факта должно было снизить нагрузку судов, что можно заметить на практике, однако существуют определённые препятствия для полного раскрытия потенциала электронного документооборота в судебных органах Российской Федерации.
Во-первых, это проблема связанна с лицом ответственным за исполнение обязанностей суда по обеспечению доступа к его деятельности. Законодательством не предусмотрены какие-либо требования к данному лицу, а просто возлагается обязанность на Председателя его выбрать. Должно ли это лицо обладать техническими знаниями для работы с системой «Правосудия» или же он должен обладать юридическими знаниями для определения соответствия поданного документа установленным требования.
слайд
Во-вторых, отдельные положения процессуальных норм содержат в себе положения о выдачи судами документов на бумажном носителе. Так, отдельные положения ГПК РФ все ещё содержат в себе нормы, предусматривающие электронный формат документа, однако не в обязательном порядке. Например, ГПК РФ предоставляет возможность выдачи судебного приказа в электронной форме, однако только по просьбе взыскателя, предусматривая его изготовление на бумажном носителе [3, ст.130].
Подобное препятствие не позволяет вывести электронный формат документооборота в судах на новый уровень, не предоставляя возможности полного перехода на него. Таким образом, суды вынуждены прибегать к бумажным носителям.
Исходя из выше сказанного, следует, что электронный документооборот встречает сопротивление со стороны уже установленных норм, а также пробелов в действующем законодательстве. Согласно новостным статьям Верховного суда Российской Федерации, процесс перехода на электронный документооборот является важным для всей судебной власти РФ, предполагаются различные шаги к его достижению. Однако необязательный характер электронной подачи документов в суд, в результате чего появляется обязательность печатного экземпляра от судебного органа, формирует противоречивую и неблагоприятную правовою основу для полного перехода на электронный документооборот. А существующие пробелы в организации электронного документооборота мешают его полноценному развитию.
Данные препятствия, возможно, преодолеть обычными способами устранения коллизий и пробелов права. Необходимо провести анализ имеющихся норм права, направленных на урегулирование электронного документооборота. Затем провести их кодификацию, различными путями: издание новых, изменение уже имеющихся, в случае пробелов, а также отменить противоречащие друг другу, в случае коллизии между двумя нормами права [10, стр.276-282].
Помимо указанных выше правовых препятствий, необходимо направить взор на наличие материальной основы для перехода к электронному документообороту. Так, суды продолжают пользоваться архивами, в которых складируются дела, тем самым продолжают осуществлять печатный документооборот. Поэтому на мой взгляд необходимо реформирование и материальной основы суда для дальнейшего перехода на электронный документооборот. На сегодняшний день, в Российской Федерации существуют различные базы судебной практики, в сети Интернет, доступные всем гражданам с определёнными ограничениями в доступе к информации, содержащейся в судебных делах. Исходя из этого, можно применить антологичные системы к суду, т. е. организовать закрытую систему серверов, на которых будут храниться судебные дела и иные правовые акты сопровождающие судебный процесс со всех сторон. Решение данного вопроса сможет поспособствовать разрешению различных негативных моментов печатного документооборота. Будет ускорен процесс доступа сторон судопроизводства к делам, хранящихся на серверах судов, путём отправки данных дел по запросу лица, имеющего на это право, посредством сети Интернет. Однако данная сфера электронного
документооборота требует отдельного правового регулирования, хоть и имеет свою основу в уже имеющихся нормативно-правовых актов. Также необходимо упомянуть об ответственность работников суда, отвечающих за электронное информирование о процессе судебного разбирательства посредством сети Интернет. Однако в их случае отсутствует какая-либо ответственность за ненадлежащее исполнение данных обязанностей. Хотя при нарушении возложенных на них обязанностей возникает нарушение гарантированных Гражданский процессуальным правом и Федеральным законом, которые были указанны выше. Так, субъектами гражданского судопроизводства, пропускают сроки на судебные действия, что приводит к существенным проблемам и заставляет суды разбирать дела по тому основанию, что субъект делопроизводства является ненадлежаще информирован. В итоге, посредством всего этого нарушаются принципы законности, гласности и состязательности, лежащие в основе гражданского судопроизводства, на которых оно строиться.